Путеводитель по исследованию психиЧеских особенностей уЧащегося
и составлению его характеристики
№ п/п | Схема содержания характеристики | Методы и методики исследования | Литература | ||||
I. | Общие сведения о школьнике. | ||||||
1. | Фамилия, имя, возраст, состояние здоровья, общее физическое развитие. | Изучение школьного журнала. | |||||
2. | Характеристика условий семейного воспитания школьника, культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семье, контроль со стороны родителей за учебой и поведением ребенка. | Беседа с классным руководителем, родителями, учеником, с его друзьями. Анкета «Наш ребенок». | 11, с.59-63, с.131-134 11, с.59-63 | ||||
3. | Взаимоотношения в классе: · отношение группы к ученику (положение в коллективе, пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение); · отношение ученика к группе (любит ли их, равнодушен к ним, не любит, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чём основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чём их причина). | Беседа с классным руководителем, родителями, членами группы, учеником; наблюдение, направленное на изучение взаимоотношений в классе. | |||||
II. | Учебная деятельность школьника. | Изучение школьного журнала. | |||||
1. | Успеваемость по общеобразовательным предметам. | Беседа с классным руководителем. | 11, с. 58 | ||||
2. | Отношение к учению: · интерес к учению, преобладающие учебные интересы; · основные мотивы учебной деятельности; · отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителей и родителей. | Наблюдение; анкетирование; беседа с учеником. | |||||
Анкеты: «Познавательная потребность», «Что нам интересно?», «Любовь к задачам». | 11, с. 98-100 | ||||||
«Учебные мотивы». | 1, с. 21 | ||||||
Естественный эксперимент «Незаконченное решение». | 11, с. 102 | ||||||
Анкета интересов. | 6, с.37-41; 9, с.237-244 | ||||||
Опросник «Потребность в достижении». | 2, с.38-39; 7, с.10-12 | ||||||
3. | Отзывы учителей об отношении ученика к учебной работе: · по математике, физике, информатике; · по русскому языку и литературе; · по другим предметам. | Беседа с учителями. | 11, с.58 | ||||
Методика «Составь расписание». | 1, с.13 | ||||||
4. | Проявление отдельных личностных качеств по отношению к учебной деятельности: · старательность и организованность в учебной работе (сформирована ли привычка к длительной учебной работе, ежедневному выполнению домашних заданий, планированию времени, проявляется ли аккуратность в ведении тетрадей и дневников и т.п.); · проявление активности, самостоятельности, инициативности (отметить по каким предметам); · дисциплинированность на уроках. | Наблюдение; беседа с учеником и учителями. | 1, с.12-13 | ||||
5. | Характеристика познавательной деятельности (проявление в учебной деятельности): | Наблюдение за учеником на уроках и во внеурочной деятельности; методики, направленные на изучение особенностей познавательной сферы ученика. | 1, с.19 | ||||
а) особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его устойчивость, способность к распределению и переключению, рассеянность); | Наблюдение. | 1. с.19 | |||||
Методики «Корректурная проба», «Расстановка чисел», «Отыскивание чисел», методика Мюнстерберга | 3, с.151-163; 6, с.50-55; 8, с.229-234 9, с.104 | ||||||
б) восприятие (осмысленность и точность восприятия, наблюдательность); | Методика «Компасы», «Часы». | 3, с. 147-149 | |||||
в) особенности памяти (преобладающий вид памяти, механическое или осмысленное заучивание, владение приемами преднамеренного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения); | Методики на определение зрительной, слуховой, моторной, оперативной, смысловой (логической) памяти. | 6, с.61-65; 8, с.235-238; 10, с.195-206; 11, с.90 | |||||
г) развитие мышления (степень развития образного и отвлеченного мышления, критичность мышления, умение рассуждать и делать выводы, самостоятельность в суждениях и выводах, умение отличать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, умение сравнивать, обобщать, находить быстрое решение, преобладающий тип мышления: рассудочно-эмпирический или научно-теоретический); | Методики: «Исключение понятий», «Сложные ассоциации», «Выявление существенных признаков», «Аналогии». | 3, с.176-181; 6, с.77-78; 8, с.245-246 | |||||
«Количественные отношения». | 8, с.239-240 | ||||||
д) воображение (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности, мечта); | Методики: «Воссоздающее воображение», «Творческое воображение». | 5, с.193-198 6, с.87-90 | |||||
е) степень развития устной и письменной речи (словарный запас, образность и эмоциональность речи, умение выражать свои мысли устно и письменно). | |||||||
6. | Учебные умения (умеет ли работать с учебником, составлять план, конспект, рационально организовывать заучивание, находить дополнительную литературу и т.п.). | Наблюдение; беседа с учеником и учителями. | |||||
7. | Удовлетворенность достижениями в учебе. Оценка личностью себя и своих возможностей в учебной и внеучебной деятельности. | Беседа с учеником. | |||||
Опросник «Определение уровня самооценки». | 2, с.33-35 9, с.90 | ||||||
III. | Особенности эмоционально-волевой сферы проявляющиеся в учебной деятельности: | ||||||
1. | Эмоции и чувства (характер реакции на педагогические воздействия, развитие чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических; степень эмоциональной возбудимости школьника, быстрота протекания и смена эмоций, внешняя выраженность эмоциональных переживаний, эмоциональная устойчивость в напряженной обстановке и при неудачах, умение сдерживать эмоциональные переживания и их изменять). | Наблюдение. | |||||
Методики: САН (самочувствие, активность, настроение), «Самооценка эмоциональных состояний». | 2, с.20-24; 7, с.238-241 | ||||||
«Тревожность и депрессия». | 11, с.140-143; 9, с.126 | ||||||
«Измерение импульсивности». | 2, с.25-27 | ||||||
Методика Спилбергера (ситуативная и личностная тревожность). | 2, с.29-31; 7, с.39-46; 9, с.234-237 | ||||||
Методика Басса - Дарки (агрессивность). | 8, с.77-75; 9, с.167-172 | ||||||
2. | Волевые особенности (быстрота принятия решения, доведение начатого дела до конца, упорство в преодолении трудностей, целеустремленность, настойчивость, самообладание и др.). | Наблюдение. | |||||
Анкета «Оценка уровня развития волевых качеств» | 6, с.102-104 | ||||||
IV. | Индивидуально-психические особенности личности и их влияние на успеваемость школьника. | ||||||
1. | Свойства темперамента (их проявление; оказывают ли они влияние на успеваемость, в чем это проявляется, осуществляет ли учитель индивидуальный подход). | Беседа с учителями. | |||||
Наблюдение. | 1, с.19-20 | ||||||
Тест-опросник Айзенка. | 2, с.14-18; 7, с.51-61 | ||||||
Методика В.М. Русалова. | 4, с.321-328; 9, с.131-137 | ||||||
2. | Особенности характера: · черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе (переживание успехов и неудач своего класса и школы, борьба за честь класса и школы и др.); · черты характера, проявляющиеся в отношении к общественным обязанностям и поручениям (чувство ответственности и долга перед коллективом за выполненную работу и др.); · черты характера, проявляющиеся в отношении к труду (трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.); · черты характера, проявляющиеся в отношении к товарищам, взрослым (доброта, общительность, внушаемость и др.); · черты характера, проявляющиеся в отношении к вещам и школьному имуществу (аккуратность или неряшливость, бережливость и др.); · черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе (самолюбие, самомнение, гордость и др.). | Наблюдение; методики, направленные на изучение характерологических особенностей. | |||||
Анкета «Способность к общению». | 6, с.104-106 | ||||||
Характерологический опросник К. Леонгарда. | 7, с.61-68 | ||||||
Анкета «Самооценка скромности». | 11,. с.62 | ||||||
Опросник «Определение уровня самооценки». | 2, с.33-35 9, с.90 | ||||||
Анкета для учителя. | 11, с.58-59 | ||||||
Наблюдение «Дневник учителя». | 11, с.67-69 | ||||||
V. 1. 2. | Общие выводы и рекомендации. Назвать основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося: указать причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезнь, отсутствие определённых способностей, навыков работы и т.д.). Выделить важнейшие психологические задачи, стоящие перед учителем; наметить пути дальнейшей воспитательной работы со школьником. | Анализ и интерпретация исследовательского материала; формулировка психологических суждений и их обоснование; формулировка психолого-педагогических рекомендаций и их обоснование | |||||
Литература:
|
|
|
|
|
|
1. Задания по психологии на период учебной педагогической практики / Сост. Н.В. Кочелаева, М.Б. Прусакова, С.П. Филиппов. Саранск, 1998.
|
|
2. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.
3. Методики психодиагностики в спорте. М., 1990.
4. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн 3: Психодиагностика. М.: ВЛАДОС, 1998.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн 3: Психодиагностика. М.: ВЛАДОС, 2001.
6. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., 1991.
7. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. В 2 т. Том 1. М., 2001.
8. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. В 2 т. Том 2. М., 2001.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
10. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, 1996.
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988