Добровольное формирование (объединение) граждан

Это означает, что граждане создают общественные объединения и вступают в них на добровольной основе в результате свободного волеизъявления.

Принцип добровольности означает и то, что гражданин, не удовлетворенный по каким-либо причинам пребыванием в общественном объединении, может беспрепятственно выйти из него. К сожалению, не всегда в уставах общественных организаций данное условие отражается, и его несоблюдение является нарушением Конституции Республики Беларусь и ст. 1 Закона.

Общность интересов.

Статья 1 Закона выделяет именно то обстоятельство, что общественное объединение создается группой граждан для реализации и защиты общих интересов. Следовательно, оно может выступать только от собственного имени или от имени своих членов, а не от имени всех граждан или каких-то социальных слоев населения.

Совместная реализация гражданских, экономических, социальных и культурных прав предполагает наличие общей цели у объединения, ради которой и объединились его учредители. Наличие уставных целей - неотъемлемый признак любого общественного объединения, без которого создание организации невозможно.

Общественные объединения важный институт гражданского общества, необходимое условие существования демократического государства. Они создаются с разными целями, но все они выполняют одинаковые задачи в обществе:

1. Объединение граждан с определенными одинаковыми интересами (например, история, культура либо научные исследования).

2. Представление интересов групп граждан перед государством, государственными органами.

3. Обеспечение деятельности других институтов гражданского общества.

4. Представление интересов граждан в период между выборами.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь Об общественных объединениях общественные объединения действуют на основе принципов добровольности, самостоятельности, гласности. Кроме принципов, упоминаемых Законом, необходимо также добавить принципы законности и демократичности.

Любое общественное объединение подвергается (или должно подвергаться) контролю. Это обусловлено несколькими причинами. С одной стороны, каждое общественное объединение выступает как субъект права, такой же, как и все остальные субъекты права (граждане, коммерческие юридические лица, государственные органы). В связи с этим ему предоставляются определенные права и оно наделяется определенными обязанностями. Государство заинтересовано в том, чтобы общественные объединения (так же, как и остальные субъекты права) действовали в соответствии с законодательством. Для контроля за соответствием законодательству деятельности субъектов права в той либо иной деятельности создаются соответствующие государственные органы. Такой контроль называется внешним. Отличительной его особенностью является то, что проводится он государственным органом либо иным органом, не связанным организационно с общественным объединением.

С другой стороны, члены общественного объединения также заинтересованы, чтобы оно действовало надлежащим образом. Зачастую такое поведение не закрепляется актами законодательства, а устанавливается документами, принимаемыми самим общественным объединением (уставом, положениями, должностными инструкциями, решениями высших и руководящих органов и т. д.). Для контроля за выполнением положений, закрепленных в названных документах, в структуре общественного объединения формируются специальные органы. Контроль со стороны этих структур называется внутренним, поскольку проводится силами самого общественного объединения.

Таким образом, основным отличием внешнего и внутреннего контроля является статус проверяющих субъектов: во внутреннем контроле это органы самого общественного объединения, а во внешнем иные, главным образом государственные, органы. Однако есть и другие отличия.

Так, внешний контроль должен осуществляться за соответствием деятельности объединения законодательству. Это обусловлено тем, что демократическому государству непременно важно, чтобы все субъекты права точно следовали предписаниям, предусмотренным законодательством. В рамках этих предписаний субъекты права вольны делать все, что им захочется.

Внутренний контроль осуществляется также и за соответствием деятельности внутренним правилам. Это обусловлено тем, что если для государства предельно важно только то, что субъекты права действуют в границах дозволенного законодательством, то для членов общественного объединения важно также и то, чтобы организация, в создании, деятельности которой они принимают участие, действовала определенным образом. Требования к такой деятельности утверждаются самими членами объединения и выступают в виде устава организации, положений об организационных структурах, должностных инструкций, решений высших и руководящих органов и т. д. Осуществление контроля за соответствием деятельности объединения внутренним правилам не исключает внутреннего контроля и за соответствием деятельности объединения законодательству. Это объясняется тем, что для членов объединения важно не только непосредственно деятельность объединения в соответствии с их представлениями, закрепленными определенным образом, но также и то, что эта деятельность будет осуществляться в соответствии с законодательством. Заметим, что подобное разделение полномочий внешнего и внутреннего контроля в нашем законодательстве закреплено не очень четко, поскольку Министерству юстиции Республики Беларусь (а так же Управлениям юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов) предоставлено право контролировать соответствие деятельности общественного объединения уставным документам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: