Лекция 1-2. Организация учебных мастерских.
1. Правовые аспекты оборудования учебных мастерских.
2. Нормативы площадей и требования к планировке оборудования.
3. Организация рабочего места мастера и учащихся
4. Охрана труда в учебных мастерских.
5. Санитарно-гигиенические требования к условиям обучения
Учебные мастерские
Учебная мастерская — специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения; структурное подразделение профессионального учебного заведения.
В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения, как правило, учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемой профессии (группы профессий) машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.
|
|
Помещения для учебных мастерских, их планировка и оснащение, особенности организации учебно-производственной деятельности в учебных мастерских для различных профессий различны. Различны и конкретные конструктивные варианты. Они во многом зависят от материально-технических и финансовых возможностей учебных заведений, опыта и мастерства педагогического коллектива, общего стиля его деятельности и многих других факторов. Вместе с тем, несмотря на большую вариативность организационно - конструктивных решений, можно выделить общие требования, которые необходимо соблюдать и учитывать при создании и совершенствовании учебных мастерских в целом и их составных компонентов.
Правовые аспекты оборудования учебных мастерских
В практической деятельности мастера производственною обучения достаточно часто возникают проблемы организации и оборудования учебных и производственных помещений. К сожалений многие училища недостаточно осведомлены о правовых и нормативных актах, регламентирующих эти стороны организации производственного обучения. Поэтому необходимо очертить круг» установленных документами положений, которые могут быть основанием при профессиональной деятельности мастера.
1. Необходимо знать, что существуют четко установленные нормативы: Строительные нормы и правила — СНиП 2.08.02 — 89, касающиеся размеров площадей учебных кабинетов, учебно-производственных мастерских для каждого из типов, а также Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.3.1186 — 03, содержащие требования к гигиеническим условиям в них.
|
|
2. Каждый учебный (специализированный) кабинет или учебно-производственная мастерская должны быть укомплектованы в соответствии с типовыми Перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования. Следует оговориться, что речь идет лишь о необходимом минимуме оснащения. Опыт показывает, что многие учебные заведения системы НПО всегда старались придать материальной базе обучения более широкое наполнение.
3. Ежегодно перед началом очередного учебного года в учреждении НПО должен быть оформлен акт-разрешение на проведение занятий в учебно-производственных мастерских. Его подписывают представители администрации района (округа), комитета по образованию, инспекторы санитарно-эпидемиологической службы, пожарной и технической инспекций, руководитель училища, заведующий мастерскими. В соответствии с правилами и нормами проверяются: заземление оборудования, функционирование установок пожаротушения, охранно-пожарной сигнализации, освещенность, работа систем вентиляции и т.д. Своими подписями члены комиссии удостоверяют, что организация рабочих мест для учащихся и санитарно-гигиенические условия помещений соответствуют нормам охраны труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии. Здесь же подтверждается, что весь педагогический персонал ознакомлен с установленными правилами, имеет (при необходимости) требуемые допуски и подготовлен для работы с учащимися. Без наличия указанного акта-разрешения у мастера отсутствуют правовые основания для начала занятий с учащимися в мастерских
4. В мастерской на каждом из видов оборудования должна быть типовая инструкция по технике безопасности с предупреждением об опасностях при работе и описанием необходимых действий, которые следует выполнить до начала работы, во время работы и после ее окончания.
5. Очень существенное значение имеет соблюдение установленных Положением об учебно-производственных мастерских» нормативов по расположению оборудования, определению расстояний, дистанций при его размещении. Здесь нет мелочей и мастер должен четко знать, что отступление при планировке мастерской от нормативов недопустимо.
Таким образом, при организации работы в мастерских необходимо обстоятельно изучить и скрупулезно выполнять все нормативные и правовые положения, установленные законодательством РФ для производственного обучения. При их соблюдении будет сохранено самое дорогое — здоровье и безопасность учащихся.
Нормативы площадей и требования к планировке оборудования
Роль учебных мастерских для качественной подготовки квалифицированных рабочих, их состояние и оснащение — огромна. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной организации рабочего места, знакомятся с механизмами, инструментами, овладевают трудовыми приемами по выполнению операций и комплексов работ, осваивают производственную культуру, учатся рациональному использованию времени, соблюдению требований техники безопасности, производственной и технологической дисциплины.
Вся материальная база производственного обучения — мастерские, специализированные лаборатории и другие помещения могут располагаться как непосредственно в учебном корпусе учреждения НПО, так и в отдельном здании. Второй вариант представляется более предпочтительным, так как неизбежный производственный шум не проникает в кабинеты для теоретических занятий,
С учетом особенностей педагогического процесса и больший физической активности учащихся во время работы площадь на одного ученика может быть увеличена на 25 —40 % по сравнении с нормой площади рабочего места взрослого рабочего.
|
|
Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого для учебно-производственных мастерских из расчета на одно место в зависимости от их вместимости (на 15 и 25 человек)
— слесарная — соответственно 5,4 и 4,0 м2;
— слесарно-инструментальная — 7,2 и 6,0 м2;
— слесарно-сборочная — 8,0 и 7,2 м2;
механическая обработка по дереву — 12,0 и 10,0 м3;
Электромонтажные мастерские, в которых производится пайка, оборудуют столами, имеющими металлическое покрытие размером не менее 300 х 300 мм, приспособлениями для размещения и закрепления элементов и узлов пайки.
Мастерские для сварочных работ, монтажные мастерские, в которых проводятся рубка и резка металла, а также мастерские и лаборатории с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с крупногабаритными материалоемкими объектами работ изолируют от других мастерских, располагают на 1-м этаже. При сварочной мастерской организуют лабораторию для контроля и механических испытаний сварочных швов.
Многопостовые сварочные агрегаты устанавливают только в отдельном помещении, изолированном от других помещений. Рабочие места для газовой сварки располагают в изолированных кабинах, оборудованных сварочным столом, стулом и емкостью с водой для охлаждения горелки.
В зависимости от профиля учреждений НПО мастерские имеют склады или помещения для хранения инструментов, инвентаря, заготовок, сырья и готовой продукции. Инструментально-раздаточная кладовая имеет площадь из расчета 0,05 м2 на 1 обучающегося, но не менее 15 м2. Складские помещения следует принимать длиной не менее 6 м и площадью из расчета 0,2 —0,3 м2 на станочное место. Отдел технического контроля имеет площадь <1.04 м2 на 1 обучающегося.
[ При учебных мастерских следует предусматривать ремонтную мастерскую, санитарно-бытовой блок с гардеробами, душевыми и умывальниками. Лаборатории и мастерские не следует размещать в подвалах и цокольных этажах, а также над учебными помещениями При этом рекомендуемая высота лабораторий от пола до потолка составляет не менее 3,3 м, а с крупным оборудованием — 4,2 м.
|
|
Оборудование в мастерских расставляют перпендикулярно или под углом 30—45° к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а между станками в рядах — не менее 0,8 м). Особое внимание также уделяется примерным нормам расстояний между оборудованием. Расстояние для малогабаритного оборудования — 0,5 м, для среднегабаритного — 0,6 м, для крупногабаритного — 0,8 м.
Примерные нормы расстояний в мастерской:
ширина проходов между торцами станков
или верстаков..................................................... 800 мм
ширина проходов между рядами...................... 1200 мм
ширина проезда в центре мастерской.............. 2000 мм
расстояние от стены (колонны) до тыльной
стороны станка................................................... 500 мм
расстояние до другого станка........................... 800... 1000 мм
В зависимости от конфигурации помещения и вида освещения существует фронтальная и линейная расстановка оборудовании Какая из них оказывается более рациональной в каждом конкретном случае — решают по обстоятельствам. Главное условие планировочных решений для учебно-производственных мастерских следующее: больше площадь под рабочее место — может быть, меньше — не должна.
Рабочее место учащегося
· Рабочее место учащегося — это определенная часть площади учебной мастерской (лаборатории) с наиболее оптимально расположенными на нем оборудованием, инструментами, приспособлениями и другой оснасткой, необходимыми для выполнения учебно-производственных работ, соответствующих требованиям программы производственного обучения. Как уже говорилось, рабочее место учащегося оснащается оборудованием индивидуального пользования, которое должно отвечать следующим основным учебно-техническим требованиям: типичность для профессии; современность конструкции; относительная простота в управлении; сравнительно небольшие габариты; оптимальная стоимость; удобство в эксплуатации и обслуживании; безопасность в работе.
· При оснащении рабочих мест учащихся предпочтение отдается универсальному оборудованию, на котором возможно отрабатывать большее количество трудовых приемов, операций, трудовых процессов, предусмотренных программой производственного обучения.
· Кроме оборудования рабочее место учащегося оснащается индивидуальными инструментами и другой оснасткой. При определении набора инструментов и оснастки учитывается их универсальность, частота применения, стоимость. Обычно рабочее место учащегося оснащается «ходовыми» инструментами, приборами, приспособлениями и др., используемыми повседневно. Другие инструменты, приборы, приспособления учащиеся получают от мастера или в инструментальном отделении (кладовой).
· Рабочее место учащегося оснащается также устройствами для расположения и хранения материалов и готовой продукции, документации, а в необходимых случаях — подъемно-транспортными средствами.
· Планировка рабочих мест учащихся в учебной мастерской зависит от характера и содержания оснащения, типичной продукции учебной мастерской, расположения окон, размеров и конфигурации помещения, характера освещения.
· Размещение рабочих мест учащихся должно обеспечивать возможность проведения мастером со своего рабочего места коллективного инструктажа всей группы и наблюдения за действиями каждого учащегося в процессе выполнения упражнений; наиболее благоприятные и безопасные условия для работы учащихся; удобный доступ со всех сторон к оборудованию при работе, ремонте, обслуживании, а также при транспортировке материалов, заготовок, деталей и отходов.
· По отношению к источникам естественного освещения рабочие места учащихся располагаются так, чтобы свет на них падал слева (слесарные и другие подобные мастерские) или справа (станочные мастерские) и спереди, но не сзади от учащегося.
· Нормативы раЛющения оборудования рабочих мест учащихся в учебных мастерских для различных профессий различны. Они устанавливаются по аналогии с соответствующими нормативами производственных цехов и участков.
Рабочее место мастера производственного обучения
· Под рабочим местом мастера понимается определенная часть площади учебной мастерской, оснащенная с учетом обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательных и организационных функций по руководству процессом производственного обучения.
· В интерьере учебной мастерской рабочее место мастера является центральным, главенствующим. Обычно оно располагается на помосте (подиуме) высотой 30—40 см и площадью 7—12 м2, с тем чтобы обеспечивать мастеру возможность хорошо видеть всех учащихся на их рабочих местах, а учащимся — мастера при проведении вводного инструктажа.
· Рабочее место мастера в учебной мастерской для учащихся является эталоном научной организации, оснащенности и содержания.
· Устройство и оснащенность рабочего места мастера зависит от специфики соответствующей профессии, возможностей и общего стиля учебно-материального оснащения учебного заведения. Можно выделить обязательное и дополнительное (создаваемое в порядке совершенствования) оснащение рабочего места мастера.
· К обязательному (оптимальному) оснащению рабочего места мастера относятся:
· рабочий стол, стул, классная доска; дидактические и технические средства обучения; учебно-техническая документация по всем изучаемым операциям и типичным учебно-производственным работам;
· устройства для демонстрации трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ (демонстрационный верстак, станок, панель, электросборочный щит, учебная кабина, сварочный пост и т.п.);
· устройство для сидения учащихся во время их коллективного инструктирования;
· устройство для хранения инструментов, приспособлений; материалов, документации, дидактических и технических средств обучения (шкафы, ящики, кассеты, полки, подставки и т. п.);
· устройства для использования дидактических и технических средств обучения (демонстрационные щиты, плакатницы, экран и т.п.);
· специальный щит для подачи на рабочие места учащихся и выключения энергии — электрического тока, сжатого воздуха, горючего газа и т.п.;
· специальный стол для приемки выполненных учащимися учебно-производственных работ.
· Многие опытные мастера производственного обучения, используя возможности учебных мастерских, проводят большую работу по созданию собственных оригинальных конструкций и оснащению своих рабочих мест. Обобщая передовой опыт, можно выделить наиболее типичные объекты дополнительного оснащения рабочих мест мастера:
· комбинированный шкаф для хранения, систематизации и использования дидактических и технических средств обучения (во многих учебных заведениях такой шкаф называют «методическим»);
· пульт дистанционного управления техническими средствами обучения, средствами сигнализации и подачи общих команд всем учащимся; средства оперативной связи с рабочими местами учащихся; комбинированная доска-экран для демонстрации экранных пособий «на просвет»; интерактивная доска; электромагнитная доска;
· контролирующие и «обучающие» устройства, электрифицированные щиты и схемы, интеграторы и т.п.;
· компьютер с комплектом управляемых им устройств (экзаменатор, консультант, информатор и т.п.).
· При наличии свободных площадей в учебной мастерской дополнительно к рабочему месту мастера организуют препараторскую, что создает наиболее благоприятные условия для работы мастера. В препараторской устанавливаются и хранятся технические средства, необходимое количество шкафов и стеллажей для хранения и подготовки дидактического оснащения уроков, оборудование для изготовления и ремонта наглядных пособий, приспособлений и др.
· Разделение оснащения рабочего места мастера на основное и дополнительное весьма условное. Оно постоянно пополняется и обновляется в соответствие с совершенствованием производственного обучения, научными и методическими рекомендациями, достижениями передового педагогического опыта, учитывая при этом, естественно, возможности учебного заведения.
· Организуя свое рабочее место, опытные мастера производственного обучения особое внимание уделяют оснащению его необходимым набором специальных и универсальных приспособлений, инструментов, приборов, а также «справочному хозяйству». У опытного мастера на его рабочем месте всегда имеются все необходимые справочные материалы, стандарты, учебники и учебные пособия по соответствующей профессии. Все это вносит порядок и подлинно научную организацию в работу мастера, способствует повышению его авторитета.
Охрана труда в учебных мастерских
Ни одно из многочисленных направлений деятельности мастера производственного обучения не должно соблюдаться так скрупулезно, как его обязанности, установленные «Положением о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации.
В соответствии с указанным Положением существует установленная номенклатура дел по охране труда, ведущаяся в образовательном учреждении в обязательном порядке. Применительно к учебным мастерским это следующие документы.
1. Акт-разрешение на проведение занятий в учебных мастерских (составляется ежегодно перед началом учебного года).
2. Акт-разрешение на ввод в эксплуатацию оборудования в учебных мастерских, лабораториях (составляется ежегодно и после ремонта).
3. Приказ по образовательному учреждению о возложении ответственности за состояние охраны труда и должностных обязанностях по охране труда (составляется к началу учебного года).
4. Должностные инструкции по охране труда работников образовательного учреждения с их личными подписями (доведение под роспись производится ежегодно).
5. Журнал вводного инструктажа и инструктажей на рабочем месте учащихся, ведущийся по установленной форме.
Следует подчеркнуть, что все инструктажи учащихся по безопасным приемам труда должны быть соответствующим образом оформлены в журналах по технике безопасности — при прохождении каждой новой темы учебной программы. Журнал прошнуровывается и является документом обязательного применении. В графе журнала «Инструкция или ее содержание» необходимо обстоятельно и полно перечислить, какие именно предупреждения о возможных опасностях какие конкретно правила безопасной работы были предметом инструктажа, а не обходиться неконкретной общей записью формально-шаблонного характера. Если по какой-либо причине учащийся не был на занятии и не получил этих сведений, мастер ни в коем случае не должен ограничиваться формальной подписью учащегося в якобы полученном инструктаже. Помните: при любом нарушении учащимся правил техники безопасности (а при тяжелом исходе — особенно!) этот документ становится объектом самого скрупулезного изучения всеми контролирующими службами.
Периодичность инструктажей дисциплинирует учащихся, предупреждает травматизм при работе. И это принимается во внимание в первую очередь при расследовании несчастного случая, происшедшего в учебно-производственных мастерских.
Каждый мастер (педагог профессионального обучения) должен помнить извлечение из законодательства РФ о том, что заведующий мастерскими, мастер производственного обучения или руководитель кружка «несут личную ответственность в соответствии с действующим законодательством за несчастные случаи, происшедшие с учащимися во время учебно-воспитательного процесса в результате нарушения правил и норм охраны труда». Мастер должен следить за тем, чтобы оборудование и защитные средства в учебных мастерских проходили проверку в соответствии со сроками, установленными Положением. Особенно важно выдерживать сроки проверок электрооборудования и средств пожаротушения.
Следует сделать оговорку, что, хотя многое из сказанного выше напрямую относится к компетенции руководителя образовательного учреждения, фактически контролировать соблюдение установленных сроков, проверять выполнение работ будет мастер
В этом вопросе не должно быть упущений и халатного пренебрежения установленными нормативами и инструкциями. Если положено, например, чтобы у каждой разновидности оборудования в мастерской находилась типовая инструкция по безопасной эксплуатации — значит она должна присутствовать, так как в ней есть совершенно ясные требования к действиям перед началом, во время и после окончания работы.
В обязанности мастера входит также обеспечение правил пожарной безопасности, и систематические инструктажи учащихся по соблюдению установленных правил, предупреждающих эту страшную беду, не должны носить формального характера.
Выше уже отмечалось, что как только мастер производственного обучения подписал трудовой договор (контракт) с администрацией учебного заведения, он возложил на себя ответственность за здоровье и жизнь обучаемых. Во время учебных занятий в мастерских и при проведении внеурочных мероприятий по специальности мастер полностью отвечает за соответствие условий работы.
Вот почему так важно максимально предупреждать возможности травматизма от опасных факторов. Мастер должен постоянно помнить, что при изучении каждой темы он обязан неустанно предупреждать учащихся об опасных зонах и возможных опасностях при неверных действиях. Эти вопросы неизменно должны быть в поле внимания мастера, первоочередными в его практической деятельности при производственном обучении.