Человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных свойств и задатков, а его способности формируются в деятельности, развиваясь на основе генетически определенных задатков, т. е. способности являются функцией не только задатков самих по себе, но и развития, в которое задатки входят как предпосылки или условия.
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.
Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, а также психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.
Возникает вопрос: в какой степени способности обусловлены наследственностью, а в какой — воздействием окружающей среды и обучением? Различные исследователи оценивают соотношение и вклад этих факторов (наследственности и воспитания) по-разному.
Одни исследователи считают, что, в отличие от знаний, умений и навыков, способности обусловлены полностью врожденными задатками, а воспитание и обучение их как бы только проявляют. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты существенных индивидуальных различий в способностях, и особенно на факты их раннего проявления у одаренных детей, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность у Моцарта обнаружилась в три года, у Гайдна — в четыре. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля он проявился в 8 лет, у Ван-Дейка — в 10, у Дюрера — в 15 лет. Однако раннее проявление способностей при прочих равных условиях не говорит об их врожденности, а свидетельствует только о величине дарования.
Противоположная позиция заключается в том, что особенности психики целиком и полностью определяются качеством воспитания и обучения. В этом случае нередко ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличаются от образованных европейцев, и, наоборот, на различные случаи ранней социальной изоляции, приводящей к дефициту общения, в особенности так называемые «маугли», которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности собственно человеческого развития вне социальной организации деятельности. С позиции этих представлений у каждого можно сформировать любые способности.
Чтобы разрешить эту дилемму или снять ее, т. е. выяснить соотношение влияния наследственности и среды, было проведено много исследований. Одно из них заключалось в изучении родословных выдающихся представителей науки и искусства. Вот три характерных примера. Установлено, что прабабушка Л. Н. Толстого — Ольга Трубецкая и прабабушка А. С. Пушкина — Евдокия Трубецкая были родными сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры — поэты Шиллер и Гёльдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк состояли в родстве: у них был общий предок — Иоганн Кант, живший в XV в. В родословной Иоганна Себастьяна Баха было более 26 музыкантов с яркими музыкальными способностями. Род этот был настолько известен, что в то время городских музыкантов вообще называли «бахами».
Обсуждая подобные наблюдения, не следует упускать из виду, что в семье с большим количеством музыкальных дарований родители не только передают своим детям определенные гены, но и всемерно развивают их соответствующим образом. Поэтому они не могут служить доказательством того, что биологические предпосылки развития способностей человека обусловливают и полностью предопределяют одаренность человека и возможности его развития.
Наиболее точные и однозначные результаты дает изучение степени сходства поведения, психических процессов и результатов специальных тестовых испытаний у однояйцевых и разнояйцевых близнецов. Как известно, однояйцевые близнецы имеют тождественный набор хромосом, в то время как разнояйцевые — только 50% общих наследственных признаков. Таким образом, все различия между однояйцевыми близнецами должны объясняться влиянием окружающей среды, тогда как у разнояйцевых многие различия могут быть обусловлены и наследственностью. Выяснилось, что, хотя в некоторых изученных случаях однояйцевые близнецы были разлучены при рождении и росли в разной среде, они оказались гораздо ближе друг другу по умственному развитию, чем воспитывающиеся вместе разнояйцевые близнецы. Роль наследственных факторов подтверждается также данными, полученными при исследовании приемных детей, которые были усыновлены при рождении. Когда они стали взрослыми, оказалось, что их умственные способности (по результатам многих психологических тестов) существенно больше соответствуют умственным способностям биологических, а не приемных родителей. Однако относительное сходство тестовых показателей детей и родителей было установлено не для всех пар однояйцевых близнецов, и оно резко уменьшалось с возрастом.
В настоящее время, принимая во внимание всю совокупность накопленных данных, большинство исследователей считает, что наследственность создает лишь пределы для развития способностей, да и то весьма широкие и, как правило, неисчерпываемые, а их реализацию определяют обучение и воспитание.