. Н. А. Ладовский серьезно ставил вопрос о рациональных основах восприятия архитектурно-художественной формы. Он считал необходимым научно исследовать объективные психофизиологические закономерности восприятия человеком архитектурных форм, пространства и цвета. Ладовский создал во Вхутемасе (где он преподавал с 1920 г.) научно-исследовательскую лабораторию (известную «черную комнату»), где проводил опыты с целью подкрепить интуицию художника знаниями точных объективных закономерностей психофизиологии восприятия. Были созданы специальные приборы для проверки глазомера и пространственного воображения.Ладовский ставил задачу найти в художественной стороне архитектуры не только эмоциональные, но и рациональные моменты, чтобы архитектор в своих формально-эстетических поисках мог учитывать объективные закономерности восприятия человеком архитектурных сооружений.
Главная задача на первых порах овладения профессией — развитие объемно-пространственного воображения, это заставляет мыслить оригинально, вскрывать творческий потенциал
|
|
Среди отвлеченных и производственных заданий в рамках психоаналитического метода студенты разрабатывали следующие темы:
· «Выявление геометрических свойств формы»
· «Выявление физико-механических свойств формы (масса и устойчивость, масса и равновесие)»
· «Выявление и выражение массы и веса»
· «Выявление конструкции»
· «Выявление пространства»
· «Выявление динамики ритма, отношений пропорций (на плоскости)»
· «Выявление динамики ритма, отношений пропорций (по вертикали)»
При восприятии формы (по мнению Ладовского) мы усматриваем в ней следующие качества:
· геометрические (отношение сторон, ребер, углов);
· физические (весомость, плоскость, масса и др.);
· физико-механические (устойчивость, подвижность);
· логические (выразительность поверхности как таковой и ограничивающий объем);
В зависимости от выразительности величины можно говорить о мощи и слабости; величии и низменности; конечности и бесконечности
Психоаналитический метод преследовал цель развить у студента с самых первых дней его пребывания в вузе необходимое архитектору объемно-пространственное мышление.