double arrow

Недостатки речного транспорта

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ

Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища).

Речной транспортисторически занимает одно из ведущих мест в обслуживании приречных районов. Он имеет особое значение для северных и восточных районов, где низкая плотность железных и автомобильных дорог или же они вообще отсутствуют. В этих регионах доля речного транспорта в общем грузообороте составляет 60-90 %, тогда как в целом по России этот показатель составляет около 3 %.По рекам США перевозится грузов в 7 раз больше груза, чем по российским.

Речной транспорт используется в основном для массовых перевозок недорогих грузов (доля гравия, песка, нерудных строительных материалов составляет более 80%; нефти и каменного угля – 11%).

Наиболее крупные реки России: Лена (4320 км), Обь (3680 км), Волга (3630 км), Амур (2846 км), Колыма (2600 км), Кама (2030), Дон (1950 км), Ангара (1853 км), Печора (1814 км).

Для судоходства используются также озера и водохранилища, наиболее крупные из ни: Байкал, Ладожское, Онежское, Чудско-Псковское.

Преимущества речного транспорта:

1. Использование естественных водных путей (первоначальные капитальные вложения на обустройство речного пути в 6-7 раз меньше, чем на строительство железных дорог и автодорог равной длины и пропускной способности).

2. Низкая себестоимость перевозок.




3. Высокая провозная способность глубоководных путей (например, на Волге при глубине фарватера 120-140 см провозная способность в 2 раза выше, чем на двухпутной линии железной дороги).

4. Большая грузоподъемность судов и составов (грузоподъемность сухогруза – 5300 т, танкеров – 9000т, составы – 22500 т.).

5. Удельные затраты энергии значительно ниже, чем на сухопутных видах транспорта в виду малого сопротивления движению судов.

Удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном транспорте, в 20 раз меньше, чем на воздушном транспорте.

6. Универсален по роду перевозимых грузов.

7. Меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.

Недостатки речного транспорта:

1. Низкая скорость судов и доставки грузов – (если скорость доставки грузов обычным поездом принять за 100 %, то скорость доставки речным транспортом равна 60%). Vд = 5-6 км/час.

2. Перевозки носят сезонный характер Продолжительность навигации в России для северных районов 120–150 дней из-за ледостава, 200–240 дней для южных районов из-за обмеления рек. В США, Германии удельный вес речного транспорта выше, т.к в этих странах навигация длится 10-11 месяцев в году.



3. Зависимость от погодных условий.

4. Иногда перевозки ограничены временем суток (скоростной пассажирский флот не используется в ночное время).

5. В межнавигационный период простаивают суда и порты, возникают трудности с использованием речников.

6. Извилистость рек удлиняет путь следования и увеличивает срок доставки грузов.

7. Несовпадение направления течения рек и основных массовых грузопотоков. Российские реки имеют в основном меридиальное направление и обеспечивают грузообмен между северными и южными районами. В то же время, основные грузопотоки проходят в широтном направлении, т.е с Востока на Запад. Это вызывает необходимость комбинировать виды транспорта, используя смешанные перевозки, например железнодорожно-водные.

8. Замкнутость речных бассейнов ограничивает обслуживаемую территорию.

9. Ступенчатость глубин ограничивает применение судов большой грузоподъемности или приводит к дополнительным перевалкам при применении большегрузных судов.

10. Загрязнение рек.






Сейчас читают про: