1. Понятие потребности. Понятие мотива. Цель деятельности. Структура и основные характеристики мотивационной сферы человека. Теория мотивации А.Н. Леонтьева.
2. Основные формы мотивационной направленности человека: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Смысловая сфера личности.
3. Личность как субъект регуляции деятельности. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности личности. Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа. Жизненная стратегия и жизненная позиция личности. Организация личностью времени своей жизни.
4. Мотивированное поведение как характеристика личности. Уровень притязаний и самооценка. Мотивации достижения успеха и избегания неудачи.
ЛИТЕРАТУРА:
Обязательная:
1. Ю. Б. Гиппенрейтер. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеВеро. 1998 (2006). Лекция 8. (1),
2. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. Гл. 1,2 – СПб., 2003.
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл 2003, стр. 78 -105
|
|
Дополнительная:
1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб., 2003
2. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблем//Современная психология мотивации. М. Смысл, 2002.
Тема 4. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
1. Концепция высших психических функций. Произвольность и опосредование.
2. Понятие интерпсихического и интрапсихического. Механизмы интериоризации – экстериоризации.
3. Знак и знаковое опосредование. Роль языка в формировании и развитии психики человека. Язык как носитель общественного знания.
4. Зона ближайшего развития как базовый механизм развития личности ребенка в процессе совместного общения. Роль «более умелого другого» в формировании зоны ближайшего развития.
5. Вопросы по кинофильму:
ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
1. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. Курс лекций.М.: ЧеВеро 1998 (2006), Лекция 12.
2. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. М.: Смысл, гл. 3, 4.
Обязательный просмотр фильма:
1. «Сила мысли 2: кроличья нора».
Дополнительная
1. Выготский Л.С. Письма к ученикам и соратникам // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 3.
2. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 2001