и составлению его характеристики

Путеводитель по исследованию психиЧеских особенностей уЧащегося

и составлению его характеристики

№ п/п Схема содержания характеристики Методы и методики исследования Литература  
         
I. Общие сведения о школьнике.      
1. Фамилия, имя, возраст, состояние здоровья, общее физическое развитие. Изучение школьного журнала.    
2. Характеристика условий семейного воспитания школьника, культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семье, контроль со стороны родителей за учебой и поведением ребенка. Беседа с классным руководителем, родителями, учеником, с его друзьями. Анкета «Наш ребенок». 11, с.59-63, с.131-134 11, с.59-63  
3. Взаимоотношения в классе: · отношение группы к ученику (положение в коллективе, пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение); · отношение ученика к группе (любит ли их, равнодушен к ним, не любит, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чём основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чём их причина). Беседа с классным руководителем, родителями, членами группы, учеником; наблюдение, направленное на изучение взаимоотношений в классе.    
II. Учебная деятельность школьника. Изучение школьного журнала.    
1. Успеваемость по общеобразовательным предметам. Беседа с классным руководителем. 11, с. 58  
2. Отношение к учению: · интерес к учению, преобладающие учебные интересы; · основные мотивы учебной деятельности; · отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителей и родителей. Наблюдение; анкетирование; беседа с учеником.    
    Анкеты: «Познавательная потребность», «Что нам интересно?», «Любовь к задачам». 11, с. 98-100
«Учебные мотивы». 1, с. 21
Естественный эксперимент «Незаконченное решение». 11, с. 102
Анкета интересов. 6, с.37-41; 9, с.237-244
Опросник «Потребность в достижении». 2, с.38-39; 7, с.10-12
3. Отзывы учителей об отношении ученика к учебной работе: · по математике, физике, информатике; · по русскому языку и литературе; · по другим предметам. Беседа с учителями. 11, с.58
Методика «Составь расписание». 1, с.13
4. Проявление отдельных личностных качеств по отношению к учебной деятельности: · старательность и организованность в учебной работе (сформирована ли привычка к длительной учебной работе, ежедневному выполнению домашних заданий, планированию времени, проявляется ли аккуратность в ведении тетрадей и дневников и т.п.); · проявление активности, самостоятельности, инициативности (отметить по каким предметам); · дисциплинированность на уроках. Наблюдение; беседа с учеником и учителями. 1, с.12-13
5. Характеристика познавательной деятельности (проявление в учебной деятельности): Наблюдение за учеником на уроках и во внеурочной деятельности; методики, направленные на изучение особенностей познавательной сферы ученика. 1, с.19
а) особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его устойчивость, способность к распределению и переключению, рассеянность); Наблюдение. 1. с.19
Методики «Корректурная проба», «Расстановка чисел», «Отыскивание чисел», методика Мюнстерберга 3, с.151-163; 6, с.50-55; 8, с.229-234 9, с.104
б) восприятие (осмысленность и точность восприятия, наблюдательность); Методика «Компасы», «Часы». 3, с. 147-149
в) особенности памяти (преобладающий вид памяти, механическое или осмысленное заучивание, владение приемами преднамеренного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения); Методики на определение зрительной, слуховой, моторной, оперативной, смысловой (логической) памяти. 6, с.61-65; 8, с.235-238; 10, с.195-206; 11, с.90
г) развитие мышления (степень развития образного и отвлеченного мышления, критичность мышления, умение рассуждать и делать выводы, самостоятельность в суждениях и выводах, умение отличать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, умение сравнивать, обобщать, находить быстрое решение, преобладающий тип мышления: рассудочно-эмпирический или научно-теоретический); Методики: «Исключение понятий», «Сложные ассоциации», «Выявление существенных признаков», «Аналогии». 3, с.176-181; 6, с.77-78; 8, с.245-246
«Количественные отношения». 8, с.239-240
  д) воображение (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности, мечта); Методики: «Воссоздающее воображение», «Творческое воображение». 5, с.193-198 6, с.87-90
  е) степень развития устной и письменной речи (словарный запас, образность и эмоциональность речи, умение выражать свои мысли устно и письменно).    
6. Учебные умения (умеет ли работать с учебником, составлять план, конспект, рационально организовывать заучивание, находить дополнительную литературу и т.п.). Наблюдение; беседа с учеником и учителями.  
7. Удовлетворенность достижениями в учебе. Оценка личностью себя и своих возможностей в учебной и внеучебной деятельности. Беседа с учеником.  
Опросник «Определение уровня самооценки». 2, с.33-35 9, с.90
III. Особенности эмоционально-волевой сферы проявляющиеся в учебной деятельности:    
1. Эмоции и чувства (характер реакции на педагогические воздействия, развитие чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических; степень эмоциональной возбудимости школьника, быстрота протекания и смена эмоций, внешняя выраженность эмоциональных переживаний, эмоциональная устойчивость в напряженной обстановке и при неудачах, умение сдерживать эмоциональные переживания и их изменять). Наблюдение.  
Методики: САН (самочувствие, активность, настроение), «Самооценка эмоциональных состояний». 2, с.20-24; 7, с.238-241
«Тревожность и депрессия». 11, с.140-143; 9, с.126
«Измерение импульсивности». 2, с.25-27
Методика Спилбергера (ситуативная и личностная тревожность). 2, с.29-31; 7, с.39-46; 9, с.234-237
Методика Басса - Дарки (агрессивность). 8, с.77-75; 9, с.167-172
2. Волевые особенности (быстрота принятия решения, доведение начатого дела до конца, упорство в преодолении трудностей, целеустремленность, настойчивость, самообладание и др.). Наблюдение.  
    Анкета «Оценка уровня развития волевых качеств» 6, с.102-104
IV. Индивидуально-психические особенности личности и их влияние на успеваемость школьника.    
1. Свойства темперамента (их проявление; оказывают ли они влияние на успеваемость, в чем это проявляется, осуществляет ли учитель индивидуальный подход). Беседа с учителями.  
Наблюдение. 1, с.19-20
Тест-опросник Айзенка. 2, с.14-18; 7, с.51-61
Методика В.М. Русалова. 4, с.321-328; 9, с.131-137
2. Особенности характера: · черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе (переживание успехов и неудач своего класса и школы, борьба за честь класса и школы и др.); · черты характера, проявляющиеся в отношении к общественным обязанностям и поручениям (чувство ответственности и долга перед коллективом за выполненную работу и др.); · черты характера, проявляющиеся в отношении к труду (трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.); · черты характера, проявляющиеся в отношении к товарищам, взрослым (доброта, общительность, внушаемость и др.); · черты характера, проявляющиеся в отношении к вещам и школьному имуществу (аккуратность или неряшливость, бережливость и др.); · черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе (самолюбие, самомнение, гордость и др.). Наблюдение; методики, направленные на изучение характерологических особенностей.  
Анкета «Способность к общению». 6, с.104-106
Характерологический опросник К. Леонгарда. 7, с.61-68
Анкета «Самооценка скромности». 11,. с.62
Опросник «Определение уровня самооценки». 2, с.33-35 9, с.90
Анкета для учителя. 11, с.58-59
Наблюдение «Дневник учителя». 11, с.67-69
V. 1. 2. Общие выводы и рекомендации. Назвать основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося: указать причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезнь, отсутствие определённых способностей, навыков работы и т.д.). Выделить важнейшие психологические задачи, стоящие перед учителем; наметить пути дальнейшей воспитательной работы со школьником. Анализ и интерпретация исследовательского материала; формулировка психологических суждений и их обоснование; формулировка психолого-педагогических рекомендаций и их обоснование  
               

Литература:

1. Задания по психологии на период учебной педагогической практики / Сост. Н.В. Кочелаева, М.Б. Прусакова, С.П. Филиппов. Саранск, 1998.

2. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.

3. Методики психодиагностики в спорте. М., 1990.

4. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн 3: Психодиагностика. М.: ВЛАДОС, 1998.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн 3: Психодиагностика. М.: ВЛАДОС, 2001.

6. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., 1991.

7. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. В 2 т. Том 1. М., 2001.

8. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. В 2 т. Том 2. М., 2001.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

10. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, 1996.

Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: