Цели и задачи дисциплины. Основной целью курса является правовая социализация студентов технического университета, обеспечение правового аспекта подготовки высококвалифицированного

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью курса является правовая социализация студентов технического университета, обеспечение правового аспекта подготовки высококвалифицированного специалиста.

Дать будущему инженеру - первичные правовые знания, которые послужат базой для защиты своих прав и свобод законным путем, для формирования правовой культуры и возможностей для уверенной работы и жизни

Наряду с политологией, историей, философией, социологией, и другими учебными дисциплинами политология выступает важным элементом в системе подготовки специалистов инженерно-технического профиля. Правовые знания позволяют избежать негативных последствий незаконных действий в свой адрес со стороны третьих лиц, не попадать в сложные правовые ситуации, действовать в соответствии с законом, быть уверенным в завтрашнем дне и планировать свои действия в соответствии с правовыми нормами.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Студент должен:

знать:

- основы государственной правовой системы и законодательства;

- права и свободы человека и гражданина

- конституционное устройство РФ;

- основные принципы государственного регулирования экономических отношений;

- основные разновидности договоров и принципы обязательственного и договорного права;

- основы системы взаимоотношений «Работник – работодатель»;

- формы ответственности (административной и уголовной) за нарушение российского законодательства.

уметь:

- использовать навыки реализации защиты прав и свобод в различных сферах деятельности;

- работать с нормативными правовыми актами;

- правильно формулировать и выполнять требования нормативно-правовых актов и иных документов;

- грамотно взаимодействовать с юридическими службами, обеспечивающими деятельность предприятия;

Основные критерии оценки знаний студентов на экзамене, при оценке реферата

При оценке знаний студентов учитывается как объем знаний, так и качество их усвоения, понимание учебной дисциплины, место каждой темы во всем курсе, ее связи с предыдущими и последующими темами, оцениваются умение свободно, грамотно, логически стройно излагать изученное, способность защищать свою точку зрения, доказывать, убеждать, вести полемику.

На «отлично» оценивается ответ, в котором показано знание структуры курса, темы, излагаемого вопроса, знание дополнительной литературы, прочное усвоение материала, а также способность к его творческой, самостоятельной оценке.

Оценка «хорошо» предполагает знание структуры курса, темы, излагаемого вопроса, дополнительной литературы, способность сделать самостоятельные выводы, умение выделить главное, комментировать излагаемый материал. Возможны несущественные пробелы в усвоении некоторых вопросов.

На удовлетворительно оценивается усвоение основной части учебного материала, когда студент недостаточно глубоко изучил некоторые разделы курса, допускает нечеткие формулировки, преобладает репродуктивное усвоение (лишь воспроизведение прочитанного).

«Неудовлетворительно» ставится в случае, когда студент не знает значительной части учебного материала, допускает существенные ошибки, когда знания носят отрывочный и бессистемный характер, нет понимания важных узловых вопросов курса, а на большинство дополнительных вопросов даны ошибочные ответы.

Учебная программа определяет обязательный объем изучаемого материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по конкретной специальности.

Примеры ответов на экзаменационный вопрос №2

На «отлично»

Государство - политическая организация общества, действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества Государство отделено от общества, действует на основе права и принуждения в отношении всех представителей общества и осуществляет согласование интересов отдельных слоев общества.

Государство характеризуется следующими признаками

1)территорией, на которой действует его юрисдикция,

2)населением, проживающим данной территории,

3)политической организацией (власть). Органы государственной власти - система органов и организаций, с помощью которых осуществляется управление обществом (армия, милиция, суды, прокуратура и т.д.);

4)суверенитетом - полная независимость государства от других государств в его внутренней деятельности (внутренний суверенитет) и внешних отношениях (внешний суверенитет);

5)правом осуществлять определенные действия в принудительном порядке (например, сбор налогов, пошлин с физических и юридических лиц). Данное право составляет материальную основу государства;

6)правовой системой и правом осуществлять правотворчество.

Функции государства - основные направления деятельности государства. Классификация функций:

1) внутренние - решение определенного круга задач, связанных с внутренней деятельностью государства. Они подразделяются на:

а) охранительные - поддержание правопорядка в государстве;

б) регулятивные - социальная, налоговая, культурная функции. (Например, поддержание необходимого уровня жизни в обществе, сбор налогов, принятие бюджета и иные функции);

2) внешние - служат решению внешнеполитических задач государства. Примером таких функций являются: обеспечение мира и безопасности, поддержка мирового порядка, поддержание обороны страны, внешнеэкономическое сотрудничество. Органами, осуществляющими внешнеполитическую деятельность государства, являются дипломатические учреждения, международные организации, контакт руководителей государств и их представителей.

Форма государства - система организации государственной власти, действующая в совокупности. Она включает в себя следующие элементы:

1)форма правления - система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности, компетенция;

2)форма государственного устройства - территориальная организация государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти. Основные виды форм государственного устройства:

а) унитарное государство - государство, которое имеет простое административно-территориальное деление и составные части которого не обладают суверенными правами и не имеют статуса государственных образований;

б) федерация - такая система государственного устройства, при которой части государства представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом, со всеми вытекающими отсюда последствиями;

в) конфедерация - временное объединение суверенных государств, созданное ими для достижения определенных целей;

3) политический режим - методы осуществления государственной власти, с помощью которых происходит реализация функций государства. К ним относятся убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

Основными формами правления являются:

1) монархия - верховная власть в стране принадлежит правителю по праву наследования на неограниченный период, пожизненно. Монархия как форма правления присутствует в следующих государствах: Великобритания, Швеция, Голландия, Бельгия (в Европе), Саудовская Аравия, Япония (в Азии), Марокко (в Африке) и другие. Существуют два вида монархий:

а) абсолютная - власть монарха ничем не ограничена;

б) ограниченная - одновременно с верховным правителем (монархом) в стране управляет выборный, избираемый народом орган (парламент). Формально в этих странах провозглашено разделение властей и полномочий. Фактически монарх обладает минимумом власти, и его функции имеют больше символический, церемониальный характер (Швеция, Дания, Великобритания, Япония и др.);

2) республика - такая форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Виды республик:

а) президентская - полномочия по формированию правительства принадлежат президенту, который реализует их при незначительном парламентском контроле. При этом президент выполняет функции как главы государства, так и главы правительства;

б) парламентская - президенту принадлежат исключительно представительские функции, правительство формируется парламентом, перед которым оно несет ответственность за свою деятельность.

в) смешанная - характеризуется тем, что в таких республиках правительство подотчетно в своей деятельности и правительству, и парламенту, которые в той или иной мере делят свой контроль над ним. В частности, подобная форма правления характерна для Российской Федерации.

Форма государственного устройства - внутренняя структура государства, характеризующая его национально-территориальное деление, которое в свою очередь раскрывает характер взаимоотношений между высшими органами государственной власти и органами власти составных частей государства.

Основные виды форм государственного устройства:

1) унитарное государство - в государствах этого типа единая территория и единая система государственной власти, территория делится только по административному признаку, в стране действует одна конституция, одна система законодательства, единые денежная система и система органов государственной власти. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении - центра и местных представительных органов. Законодательные органы таких государств представлены, как правило, одной палатой, однако не исключена возможность существования двухпалатного парламента. Палаты парламента унитарного государства в отличие от федерации не имеют специального представительства от регионов страны. (Дания, Португалия). Разновидностью унитарного государства являются:

а) унитарное государство с автономными образованиями - (Китай - 5 автономных районов; Испания - 1 7 автономных сообществ и другие);

б) унитарное государство с отдельными элементами федерализма - государственная единица делится на области, в которых действуют выборные органы власти, советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные

2) федерация - союзное государство, его составные части (субъекты) обладают признаками государства (конституция, органы государственной власти). При этом органы власти субъектов федерации подчинены общефедеральным органам, которым также подчинены силовые структуры (армия, вооруженные силы, полиция и т. д.).

Виды федераций:

а) территориальные - государства делятся на части по территориальному принципу. (США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия; в состав Мексики входят 31 штат и столичный федеральный округ);

б) национальные - деление страны происходит по национальному признаку, на основе проживающих на конкретных территориях народностей;

в) смешанные - деление государства происходит с учетом национального и территориального признака.

3) конфедерация - временное объединение суверенных государств, созданное ими для достижения определенных целей. Конфедерация - союз двух и более государств, при котором союзные органы лишь координируют их деятельность по тем вопросам, которые явились причиной их объединения. Конфедерация характеризуется отсутствием общего аппарата управления, единой денежной системы, а также сохранением государствам и своей самостоятельности. Конфедерации, как правило, создаются на недолгое время, и после достижения своих целей они либо прекращают свое существование, либо объединяются в иную форму государственного устройства, чаще в федерацию.

На «хорошо»

Государство - политическая организация общества, действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества

Государство характеризуется следующими признаками

территорией, на которой действует его юрисдикция,

населением, проживающим данной территории,

политической организацией (власть). Органы государственной власти - система органов и организаций, с помощью которых осуществляется управление обществом (армия, милиция, суды, прокуратура и т.д.);

суверенитетом - полная независимость государства от других государств в его внутренней деятельности (внутренний суверенитет) и внешних отношениях (внешний суверенитет);

Функции государства - основные направления деятельности государства. Классификация функций:

1) внутренние - решение определенного круга задач, связанных с внутренней деятельностью государства. Они подразделяются на:

а) охранительные - поддержание правопорядка в государстве;

б) регулятивные - социальная, налоговая, культурная функции. (Например, поддержание необходимого уровня жизни в обществе, сбор налогов, принятие бюджета и иные функции);

2) внешние - служат решению внешнеполитических задач государства. Примером таких функций являются: обеспечение мира и безопасности, поддержка мирового порядка, поддержание обороны страны, внешнеэкономическое сотрудничество. Органами, осуществляющими внешнеполитическую деятельность государства, являются дипломатические учреждения, международные организации, контакт руководителей государств и их представителей.

Форма государства - система организации государственной власти, действующая в совокупности. Она включает в себя следующие элементы:

форма правления - система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности, компетенция;

форма государственного устройства - территориальная организация государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти. Основные виды форм государственного устройства:

а) унитарное государство - государство, которое имеет простое административно-территориальное деление и составные части которого не обладают суверенными правами и не имеют статуса государственных образований;

б) федерация - такая система государственного устройства, при которой части государства представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом, со всеми вытекающими отсюда последствиями;

в) конфедерация - временное объединение суверенных государств, созданное ими для достижения определенных целей;

Политический режим - методы осуществления государственной власти, с помощью которых происходит реализация функций государства. К ним относятся убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

Основными формами правления являются:

1) монархия - верховная власть в стране принадлежит правителю по праву наследования на неограниченный период.:

а) абсолютная - власть монарха ничем не ограничена;

б) ограниченная - одновременно с верховным правителем (монархом) в стране управляет выборный, избираемый народом орган (парламент). Фактически монарх обладает минимумом власти, и его функции имеют больше символический, церемониальный характер (Швеция, Дания, Великобритания, Япония и др.);

2) республика - такая форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Виды республик:

а) президентская

б) парламентская -

Форма государственного устройства - внутренняя структура государства, характеризующая его национально-территориальное деление, которое в свою очередь раскрывает характер взаимоотношений между высшими органами государственной власти и органами власти составных частей государства.

Основные виды форм государственного устройства:

1) унитарное государство - в государствах этого типа единая территория и единая система государственной власти, территория делится только по административному признаку, в стране действует одна конституция, одна система законодательства, единые денежная система и система органов государственной власти. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении - центра и местных представительных органов. Законодательные органы таких государств представлены, как правило, одной палатой, однако не исключена возможность существования двухпалатного парламента. Палаты парламента унитарного государства в отличие от федерации не имеют специального представительства от регионов страны. (Дания, Португалия).

2) федерация - союзное государство, его составные части (субъекты) обладают признаками государства (конституция, органы государственной власти). При этом органы власти субъектов федерации подчинены общефедеральным органам, которым также подчинены силовые структуры (армия, вооруженные силы, полиция и т. д.).

3) конфедерация - временное объединение суверенных государств, созданное ими для достижения определенных целей. Конфедерация - союз двух и более государств, при котором союзные органы лишь координируют их деятельность по тем вопросам, которые явились причиной их объединения. Конфедерация характеризуется отсутствием общего аппарата управления, единой денежной системы, а также сохранением государствам и своей самостоятельности. Конфедерации, как правило, создаются на недолгое время, и после достижения своих целей они либо прекращают свое существование, либо объединяются в иную форму государственного устройства, чаще в федерацию.

На «удовлетворительно»

Государство - политическая организация общества, выражающая интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления общества

Государство характеризуется следующими признаками

1. территорией, на которой действует его юрисдикция,

2. населением, проживающим данной территории,

3. суверенитетом - полная независимость государства от других государств в его внутренней деятельности (внутренний суверенитет) и внешних отношениях (внешний суверенитет);

Функции государства - основные направления деятельности государства. Классификация функций:

1) внутренние - решение определенного круга задач, связанных с внутренней деятельностью государства. Они подразделяются на:

а) охранительные - поддержание правопорядка в государстве;

б) регулятивные - социальная, налоговая, культурная функции. (Например, поддержание необходимого уровня жизни в обществе, сбор налогов, принятие бюджета и иные функции);

2) внешние - служат решению внешнеполитических задач государства.

Форма государства - система организации государственной власти, действующая в совокупности. Она включает в себя следующие элементы:

1. форма правления - система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности, компетенция;

2. форма государственного устройства - территориальная организация государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти.

Основные виды форм государственного устройства:

а) унитарное государство - государство, которое имеет простое административно-территориальное деление и составные части которого не обладают суверенными правами и не имеют статуса государственных образований;

б) федерация - такая система государственного устройства, при которой части государства представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом, со всеми вытекающими отсюда последствиями;

3. политический режим - методы осуществления государственной власти, с помощью которых происходит реализация функций государства. К ним относятся убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

Основными формами правления являются:

1) монархия - верховная власть в стране принадлежит правителю по праву наследования на неограниченный период.:

а) абсолютная - власть монарха ничем не ограничена;

б) ограниченная - одновременно с верховным правителем (монархом) в стране управляет выборный, избираемый народом орган (парламент).

2) республика - такая форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Виды республик:

а) президентская

б) парламентская -

Форма государственного устройства - внутренняя структура государства, характеризующая его национально-территориальное деление, которое в свою очередь раскрывает характер взаимоотношений между высшими органами государственной власти и органами власти составных частей государства.

Основные виды форм государственного устройства:

1) унитарное государство - в государствах этого типа единая территория и единая система государственной власти, территория делится только по административному признаку, в стране действует одна конституция, одна система законодательства, единые денежная система и система органов государственной власти.

2) федерация - союзное государство, его составные части (субъекты) обладают признаками государства (конституция, органы государственной власти).

Экзамен

Экзамены могут проводиться в устной или письменной формах, а также в форме тестирования. Устная форма предпочтительна, так как письменный экзамен рекомендуется проводить по дисциплинам, содержание которых не требует обширных текстовых ответов, а преимущественно состоит в решении задач, написании или выведении формул или доказывании теорем.

Экзамены проводятся по билетам, утвержденным на заседании кафедры и подписанным заведующим кафедрой.

Билет содержит два вопроса, отражающие основные дидактические единицы учебной дисциплины в соответствии с государственным образовательным стандартом специальности.

Экзаменатору предоставляется право задавать студентам дополнительные вопросы в рамках программы курса.

В аудитории, где принимается экзамен, должны находиться одновременно не более 10 студентов, которые при подготовке к ответу могут пользоваться учебными программами. Сдающий экзамен может взять второй билет. Этот факт учитывается при выставлении оценки.

Положительная оценка сначала заносится в экзаменационную ведомость, затем в зачетную книжку. Оценка «Неудовлетворительно» проставляется только в экзаменационную ведомость. Неявка на экзамен отмечается в ведомости словами «не явился».

Критерии промежуточной аттестации студентов по текущей успеваемости

Студент считается аттестованным по учебной дисциплине, если к указанному сроку:

1) посещаемость занятий составляет 90%;

2) согласно календарному графику выполнены задания семинарских занятий и защищены реферативные работы.

Студент считается не аттестованным по учебной дисциплине, если к указанному сроку:

1) посещаемость занятий без уважительных причин составляет менее 90%;

2) не выполнены в срок согласно календарному графику задания семинарских занятий и не защищены реферативные работы.

Планы семинарских занятий по курсу

«Правоведение»

Занятие 1. Раздел 2. Тема 1. Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. – 2 часа

В результате семинарского занятия студент должен знать:

- структуру Конституции РФ;

- содержание 1, 9 глав Конституции РФ;

- особенности действия норм конституционного права;

- принцип разделения государственной власти по Конституции РФ.

Должен уметь:

- формулировать конституционные правовые нормы;

- определять отличия между конституционными правовыми нормами и нормами иных отраслей права;

- разобраться и объяснить основные принципы конституционного устройства РФ.

1. Сущность и юридические свойства Конституции;

2. Общая характеристика основ российского конституционного строя;

3. Демократический характер Российской Федерации;

4. Федеративное устройство России;

5. Конституционное понятие правового государства;

6. Экономическая система РФ;

7. Социальная сущность Российского государства;

8. Российская Федерация как светское государство;

9. Разделение властей в государственном устройстве Российской Федерации

Литература:

Конституция РФ.

Комментарии к Конституции РФ

Занятие 2. Раздел 2. Тема 2. Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. – 2 часа.

В результате семинарского занятия студент должен знать:

- права, свободы, основные обязанности человека и гражданина в РФ;

- положения Конституции России о правах и свободах человека.

- понятия основ правового статуса человека и гражданина и его принципы.

- система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Должен уметь:

- определять разницу между политическими и гражданскими правами и свободами;

- понимать различия между политическими правами и свободами и правами потребителя;

- защищать свои права и свободы законным способом.

1. Понятие и признаки конституционных прав и свобод человека и гражданина

2. Система и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина

3. Личные права и свободы

4. Политические права и свободы

5. Социально-экономические и культурные права и свободы

6. Защита прав и свобод человека и гражданина

7. Конституционные обязанности граждан РФ

8. Права потребителя и их защита.

Литература:

Конституция РФ.

Комментарии к Конституции РФ

Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей».

Занятие 3. Раздел 2. Тема 3. Федеративное устройство РФ. Федеральное собрание, Президент и Правительство РФ. Судебная система РФ. Местное самоуправление. Поправки и пересмотр Конституции РФ. – 2 часа.

В результате семинарского занятия студент должен знать:

- содержание 3-6 глав Конституции РФ;

- федеративное устройство РФ, виды субъектов РФ и их статус, разделение полномочий и предметов ведения субъектов РФ;

- структуру органов государственной власти РФ;

- полномочия и предметы ведения высших органов государственной власти РФ;

- уровни и полномочия исполнительной власти РФ.

Должен уметь:

- определять принадлежность органа власти к одной из ветвей государственной власти РФ;

- пользоваться нормативными актами, определяющими структуру и полномочия органов власти в РФ;

- применять на практике при анализе нормативно-правовых актов знания об иерархии(соподчиненности) нормативно-правовых актов органов власти разных уровней.

1. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России.

2. Состав Российской Федерации.

3. Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации.

4. Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган РФ.

5. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации.

6. Правительство Российской Федерации: его структура, формирование и компетенция.

Литература:

Конституция РФ.

Комментарии к Конституции РФ

Занятие 4. Раздел 2. Тема 4. Федеративное устройство РФ. Федеральное собрание, Президент и Правительство РФ. Судебная система РФ. Местное самоуправление. Поправки и пересмотр Конституции РФ. – 2 часа

В результате семинарского занятия студент должен знать:

- содержание 7-9 глав и 2 раздела Конституции РФ;

- полномочия и конституционную основу деятельности органов местного самоуправления;

- уровни и полномочия судебной власти РФ.

- виды судов РФ и правила обжалования судебных решений;

- систему органов местного самоуправления Российской Федерации.

- порядок внесения изменений и поправок в Конституцию РФ.

Должен уметь:

- определить в какой суд обращаться за защитой законных прав и интересов;

- участвовать в деятельности местного самоуправления.

1. Понятие судебной власти.

2. Система органов правосудия

3. Принципы судебной власти

4. Судебная реформа в Российской Федерации

5. Основы гражданского и арбитражного процесса

6. Правоохранительные органы

7. Местное самоуправление: конституционные основы, полномочия и предмет ведения;

8. Порядок внесения поправок и изменений в Конституцию РФ.

Литература:

Конституция РФ.

Комментарии к Конституции РФ

Занятие 5. Раздел 4. Тема 1. Основы трудового законодательства и социальное партнерство в сфере труда – 2 часа.

В результате семинарского занятия студент должен знать:

- отличия действия норм трудового права РФ от норм права других отраслей законодательства РФ;

- структуру, принципы, цели и задачи трудового законодательства,

- виды дискриманации и способы защиты.

Должен уметь:

- ориентироваться в нормах трудового права;

- отличать трудовые отношения от схожих видов отношений;

- определять наличие дискриминации прав работника;

1. Понятие трудового права.

2. Предмет, метод, принципы и значение трудового права

3. Права и обязанности работника и работодателя

4. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений.

5. Коллективный договор и соглашения.

6. Обеспечение занятости и трудоустройство.

7. Реформа трудового права

8. Социальное партнерство в сфере труда

Литература:

Трудовой Кодекс РФ.

Комментарий к ТК РФ.

Занятие 6. Раздел 4. Тема 2. Трудовой договор– 2 часа.

В результате семинарского занятия студент должен знать:

- стороны и существенные условия трудового договора (контракта);

- перечень документов, предоставляемых для заключения трудового договора;

- основания для заключения, изменения и расторжения трудового договора;

- гарантии работнику, связанные с трудовым договором

Должен уметь:

- использовать нормы трудового права для защиты от дискриминации при заключении, изменении и расторжении трудового договора

1. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание.

2. Основание и порядок заключения трудового договора (контракта).

3. Основание и порядок изменения трудового договора (контракта).

4. Основание и порядок прекращения трудового договора (контракта).

Литература:

Трудовой Кодекс РФ.

Комментарий к ТК РФ.

Занятие 7. Раздел 4. Тема 3. Рабочее время, время отдыха– 2 часа.

В результате семинарского занятия студент должен знать:

- виды и режимы рабочего времени;

- виды времени отдыха;

- возможности защиты своих прав.

Должен уметь:

- определять гарантии, предоставляемые ТК РФ;

- защищать свои права в соответствии с ТК РФ.

1. Понятие и виды рабочего времени

2. Совмещение и совместительство.

3. Сверхурочный труд.

4. Режимы рабочего времени

5. Понятие и виды времени отдыха.

6. Гарантии, предоставляемые работнику в связи со временем отдыха.

Литература:

Трудовой Кодекс РФ.

Комментарий к ТК РФ.

Занятие 8. Раздел 4. Тема 4. Оплата и нормирование труда – 2 часа.

В результате семинарского занятия студент должен знать:

- определение минимальной заработной платы;

- виды и формы оплаты труда;

- гарантии по оплате труда.

Должен уметь:

- защищать свои трудовые права;

- ориентироваться в нормах ТК РФ, касающихся оплаты и нормирования труда.

1. Минимальная зарплата

2. Гарантии государства по оплате труда

3. Системы и виды оплаты труда

4. Нормирование труда.

5. Правовое регулирование заработной платы

Литература:

Трудовой Кодекс РФ.

Комментарий к ТК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: