Публичное обсуждение проблемных и конфликтных ситуаций
«Образ» оратора | Активный «боец» (ему не страшно и временное отступление). Спокойствие и сила. Демонстрация уверенности в способности здраво и обстоятельно во всем разобраться). Собранность, решимость, тактический расчет |
Цель речи | Убедить аудиторию в ее силах активно участвовать в поисках выхода, в способности здраво мыслить, рассуждать, и на этой основе – действовать |
Профессиональные задачи оратора в речах такого типа | Подтолкнуть аудиторию на путь размышлений и поддерживать на этом пути (материал для сомнений, конфликты). Вести «диалог в монологе», стремясь к эффекту соразмышления |
Сложности работы (Проблемы общения) | Психологическая разбалансированность аудитории (разброд, шатания, паника), не способствующая общению; Невозможность использовать только логические аргументы при «рассуждении вслух» (включаются и «внелогические»,и психологические. Сложности самоконтроля над внелогической и психологической аргументацией, ее дозированием; Тяга массовой аудитории к упрощению ситуаций, жажда легких и быстрых решений. |
Промежуточные этапы в решении задач и достижении цели | Расширить информационное поле знаний по проблеме. Сокращать дистанцию между собой и аудиторией. Представить аудитории незнакомые идеи как знакомые («встраивание идей»). Отстаивать главную мысль, корректируя ее на ходу (допуская, что, первоначально, она не точна); провести «собеседников» последовательно: от истоков мысли к ее оформлению. |
Приемы и способы изложения материала и представления рассуждений | Демонстрация контртезисов. Подработка собственных тезисов («размышление вслух»). «Диалог в монологе» Все возможные способы создания «конфликта идей» в ситуации обсуждения, как бы совместного с аудиторией |
Особые соображения | При подготовке - поиск весомого контр-тезиса («сильного противника»). Во время общения оратор дает наглядный урок тщательного обсуждения всех позиций |