Беррес Фредерик Скиннер (1904 – 1990)

ТЕОРИЯ ОПЕРАНТНОГО НАУЧЕНИЯ

Скиннер допускал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения.

Понять поведениезначит проконтролировать его, и наоборот.

По Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его.

Скиннер выделяет две разновидности поведения: респондентное и оперантное.

Ø Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени.

Павлов, русский физиолог, первым при изучении физиологии пищеварения открыл, что респондентное поведение может быть классически обусловленным.

Он наблюдал, что пища, помещенная в рот голодной собаки, автоматически вызывает слюноотделение. В таком случае, слюноотделение – это безусловный рефлекс (БР). Он вызывается пищей, которая является безусловным стимулом (БС).

Эксперимент с людьми, который провели Уотсон и Рейнер (1920) иллюстрирует ключевую роль классического обусловливания в формировании таких эмоциональных реакций, как страх и тревога.

Эти ученые обусловливали эмоциональную реакцию страха у 11-месячного мальчика - " Маленький Альберт".

Ø Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией.

Скиннер понимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.

Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается.

Когда это происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления обусловились.

Сила позитивного подкрепляющего стимула таким образом определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту реакций, которые непосредственно предшествовали ему.

И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается.

Например, вы скоро перестанете улыбаться человеку, который в ответ на вашу улыбку всегда бросает на вас сердитый взгляд или вообще никогда не улыбается.

Скиннер полагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями.

По определению, негативные, или аверсивные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их.

Если человек постоянно угрюм, вы, вероятно, попытаетесь совсем избегать его.

Пример ситуации, встречающейся почти в каждой семье, где есть маленькие дети – оперантное научение поведению плача.

Как только маленькие дети испытывают боль, они плачут, и реакция родителей – выразить внимание и дать другие позитивные подкрепления. Так как внимание является подкрепляющим фактором для ребенка, реакция плача становится естественно обусловленной. Однако плач может возникать и тогда, когда боли нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: