Государство и политические партии

Политическая партия представляет собой один из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан.

Политическая деятельность может рассматриваться как разновидность социальной деятельности, связанной с отстаиванием (или представлением) интересов больших социальных групп (классы, нации, народы, иные социальные общности).

В конституциях различных государств отсутствует определение понятия «политическая партия». В них следующим образом определяются только цели и задачи. Например, политические партии: «содействуют выражению мнений голосованием» (ст. 4 Конституции Франции); способствуют «выражению народной воли и организации политической власти» (ст. 47 Конституции Португалии); «должны служить свободному функционированию демократического режима» (ст. 29 Конституции Греции); должны «демократическим путем содействовать определению национальной политики» (ст. 49 Конституции Италии).

Цели и задачи политических партий отражаются в их уставах и программах. В зависимости от этого выделяются консервативные, либеральные, демократические, революционные, реформистские, буржуазные, крестьянские, пролетарские и иные политические партии. Иногда их деятельность носит прямо противоположный, а иногда и тождественный характер по отношению друг к другу. Для современных политических партий характерны следующие черты:

- это негосударственные, действующие на постоянной основе добровольные общественные организации;

- имеют органы управления и структурные образования;

- имеют устав и программу действий;

- чаще всего имеют фиксированное членство;

- отражают интересы определенного слоя людей.

Первые политические партии стали создаваться еще в Древней Греции. Наиболее авторитетными и стабильно функционирующими современными политическими партиями являются: Демократическая партия США (образована в 1828 г.), Республиканская партия США (1854 г.), Рабочая партия Франции (1879 г.), Народная партия Болгарии (1894 г.), Лейбористская партия Великобритании (1900 г.), Консервативная политическая партия Великобритании.

По вполне понятным причинам самой многочисленной политической партией в мире является коммунистическая партия Китая - 69,6 млн. членов (по состоянию на октябрь 2005 г.). Для сравнения отметим, что самым многочисленным государством Европы является ФРГ с населением в 80 млн. человек. Численность коммунистической партии Советского Союза (КПСС) составляла около 20 млн. членов. В период революционных событий в октябре 1917 г. численность членов ВКП(б) была чуть более 22 тыс., но это не помешало большевикам «найти точку опоры и перевернуть мир».

Самой массовой и многочисленной политической партией в современной российской политической системе является «Единая Россия», насчитывавшая по состоянию на октябрь 2005 г. 521827 членов (в марте 2006 г. ее численность превысила уже 1 миллион человек). Численность КПРФ, ставшей преемницей КПСС, составляла менее 140000 членов.

Со ссылкой на опыт Либерально-демократической партии Японии высказывается точка зрения о целесообразности формирования в стране фактически монопартийной системы на базе «Единой России». В то же время у нее пока отсутствует собственная идеологическая платформа, кроме однозначной поддержки политики, проводимой действующими органами государственной власти. По мнению Е.М. Примакова, «такая поддержка приводит в партию многих из тех, кто рассчитывает на нее как на трамплин к занятию тех или иных должностей в законодательной и исполнительной ветвях власти всех уровней. Но не будем забывать, как в одночасье рухнула КПСС, в члены которой тоже многие вступали по аналогичным соображениям».

Во избежание повторения опыта однопартийных тоталитарных режимов в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Копенгагенская встреча 1990 г.) рекомендовано не предпринимать действий, направленных на слияние партий с государствами.

Законодательства государств запрещают политическим партиям использовать наименования, оскорбляющие расовые, национальные и религиозные чувства, нарушающие общепризнанные нормы морали. Символика политических партий должна быть индивидуализированной и не совпадать с символикой других государственных и негосударственных структур. В ряде стран законодательством предусматривается запрет для государственных служащих на членство в политических партиях. В Российской Федерации политические партии могут начинать свою легальную деятельность только после регистрации своего устава в Министерстве юстиции.

Деятельность политических партий должна носить определяемый государством законный характер и не нарушать права и свободы граждан. В демократических странах на законодательном уровне определяются случаи вмешательства органов государственной власти и должностных лиц, носящие ограничительный характер, в деятельность политических партий. Как правило, это возможно при наступлении чрезвычайных ситуаций в период действия особых правовых режимов, каковыми являются: военное время, военное положение, чрезвычайное положение.

В то же время мировое сообщество выступает единым фронтом за прекращение деятельности экстремистски настроенных политических партий и общественных движений. Не всегда такие усилия приносят положительные результаты. Например, в результате выборов в парламент Палестины (январь 2006 г.) безоговорочную победу одержали представители движения ХАМАС. Это обстоятельство поставило как мировое сообщество, так и отдельные государства перед сложной дилеммой признания этой победы и дальнейшего сотрудничества с Палестиной, или игнорирование результатов прошедших выборов. Ряд стран (Израиль, США) сразу отказались сотрудничать с этим движением. Другие (ООН, Россия, Франция) предпринимают усилия по налаживанию переговорного процесса.

Истории известно много примеров, когда, придя к власти, радикально настроенные политические партии и общественные движения кардинально меняли свои взгляды и убеждения. Одно дело объявлять приоритеты в период предвыборных кампаний, когда отсутствует ответственность за положение дел в государстве. Совсем другой становится ситуация, когда возникает необходимость формирования правительства, которое обязано решать реальные проблемы людей, оказавших ему доверие на выборах. Выбор палестинцев заключается не в желании без конца находиться в состоянии необъявленной войны, а в стремлении большинства из них к миру и нормальной жизни.

В настоящее время в Министерстве юстиции Республики Беларусь зарегистрировано 15 политических партий. В их программных документах представлен самый широкий спектр политических ориентаций, в соответствии с которыми в идеологическом плане белорусские политические партии могут быть классифицированы следующим образом:

Левой - коммунистической - идеологии придерживаются:

1) Партия коммунистов Белорусская (цель - объединение трудящихся для достижения полного освобождения от эксплуатации во всех ее видах и строительство бесклассового общества социальной справедливости);

2) Коммунистическая партия Белоруссии (цель - ориентация общества на социалистический путь развития, единственно ведущий к строительству бесклассового общества социальной справедливости; обновление на добровольной основе государственного союза советских народов);

3) Белорусская патриотическая партия (цель - содействие строительству социально справедливого общества, содействие созданию обновленного союза братских народов и в первую очередь России, Белоруссии, Украины, поддержка Президента в его усилиях по выполнению предвыборной программы и неотложных мер по выводу Беларуси из кризиса).

Левые партии декларируют идеи социальной справедливости и равенства, выступают за построение в Беларуси бесклассового общества, за развитие общественной формы собственности, за освобождение человека от любых форм эксплуатации.

Левоцентристская - социал-демократическая - идеология лежит в основе программных требований таких партий как:

1) Республиканская партия труда и справедливости (цель- создание общества экономического благосостояния и социальной справедливости);

2) Партия «Белорусская социал-демократическая Громада» (цель - создание гуманного, демократического общества на основе многоукладной экономики и разновидности партийных структур; утверждение свободы личности, социальной справедливости и солидарности);

3) Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада) (цель - построение социального общества на принципах свободы, равноправия, социальной справедливости, демократии и приоритета права, независимого демократического правового и социального белорусского государства - равноправного субъекта европейского и всемирного сообщества);

4) Социал-демократическая партия народного согласия (цель- построение цивилизованного правового государства, проведение демократических реформ);

5) Аграрная партия (цель - создание общества социальной справедливости на принципах демократического социализма, втягивание аграрников в процесс политической самообороны, обеспечение приоритетного развития агропромышленного комплекса как условие пищевой безопасности и процветания Родины);

6) Белорусская социально-спортивная партия (цель - создание демократического, экономически сильного, независимого и гуманного государства через совершенствование общественных норм);

7) Республиканская партия (цель - возрождение и создание мощного, суверенного, демократического государства в достаточной степени интеграции с республиками бывшего Союза ССР и странами Запада, которая позволит обеспечить выход из экономического и социально-политического кризиса).

Левоцентристские партии выступают за построение независимого суверенного белорусского государства, равноправного члена мирового сообщества, за социально ориентированную рыночную экономику, за проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства.

Как правоориентированные организации выступают:

1) Партия Белорусского народного фронта (цель - осуществление программы Белорусского народного фронта «Возрождение» путем участия в формировании органов государственной власти Республики Беларусь);

2) Консервативно-Христианская партия (построение демократического общества и сильного белорусского государства).

Их программы выражаются в лозунге «Независимое государство Беларусь - национальное возрождение - общехристианские моральные ценности». Эти партии ставят своей целью форсирование капитализации Беларуси по западноевропейскому образцу, обосновывая ее необходимость включением страны в «мировую цивилизацию».

Правоцентристская - либеральная - идеология является основой деятельности:

1) Либерально-демократической партии (цель - создание благоприятных условий для достойной и благополучной жизни каждого жителя Беларуси);

2) Объединенной гражданской партии (цель - содействие созданию общественного сообщества и правового государства на основе свободных рыночных отношений, приоритета прав человека, общечеловеческих ценностей).

Ценностными приоритетами партий либерального блока являются построение в Беларуси правового государства и гражданского общества, защита прав человека, развитие свободных рыночных отношений, поддержка традиционных семейных ценностей.

Экологический спектр:

Белорусская политическая партия «Зеленые» (цель - создание здоровой жизненной среды для человека, социальные природные показатели обеспечивают максимум возможностей для его развития).

Следует отметить, что подавляющее большинство граждан Беларуси не знакомо с программными требованиями политических партий, и в целом не интересуется их деятельностью. По данным социологических опросов, 2/3 населения республики не поддерживают ни одной партии. Политические партии в нашей стране не имеют серьезного политического веса и не играют значительной роли в политической системе белорусского общества. Это обстоятельство объясняется как историческими, так и социально-экономическими факторами.

Формирование политических партий пришлось у нас на период системного общественного кризиса конца 80 - начала 90-х гг. XX в., когда еще четко не выявились интересы и потребности многих социальных групп, а образование партий намного опережало психологическую готовность населения к осознанию и восприятию происходящих перемен. То есть партии возникали, но не могли привлечь на свою сторону широкие слои населения.

Ситуация существенно не изменилась и на сегодняшний день. Белорусское общество не структурировано, не дифференцировано в социально-политическом плане и, как следствие, в Республике Беларусь пока отсутствует полноценная социальная база для многопартийности. Следует упомянуть и невысокий уровень общей политической культуры граждан Беларуси.

Деятельность политических партий в белорусском обществе часто вызывает негативные оценки. Об этом свидетельствует и рейтинг политических партий, который в последнее время резко упал. По десятибалльной шкале ведущие из них не набирают даже трёх баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: