Самонаблюдение

Тема: «Основные направления в деятельности по саморазвитию профессиональной компетентности»

(материалы лекции)

Умения самоисследования

Умение самонаблюдения

Прежде чем описать это умение, заметим, что люди часто делают далеко идущие выводы, основываясь на весьма скудных фактических данных. Переходя от стихийных, случайных, обрывочных наблюдений к обобщениям, люди делают большую ошибку. Педагогам особенно важно постараться избежать этой ошибки.

«Прежде всего, мы должны превратиться в хороших наблюдателей самих себя. Если мы наблюдаем закат и рассвет, то почему бы нам не понаблюдать за собой, как за рассветом и закатом? Этот процесс очень интересный. Мы начинаем видеть себя совсем иначе, что уже великое дело. Если начать сознательно собой заниматься, то постепенно придет понимание: это я делаю правильно, тут ошибаюсь, тут я добавлю, а это уберу и так далее. Полезно, если человек не только продумает, но и опишет свои роли, разные свои проявления применительно к каждой конкретной ситуации. А потом задумается: в какой мере эти роли стихийны или навязаны кем-то, а в какой – сознательны и необходимы для нее» - А.С.Спиваковская.

В структуре самонаблюдения можно выделить следующие шаги:

Принятие решения о самонаблюдении.

Принимая решение о том, чтобы начать и какое-то время продолжать фиксировать факты собственного поведения, настроения, течения мыслей, эмоциональных реакций и т.д., необходимо конкретизировать это решение.

Для чего вести самонаблюдение (цель, смысл этого занятия). Что (предмет наблюдения), когда и где (ситуации наблюдения) и как долго предстоит наблюдать. Каким способом или с помощью кого напоминать себе о принятом решении. Как фиксировать результаты. Как результаты будут использованы.

Самонаблюдение.

В зависимости от принятого решения масштаб наблюдения может быть разным. Можно наблюдать себя в конкретных ситуациях (начало и конец урока, разговор с определенным учеником, общение с родителями и т.п.), или в определенной жизненной сфере (в профессиональной деятельности, в семейной жизни, в интимных отношениях и т.д.), или во всех, по возможности, жизненных проявлениях. Предметом наблюдения могут быть эмоции, рассуждения, практические, коммуникативные действия, их отдельные операции и т.д.

Мы не можем рассмотреть ситуации, когда решение о самонаблюдении принимается в связи с намерением изменить весь образ жизни. Это требует глубокой и развернутой психологической консультации, обсуждения известных практик, позволяющих организовать самонаблюдение в повседневности (таких, как гештальт-терапевтические техники сознавания текущего опыта, техники самовспоминания из системы Гурджиева – Успенского, медитативные техники и множество других, больше или меньше подходящих разным людям). Отметим только, что такое решение может быть принято.

Решение о наблюдении себя в конкретных видах деятельности и определенных ситуациях требует более локальных усилий, управлять которыми может любой человек.

В ИРРО разработана[1] программа наблюдения и самонаблюдения образовательного процесса. Среди предметов наблюдения описаны и действия педагога. Приведем фрагмент этой программы в качестве примера того, как может быть организовано самонаблюдение.

Педагог, исходя из своих профессиональных интересов, может составить для себя ориентировочную основу самонаблюдения.

По ходу наблюдения лучше всего вести рабочие записи – ситуативные заметки, дневники, которые могут быть тематическими («мой опыт наблюдения своих негативных эмоций»). Имея записи, сделанные в разное время, мы можем наблюдать изменения, что воодушевляет.

Распространенные ошибки – слишком формальное наблюдение; оценка наблюдаемых явлений («это хорошо, а то плохо»); импульсивное, поспешное вмешательство в наблюдаемые процессы - препятствуют наблюдению всей полноты проявлений человека в интересующих его ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: