Обзор рынка страховых услуг в Республики Казахстан

МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АО «СТРАХОВАЯ

КОМПАНИЯ «КОММЕСК-ӨМІР»

Обзор рынка страховых услуг в Республики Казахстан

В соответствии с выданными лицензиями на 1 января 2015 года на финансовом рынке Республики Казахстан свою деятельность осуществляли 34 страховые компании (таблица 1) ВСТАВИТЬ ИЗ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ, из них 27 компаний в отрасли «общее страхование» и 7 в отрасли «страхование жизни», в том числе только 30 компаний из них являются участниками АО «Фонд гарантирования страховых выплат» (Приложение 1).

ТАБЛИЦА 1

По отрасли «общее страхование» объем страховых выплат в 2014 году составил 50,508 млрд тенге, прирост равен 5,7 %, по сравнению с 2013 годом. Из них на долю обязательного страхования приходится – 18,4 млрд. тенге (увеличение на 7% в сравнении с 2013 г.), на долю добровольного личного страхования – 14,5 млрд тенге (увеличение на 25 %), относительно добровольного имущественного страхования объем выплат составил 15,6 млрд тенге (снижение на 8 %). На страхование на случай болезни приходится наибольший объем выплат – 28% от общей суммы страховых выплат. Основная доля совокупных выплат по регионам Республики Казахстан в объеме 51,4% приходится на г. Алматы.

Также на рынке осуществляют свою деятельность 14 страховых брокеров и 72 актуария (таблица 2, поменять текущую таблицу 2 в соответствии с актуальными данными) (таблица 1).

Таблица 2

Структура страхового рынка Республики Казахстан

Институциональная структура страхового сектора 2011 год 2012 год
Количество страховых организаций    
в том числе по страхованию жизни    
Количество страховых брокеров    
Количество актуариев    
     

Примечание: Составлено автором на основе источника [24]

Более наглядно структура страхового рынка Республики Казахстан отражена на рисунке 3 [24].

Рисунок 3. Структура страхового рынка Республики Казахстан

Среди тенденций 2014 года, так или иначе касающихся деятельности страхового рынка, можно отметить законопроекты и предложения по введению новых обязательных видов страхования. В частности, начато обсуждение вопроса по созданию Фонда социального медицинского страхования, механизма его работы, размер отчислений и т.д. В течение последних лет государственными органами, научным сообществом и профессиональными участниками страхового рынка периодически поднимался вопрос о возможном введении обязательного страхования недвижимости после очередного землетрясения либо наводнения

В 2013 году Министерством экономики и бюджетного планирования РК был подготовлен законопроект «Об обязательном страховании недвижимого имущества физических лиц-собственников недвижимости», в рамках которого недвижимое имущество физических лиц подлежит обязательному страхованию площадью не более 35 квадратных метров от общей площади жилья, остальная часть площади может быть застрахована по желанию собственника. Присутствие страховщиков в данном проекте пока не понятно. Предполагается, что все будет происходить через государственный фонд страхования недвижимого имущества.

На сегодняшний день очень важной является задача стимулирования развития рынка в области защиты имущества населения и предприятий от финансовых и материальных убытков, которые могут возникнуть в природных и техногенных катастроф. В связи с этим, важным этапом развития отрасли являются законопроекты, касающиеся введения новых форм обязательного страхования. К ним относятся страхование имущества от катастрофических рисков, медицинское страхование, а также ГПО застройщика перед дольщиком.

Страхование гражданско-правовой ответственности застройщика перед дольщиком находится в стадии разработки Министерством регионального развития РК. Данный механизм выглядит следующим образом. Страховая компания проводит предстраховую экспертизу, заключает предварительный договор страхования строительно-монтажных рисков и финансовых рисков. Для застройщика обязательно наличие нулевого цикла (за счет собственных средств), аудиторская отчетность (финансовая стабильность), технический надзор (качество и соответствие СНИП), авторский надзор (соответствие проекту). Данный вид страхования предположительно станет обязательным только для застройщика, но не страховщика, и направлен на исключение рисков потери средств дольщиков.

Основная роль введения новых видов – защита прав и законных интересов страхователей и гарантированность возмещения вреда, популяризация страхования и повышение лояльности к страховому бизнесу, а также привлечение интереса населения к добровольным видам страхования.

Процесс глобализации мировой экономики затронул и страховой рынок в том числе. На постсоветском пространстве интеграционные процессы происходят в основном в рамках трех стран – России, Казахстана и Беларуси. С июля 2010 года в этих странах начал функционировать Таможенный союз, с 1 января 2012 года заработало Единое экономическое пространство. В 2012 году Сенат Парламента РК принял законопроект РК «О ратификации Протокола о создании общего страхового рынка государств-членов Евразийского экономического сообщества». В 2015 году продолжается разговор о создании общего страхового рынка государств – членов ЕврАзЭС, процесс организации которого будет поэтапным с учетом сложившихся макроэкономических условий каждой из сторон. Пока данный протокол ратифицировали Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, а Россия одобрила законопроект о ратификации.

В соответствии с протоколом основным направлением общего страхового рынка является гармонизация национальных законодательств государств-членов ЕврАзЭС. При этом гармонизация будет осуществляться поэтапно с учетом сложившихся макроэкономических условий каждого государства. В этих целях государства-члены ЕврАзЭС должны:

• привести положения своего законодательства, регулирующего страховую деятельность, в соответствии с требованиями международных стандартов и международной практики страхового надзора;

• установить общие принципы лицензирования страховых (перестраховочных) организаций, общие подходы к осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, единые требования к деятельности страховых (перестраховочных) организаций, единые требования по защите прав и интересов потребителей страхового рынка.

Протоколом определен порядок обмена информацией между подписавшими Протокол государствами, координации работ по его реализации, присоединения к нему любого государства, принятого в члены ЕврАзЭС, а также вступления Протокола в силу либо выхода из него. Несмотря на различия законодательства, подходов к регулированию и уровня проникновения страховых услуг, введение единого страхового рынка даст еще большее поле для деятельности казахстанским компаниям в плане конкуренции и развития, кроме того, для них откроется возможность перестрахования рисков у российских перестраховщиков, которая сейчас ограничена регулятивными требованиями наличия у перестраховщика определенного рейтинга. На потребителях введение единого рынка отразится в части более широкого выбора страховых продуктов и услуг, также решатся проблемы в трансграничном страховании, связанном с разницей тарифов по обязательному автострахованию в десятки раз, лимитов ответственности при страховом случае, а также с созданием системы признания полисов обязательного автострахования.

Существенная перемена, произошедшая с рынком в 2012 г. связанная с передачей обязательного страхования НС работника из отрасли общего страхования в компании по страхованию жизни, и снизившиеся объемы страхового портфеля компаний общего страхования, имеют тенденцию к снижению и по сей день (таблица 3).

Кроме того, в прошедшем 2014 году широко обсуждался вопрос об исключении некоторых видов страхования из разряда «обязательных». В той или иной степени, они не соответствуют критериям обязательного страхования – это массовость, социальная значимость, случайность, возможность оценки убытков и катастрофичность. К примеру, это экологическое страхование и страхование ответственности владельцев опасных объектов, где нет четкой грани и различий почему одно предприятие подлежит обязательному экологическому страхованию, а другое страхованию ответственности владельцев опасных объектов.

В целом в 2014 г. показатели объема страховых премий в разрезе отраслей страхования имеют тенденцию к увеличению. (таблица 4) Доля компаний по страхованию жизни в совокупных страховых премиях составила 27 %, премии увеличились на 3 %. Тогда как увеличение премий компаний по общему страхованию составило 24 %, доля в совокупных страховых премиях при этом увеличилась с 69 % до 73 %. Драйверами роста компаний по общему страхованию стали следующие виды: страхование от несчастных случаев, страхование автомобильного транспорта, страхование от прочих финансовых убытков. При этом развитию первых двух видов способствовало потребительское кредитование, обязательным условием которого является страхование заемщика от несчастных случаев и страхование автомобиля.

Для того, чтобы более детально рассмотреть прирост страховых премий по рынку Казахстана, ниже приведена (таблица 5), в которой отражены данные в разбивке по классам страхования.

За 2014 год структура страхового портфеля не претерпела существенных изменений. Практически по всем классам страхования наблюдается рост премий. Существенно увеличились премии по страхованию займов – в 4 раза, с 528 млн тенге до 2 млрд тенге, по страхованию от прочих финансовых убытков – более, чем в 2 раза, страхованию автотранспорта – в 2 раза, с 7 млрд тенге до 12 млрд тенге. Соответственно, доля данных классов в портфеле также возросла. В результате произошло небольшое перераспределение премий в пользу добровольного имущественного страхования, его доля за 2014 год составила 61 % против 57 % в 2013 году, или 123 млрд тенге, увеличение на 33 %. Премии по добровольному личному страхованию составили 37 млрд тенге, доля – 18 %, прирост – на 19 %. Рост премий наблюдается по страхованию от несчастного случая – 24 % и по страхованию на случай болезни – 16 %. Точкой роста по обязательному страхованию традиционно остается ОС ГПО ВТС – 31 млрд тенге, доля – 15 %, увеличение – на 11 %, в основном, за счет ежегодного увеличения МРП и увеличения количества транспорта. Всего по обязательному страхованию компании общего страхования получили 43 млрд тенге, на 9 % больше, чем в 2013 году. Вставить диаграмму из диплома Корниюк.

Страховые выплаты также являются немаловажным показателм развития страховго рынка РК.

За 2014 год компании общего страхования выплатили 49 млрд тенге страховых выплат, увеличение на 6% в сравнении с 2013 г., Из них 18 млрд. тенге приходится на обязательное личное страхование, 15 млрд. тенге -на добровольное личное страхование и 16 млрд. тенге на добровольное имущественное страхование. (таблица 6)

ТАБЛИЦА 6 и Диаграмма

По обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев сохраняется тенденция увеличения выплат, которые составили 11 млрд тенге, на 23 % больше, чем в 2012 году. Увеличение выплат связано как с ростом портфеля по данному классу, так и ростом количества страховых случаев, увеличением тяжести убытка, повышением цен на автозапчасти и ремонтно-восстановительные работы. По страхованию на случай болезни страховщики выплатили 14 млрд тенге, на 27 % больше, чем в предыдущем году. Данный класс характеризуется высоким уровнем убыточности, соответственно, рост портфеля по данному классу способствует росту убытков, кроме того, на размер выплат влияет рост стоимости медицинских услуг и медикаментов. Выплаты по АвтоКАСКО увеличились на 48 %, прежде всего, это связано с увеличением премий и, соответствен- но, ростом количества застрахованных машин, чему способствовало развитие автокредитования и обновление автопарка, особенно в крупных городах республики. Кроме того, на рост выплат повлияло увеличение цен на автозапчасти и ремонт.

Лидерами рынка по сбору страховых премий в 2014 году, как и в 2013 г., являются банковские страховые компании. (таблица 7) топ 20 компаний Премии «Kaspi Страхование» составили 43,6 млрд тенге, прирост почти в 2 раза. Существенный рост связан со страхованием через банковские продукты – это страхование от несчастного случая, финансовых рисков, автотранспорта. «Евразия» собрала 27,2 млрд тенге, основную долю в портфеле занимает страхование имущества, при этом снижение премий по некоторым классам компенсировано ростом по медицинскому страхованию, страхованию автотранспорта, ОС НС работника. «Казахинстрах» – 24 млрд тенге, существенный рост премий компания показала по медицинскому страхованию, страхованию воздушного транспорта, имущества, финансовых рисков, ОС НС работника. Премии «Цесна-Гарант» составили 16 млрд тенге. Прирост обеспечен премиями по ОС ГПО ВТС, также компания увеличила сбор премий по медицинскому страхованию, страхованию автотранспорта за счет банковского кредитования, страхованию грузов, ГПО. «Номад Иншуранс», занимавший по итогам 2013 года 4 место, сместился на 5 позицию со сбором премий 14,8 млрд тенге, снижение премий – на 5 %. Снижение премий связано, в основном, с уменьшением объемов по страхованию имущества. Существенный прирост премий наблюдается у «Amanat insurance», «БТА Страхование», «Standard», «Казахмыс», «ИНТЕРТИЧ». «Коммеск-Өмір» занимает 15 позицию с объемом премий 2,9 млрд тенге, прирост – 2 %.

В целом 2014 г. закончился для компаний вполне неплохо. Позитивной тенденцией 2014 года на казахстанском рынке страхования можно назвать спрос на продукты добровольного страхования автотранспорта (АвтоКАСКО), несмотря на то, что в определенной степени он обусловлен автокредитованием и реализацией подарочных полисов при оформлении обязательного автострахования. Помимо этого, нельзя не отметить рост медицинского страхования, это говорит о том, что все больше работодателей включают его в свои социальные пакеты. Негативная тенденция минувшего года – увеличение убыточности по ОС ГПО ВТС, связанной с ростом автоаварий. При этом объем страховых премий не прирастает такими темпами, какими повышается убыточность. Большой пласт проблем связан с осуществлением обязательного страхования работника от несчастных случаев, в частности, наличие в страховом покрытии таких рисков, как профессиональные заболевания, которые не имеют характера случайности и вероятности, а также разночтения в толковании понятия страхового случая. Это приводит к определенной напряженности вокруг этого социального вида страхования. Спрос на продукты розничного страхования по-прежнему остается на невысокой отметке, что отражается в низком уровне расходов на страховые премии. Так, за 2014 год этот показатель составил почти 15 тысяч тенге на душу населения. По-прежнему, в случае бедствий население рассчитывает на выплаты и покрытие убытков со стороны государства и не проявляет интереса к страхованию. Большинство казахстанцев воспринимает страхование не как инструмент защиты, а одним из видов налога.

Согласно исследованиям, проведенным Швейцарским перестраховочным обществом Swiss Re, можно отметить еще одну немаловажную деталь. Как правило, на развитых рынках в основном преобладает страхование жизни, а на развивающихся, в том числе в Казахстане, – non-life. Последнее не требует долгосрочных вливаний в капитал. По информации Ханина О.А. Председателя Правления компании «Коммеск-өмір», кроме обязательного страхования спросом у физических лиц пользуется добровольное страхование автотранспорта («АвтоКАСКО»), что объясняется ростом числа новых автомобилей. Именно на это, по его мнению компаниям следует обратить внимание и направить усилия маркетинга в эту область [6].

По итогам опросов экспертов Forbes Kazakhstan многие сходятся во мнении, что неразвитость страхования жизни в стране обусловлена тем, что это долгосрочный сегмент рынка и одним из обязательных условий для его существования являются стабильно высокие средние доходы населения. В то же время уровень проникновения страхования жизни в Казахстане крайне низок. Например, по итогам 2014 отношение премий по страхованию жизни к ВВП составило всего 0,17 %, что несопоставимо с аналогичным показателем в развитых странах. Например, в США он равен 3 %, а в Великобритании – 9 %. С другой стороны, малоразвитость страхования жизни является перспективой для его роста в будущем [6].

В целом, по прогнозам ведущих казахстанских экспертов в области страхования, в ближайшие три-пять лет ситуация изменится и на нем останутся наиболее сильные игроки, произойдет череда слияний и поглощений. Вполне возможно, что из 34 ныне действующих страховых компаний останется около 20. Кроме того, комплексный анализ динамики страхования позволяет говорить о возможных перспективах развития в отрасли добровольного страхования, с условием использованиям разработанной и финансово обусловленной маркетинговой политики, с целью удержания действующих клиентов, повышения их лояльности и поддержания интереса как к действующим страховым продуктам, так и к новым разработкам, а также привлечения и «переманивания» новых клиентов. Что может стать результатом применения грамотной выстроенной маркетинговой политики на предприятии, а также разработки стратегии маркетинга на дальнейшие перспективы развития страхового рынка, где приоритетным направлением должно стать повышение качества клиентского сервиса и обслуживания.

2.2 Общая характеристика и анализ организационно - экономической деятельности АО «Страховая компания «Коммеск-Өмір»

Финансовая группа «Сентрас» - это группа компаний, работающих в финансовой сфере. ТОО «Сентрас Капитал» - головная компания группы «Сентрас», образована в 2004 году командой специалистов, имеющих опыт работы в коммерческом и инвестиционном банкинге.

Присутствие ТОО «Сентрас Капитал » в сфере инвестиционного банкинга и прямых инвестиций берёт своё начало с 1997 года. ТОО «Сентрас Капитал» - это опыт работы с прямыми инвестициями, инвестиционным банкингом, старт-ап проектами, поглощением и слиянием. Компания присутствует на рынках Казахстана, России, Кыргызстана.

В финансовую группу «Сентрас» входят также:

· АО «Сентрас Секьюритиз», главной деятельностью, которой является управление активами и брокерское обслуживание.

· АО «СК «Сентрас Иншуранс» - универсальная страховая компания, лидер на страховом рынке Казахстана.

· АО «СК «Коммеск - Өмір» - одна из старейших страховых компаний страны. АО «СК «Коммеск - Өмір» осуществляет все виды общего страхования и представлена во всех регионах страны, имеет рейтинг финансовой устойчивости международного рейтингового агентства A.M. Best по глобальной шкале «В+», прогноз стабильный.

· АО «АИФРИ «Венчурный фонд Сентрас» - один из первых венчурных фондов в Казахстане, который был создан совместно группой Сентрас и национальным инновационным фондом Казахстана. Фонд осуществляет финансирование более 15 инновационных проектов и является одним из лидеров отраслевого рынка.

· Сентрас Private Equity Fund L.P. - первый в Казахстане международный фонд прямых инвестиций. Фонд нацелен на приобретение контрольных долей в стабильно развивающихся компаниях, с прогрессивным менеджментом, ищущих партнёров для слияния или создания стратегических альянсов, как самостоятельно, так совместно с другими инвесторами.

· ЗАО «ИК «Центрас Капитал» - российская инвестиционная компания, профессиональный участник рынка ценных бумаг. Основное направление деятельности - брокерские услуги.

АО «СК «Коммеск - Өмір» образовано 19 ноября 1991 года, и является первой страховой компанией независимого Казахстана. АО «СК «Коммеск - Өмір» расшифровывается как Коммерческая Страховая Компания - «Жизнь». Размер уставного капитала на момент создания компании составлял – 4 миллиона 200 тысяч рублей.

В 1992 году была сформирована сеть региональных филиалов, а через 2 года компания получила лицензию для осуществления основных обязательных видов страхования.

В 1997 г. компания начинает активную пиар-деятельность и вступает в ряды Торгово-промышленной палаты Республики Казахстан и становится почетным членом Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана (АНЭК). 1997 год для компании был довольно прибыльным, т.к. объем страховых поступлений составил 1 млрд. тенге.

В начале нового века компания увеличила уставный капитал до 100 миллионов тенге. В марте 2001 г. компания получила новые государственные лицензии за номером один, позволяющие ей осуществлять услуги по общим обязательным и добровольным видам страхования, а также заниматься перестраховочной деятельностью. В том же году компания стала членом закрытого клуба "Global Rating Leaders Club", участники этого клуба являются общепризнанными лидерами бизнеса и науки.

В 2004 г. компания получила диплом «Медицинская страховая компания № 1 в Казахстане».

В 2007 г. компания разместила свои акции в АО «Казахстанская фондовая биржа», что говорит о прозрачности деятельности компании. В том же году уставный капитал был увеличен до 300 млн. тенге.

В ноябре 2008 г. в компании был создан, так называемый учебный центр, работающий и по сей день, который позволяет повышать квалификацию специалистов компании и обучать вновь пришедших сотрудников.

2009 год ознаменован для компании созданием собственного сервисного центра «SOS Medical Assistance», который занимается круглосуточной медицинской и консультационной помощью клиентам компании. В том же году компании открыла Call-center, позволяющий улучшить эффективность взаимодействия компании со своими клиентами. И самым главным событием того года, стало присвоение компании рейтинга финансовой устойчивости по глобальной шкале В3, с рейтинговым прогнозом «Стабильный» рейтинговым агентством Мoody’s Investors Service. Этот рейтинг был присвоен компании впервые и благодаря нему, компания открыто заявляет о своей финансовой устойчивости и стабильности.

В сентябре 2010 года компания вступила в Европейскую бизнес-ассоциацию Казахстана (EUROBAK). Кроме того, компания попала в тройку самых цитируемых финансовых структур Казахстана.

19 ноября 2011 г. компания отметила 20-летний юбилей, а ежегодный годовой отчет посвященный теме "20 лет на волне успеха", был награжден дипломом победителя в номинации «Лучший годовой отчет в финансовом секторе».

В октябре 2012 г. компания осуществила одну из крупнейших страховых выплат в истории казахстанского рынка страхования в размере более 4 миллиардов тенге по страховому случаю, произошедшему в результате пожара. 11 декабря 2012 компания заняла первое место в рейтинге годовых финансовых отчет за 2011 год. С ним она стала лауреатом, в номинации "Лучший годовой отчет в финансовом секторе", а также в номинациях "Лучший интерактивный годовой отчет" и "Дизайн и полиграфия". Также в декабре 2012 г. впервые был открыт Центр АвтоКАСКО.

19 ноября 2013 г. компания "Коммеск-Өмір" организовала и провела Казахстанский HR-форум "Лучшие практики в мотивации персонала".

В декабре 2014 запущен новый корпоративный сайт и интернет-магазин.

В феврале 2015 г. страховая компания «Коммеск-Өмір» получила очередную награду от EUROBAK за свою деятельность в рамках программы корпоративной социальной ответственности, а международное рейтинговое агентство A.M. Best присвоило АО «Страховая компания «Коммеск-Өмір» кредитный рейтинг b+ с прогнозом «стабильный», что на порядок выше рейтинга b+ от агентства Мoody’s Investors Service

Кроме того, начиная с 2001 г. на протяжении многих лет по итогам общенационального фестиваля-конкурса "Выбор года" компании "Коммеск-Өмiр" присуждалось почетное первое место.

На сегодняшний день компания имеет 23-ех летний опыт работы в сфере страхования различных рисков, высокую репутацию, развитую региональную сеть, которая включает в себя 13 филиалов и 5 региональных представительств, 7 центров розничных продаж в Алматы и 20 центров в филиалах во всех крупных административных центрах Республики Казахстан, которые работают по всем видам страхования, круглосуточный call-center, работающий в формате 24/7, собственный сайт с возможностью онлайн покупок, круглосуточную службу аварийных комиссаров, 2 медицинских центра SOS Medical Assistance, а также безупречную репутацию по выплатам в течении 23 лет.

Организационно-административная структура компании имеет достаточно разветвленную основу (рисунок 1). Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется Коллегиальный исполнительный орган — Правление осуществляет руководство деятельностью общества, решает текущие проблемы. Исполнительные органы подотчетны Совету директоров и собранию акционеров. Главой Правления является председатель Правления - Ханин Олег Аркадьевич. Главой Совета Директоров является председатель Совета Директоров - Абдразаков Ельдар Советович.

Акционерами компании являются:

· ТОО «Сентрас Капитал» - 74,2% акций;

· Кан Евгений Петрович независимый директор (основатель компании) – 8,91% акций;

· Сотрудники компании и другие физические и юридические лица – 16,89% акций.

Маркетинговую деятельность в компании осуществляет департамент Маркетинга и Управления Розничных Продаж (рисунок 2).

Система корпоративного управления АО «Страховая компания «Коммеск-Өмір» регулирует взаимодействие органов управления и внутреннего контроля, акционеров и других заинтересованных лиц и направлена на обеспечение баланса их интересов. Совет Директоров определяет стратегию развития, приоритетные направления деятельности компании, обеспечивает эффективную работу исполнительного органа общества, в том числе посредством осуществления контроля.

Наиболее важные решения, связанные с деятельностью компании, принимает общее собрание акционеров в пределах своей компетенции, установленной законодательством и Уставом компании. В 2014 году было проведено два общих собрания акционеров – годовое и внеочередное. На годовом общем собрании акционеров, состоявшемся 27 мая 2014 года, была утверждена аудированная годовая финансовая отчетность «Коммеск-Өмiр» за 2013 год. Чистый доход компании за 2013 год был капитализирован, дивиденды по итогам этого года не выплачивались. Также было принято решение определить ТОО «Делойт» для проведения аудита компании за 2014 год, а также о формировании стабилизационного резерва АО «СК «Коммеск-Өмiр». 28 ноября 2014 года было проведено внеочередное общее собрание акционеров компании, на котором был рассмотрен вопрос «Об увеличении количества объявленных акций АО «СК «Коммеск-Өмір».

Практика высокого уровня корпоративного управления, сложившаяся в страховой компании «Коммекс- Өмір», не только влияет на экономические показатели деятельности и улучшение бизнес-процессов компании, повышение прозрачности и полноценности процесса принятия решений, но и позитивно отражается на восприятии компании инвесторами, партнерами и клиентами. В компании налажен высокий корпоративный дух, который проявляется в социальной защите своих сотрудников, налаженной мотивационной системе труда как с финансовой стороны, так и со стороны нематериальной мотивации.

АО «СК «Коммеск - Өмір» занимает 15 позицию по объему собранных страховых премий в отрасли общего страхования. Входит в ТОП-10 по сбору премий по обязательному страхованию ответственности автовладельцев, добровольному страхованию автотранспорта, добровольному страхованию грузов, добровольному страхованию гражданско-правовой ответственности. Занимает 13 позицию по объему премий по добровольному медицинскому страхованию.

По состоянию на 01.01.2014 г., активы компании составили 5,2 млрд тенге – на уровне 2012 года, при этом активы за вычетом доли перестраховщика составили 5 млрд тенге на 2 % выше, чем по состоянию на 01.01.2013 г., таким образом, тенденция роста по данному показателю сохранилась и в 2013 году. По страховым резервам наблюдается незначительное снижение – на 2 %, резервы составили 2,4 млрд тенге. Это связано со снижением резерва убытков на 8 %, при этом резерв незаработанной премии вырос на 6 %, в связи с увеличением страховых премий. Страховые резервы за вы- четом доли перестраховщика составили 2,1 млрд тенге, на уровне 2012 года. Снижение активов и страховых резервов в 2012 году относительно 2011 года объясняется урегулированием крупного убытка по страхованию имущества, который был перестрахован.

Собственный капитал, по состоянию на 01.01.2014 г., составил 2,4 млрд тенге, на 2 % меньше, чем на 01.01.2013 г (таблица 3).

Таблица 3 - Динамика основных показателей АО «СК «Коммеск - Өмір»

тыс. тенге

Показатели 2012 год 2013 год Прирост, %
       
Активы 5 201 774 5 233 860  
Страховые резервы 2 401 831 2 355 005 -2
Собственный капитал 2 422 149 2 362 537 -2
Активы, за вычетом доли перестраховщика 4 931 319 5 018 498  
Страховые резервы за вычетом доли перестраховщика 2 131 376 2 139 643  
Чистая прибыль 27 102 37 298  
ROE 1,1% 1,6%  
ROA 0,5% 0,7%  
Примечание - составлено на основе источника [4]

Снижение произошло за счет уменьшения результатов переоценки, в связи со снижением котировок ценных бумаг, оцениваемых через капитал, а именно еврооблигаций АО «Альянс Банк». Данные инструменты вошли в план реструктуризации долгов эмитента. Компания, в свою очередь, создала необходимые провизии в связи с признаками обесценения. Чистая прибыль по итогам 2013 года составила 37 млн тенге, выше, чем в 2012 году на 38 %, что связано с увеличением прибыли по страхованию. В результате роста прибыли возросла рентабельность. Рентабельность активов составила 0,7 %, рентабельность капитала – 1,6 %.

За 2013 год структура страховых премий не претерпела существенных изменений: доля обязательного страхования составила 42 % (41 % – в 2012 году), доля добровольного имущественного страхования – 47 % (45 % – в 2012 году), доля добровольного личного страхования – 11 % (14 % – в 2012 году). При этом премии по обязательному страхованию и добровольному имущественному страхованию возросли на 5 % и составили по итогам 2013 года 1,3 млрд тенге и 1,4 млрд тенге, соответственно, премии по добровольному личному страхованию также уменьшились на 20 % и составили 320 млн. (таблица 4).

Таблица 4 - Структура страховых премий АО «СК «Коммеск - Өмір»

тыс. тенге

Показатель 2012 год 2013 год Прирост, %
Объем премий Доля, % Объем премий Доля, %
           
Обязательное страхование 1 195 404   1 254 892    
Добровольное личное страхование 398 328   320 224   -20
Добровольное имущественное страхование 1 311 715   1 381 719    
Итого 2 905 447   2 956 835    
Примечание - составлено на основе источника [4]

По итогам 2013 года в структуре портфеля шесть классов страхования занимают долю более 5 %, что говорит о хорошей диверсификации рисков. Наибольший объем премий приходится на обязательное страхование гражданско-правовой ответственности автовладельцев – 39 %. На долю добровольного страхования имущества приходится 15 %, в 2012 году доля премий составляла 12 %, на долю добровольного страхования гражданско-правовой ответственности – 11 %, в 2012 году – 9 %, увеличению объема премий способствовало развитие корпоративного страхования (таблица 5).

Таблица 5 – Структура страховых премий АО «СК «Коммеск - Өмір»

тыс. тенге

Показатель 2012 год 2013 год Прирост, %
Объем премий Доля, % Объем премий Доля, %
           
ОС ГПО ВТС 1 113 923   1 157 065    
ДС имущества 346 129   437 422    
ДС ГПО 264 685   336 951    
ДС на случай болезни 369 960   307 217   -17
ДС автотранспорта 257 170        
ДС грузов 261 645   191 783   -27
ДС водного транспорта 156 308   94 890   -39
ОС ГПО перевозчика перед пассажирами 62 697   66 091    
Иные классы 72 930   64 645   -11
Итого 2 905 447   2 956 835    
Примечание - составлено на основе источника [4]

Благодаря активной работе компании в сегменте добровольного страхования автотранспорта: внедрения новых продуктов страхования, постоянного улучшения сервиса, маркетинговой поддержки и индивидуальному подходу как к физическим, так и к юридическим лицам, премии по данному классу увеличились на 17 % и составили 301 млн тенге.

Снижение премий по добровольному страхованию грузов и водного транспорта связано с тем, что в 2012 году были заключены крупные контракты по данным классам, которые не были пролонгированы в 2013 году. Премии по добровольному страхованию на случай болезни уменьшились в связи с отказом от убыточных программ, а также демпингом со стороны некоторых конкурентов.

Географически компания представлена 13 филиалами и 5 региональными представительствами во всех крупных административных центрах Республики Казахстан. Распределение премий по географическому признаку в 2013 году сложилось аналогично распределению в 2012 году – на долю города Алматы приходится 68 % премий, на долю региональной сети – 32 % премий. При этом 55 % премий, собранных региональной сетью, приходится на розничное страхование и, соответственно, 45 % – это корпоративное страхование. Доля корпоративного страхования в городе Алматы составила по итогам 2013 года 70 %, соответственно, доля розничного страхования – 30 %.

За 2013 год компания осуществила более 18 тысяч страховых выплат на общую сумму 1 млрд тенге (таблица 6).

Таблица 6 - Динамика убытков по страхованию АО «СК «Коммеск - Өмір»

тыс. тенге

Показатель 2012 год 2013 год Прирост, %
       
Страховые выплаты 5 167 889 1 025 708 -80
Чистые страховые выплаты 943 218 930 803 -1
Изменение резервов убытков 679 744 -33 812 -105
Расходы на урегулирование 106 441 85 516 -20
Всего расходы по выплатам и урегулированию 1 729 373 982 507 -43
Примечание - составлено на основе источника [4]

В 2012 году сумма выплат составила 5 млрд тенге. Снижение выплат в 2013 году связано с тем, что в 2012 году компания осуществила практически самую крупную выплату в истории казахстанского рынка страхования в размере более 4 миллиардов тенге по страховому случаю в результате пожара, сгорело имущество, принадлежащее одному из клиентов АО «СК «Коммеск-Өмір». Сумма убытка составила 4,1 млрд тенге.

Операционные расходы компании за 2013 год составили 1,2 млрд тенге, увеличившись на 8% в сравнении с 2012 годом. Основную долю занимают расходы на оплату труда и командировочные расходы – 58 % или 724 млн тенге, на уровне 2012 года. Расходы на рекламу в 2013 году составили 12 % от общей суммы расходов или 150 млн тенге, на 61 % больше, чем в 2012 году, столь существенное увеличение связано с активной маркетинговой политикой в розничном сегменте, в том числе по добровольным классам страхования (таблица 7).

Таблица 7 - Операционные расходы АО «СК «Коммеск – Өмір»

млн. тенге

Статья расходов 2012 год 2013 год Прирост, %
Объем расходов Доля, % Объем расходов Доля, %
           
Расходы на оплату труда и командировочные 723 165 62,6 723 688 58,2 0,1
Расходы на рекламу 93 063 8,1 150 106 12,1 61,3
Налоги и сборы, крое КПН 89 854 7,8 90 467 7,3 0,7
Амортизационные отчисления и износ 50 263 4,4 52 483 4,2 4,4
Расходы по текущей аренде 48 240 4,2 48 839 1,2 1,2
Взносы в ФГСВ 33 31 2,9 41 327 22,5 22,5
Резерв по сомнительным долгам -20 365 - 1 124 105,5 105,5
Прочие расходы 136 655 11,8 135 929 -0,5 -0,5
Итого: 1 154 606   1 243 963 7,7 7,7
Примечание - составлено на основе источника [4]

В 2013 году заключено более 218 тысяч договоров страхования. Число крупных клиентов достигло около 200. Инвестиционный доход достиг 300 млн тенге, доходность инвестиционного портфеля за 2013 год – 8 %, по сравнению с 2012 годом, она уменьшилась на 4 %. Чистая прибыль за 2013 год увеличилась на 37,6 % и составила 37 млн тенге.

АО «СК «Коммеск-Өмір» занимает 15 позицию по объему собранных страховых премий в отрасли общего страхования. Компания входит в ТОП-10 по сбору премий по обязательному страхованию автовладельцев, добровольному страхованию автотранспорта, добровольному страхованию грузов, добровольному страхованию гражданско-правовой ответственности. Занимает 13 позицию по объему премий по добровольному медицинскому страхованию.

Совокупный объем страховых премий по итогам прошедшего 2014 года впервые преодолел планку в 4 миллиарда тенге и составил 4,1 млрд тенге, что на 39% больше, чем в предыдущем году.

Ключевыми видами добровольного страхования по сбору страховых премий в 2014 году стали такие виды, как:

· АвтоКАСКО: впервые объем премий превысил 1 млрд тенге, рост по отношению к 2013 году составил 260%;

· страхование на случай болезни: 402,3 млн тенге, рост – 31%;

· страхование имущества: 523 млн тенге, рост – 19,6%;

· страхование от несчастных случаев: рост – 42,8%;

· страхование ГПО: 543,8 млн тенге, рост – 61,3%;

· страхование от прочих финансовых убытков: рост – 83,4%.

· страхование ГПО владельцев транспортных средств: рост остался на уровне 2013 года, объем премий составил 1,17 млрд тенге.

Страховые выплаты за 2014 год превысили 1,19 миллиарда тенге, рост по отношению к аналогичному периоду 2013 года составил 7,9%. Наибольшее количество выплат произведено по самому массовому виду – обязательному страхованию ГПО автовладельцев – 1 743 выплаты на сумму более 490 млн. тенге, прирост – 7%.

На 01.01.2015 года активы компании составляют более 6,3 млрд тенге, а объем собственного капитала – 2,9 млрд тенге. В среднем за год «Коммеск-Өмір» ежедневно выплачивала своим клиентам порядка 2,9 млн. тенге. За весь 2014 год были осуществлены 46 крупных выплат, каждая свыше 1,5 млн тенге, на общую сумму более 158 млн тенге в Алматы, Актобе, Караганде, Костанае, Павлодаре, Семее, Талдыкоргане, Уральске, Усть-Каменогорске.

Среди значимых событий 2014 г. для компании можно назвать открытие второго медицинского центра в Алматы, открытие девяти центров розничных продаж в различных регионах Казахстана и одного центра продаж в Алматы, запуск системы дистанционного обучения сотрудников, нового корпоративного сайта и интернет-магазина.

Стабильную работу компании обеспечивает также правильно построенная перестраховочная защита. Размещение рисков в перестрахование происходит на основе принципов надежности и диверсификации. Коммеск-Өмір одна из немногих страховых компаний Казахстана, заключившая договоры облигаторного перестрахования с ведущими перестраховочными компаниями мира: Корпорацией Lloyd’s, компаниями SCOR (Франция), Hannover Re (Германия). Риски по договорам страхования имущества, грузов, автомобильного транспорта (автоКАСКО и добровольное ГПО автовладельцев), строительно-монтажные риски и другие автоматически перестраховываются у надежных западных партнеров-перестраховщиков. Эта система обеспечивает максимальную гарантию полной и оперативной страховой выплаты клиенту при наступлении страхового случая.

Полноценное развитие страхования невозможно без эффективной инфраструктуры, позволяющей обеспечить бесперебойную и качественную работу на всех этапах бизнес-процессов, начиная с продаж страховых полисов, их сопровождения, перестрахования, и заканчивая урегулированием убытков.

Подход к каждому клиенту строится на индивидуальной основе, с предоставлением востребованных условий страхования при гибкой системе оплаты страховых премий, с применением скидок и льгот. С учетом потребностей клиентов, разрабатываются новые страховые продукты. Предвидеть и чувствовать потребности клиента, своевременно принимать правильные решения – это и есть ключ к достижению успеха. Со многими клиентами компанию связывают многолетние партнерские отношения, основанные на полном взаимном доверии и понимании. Компания выполняла и выполняет свои обязательства в полном объеме, свидетельством этого является отсутствие судебных исков со стороны клиентов в связи с ненадлежащим исполнением условий договоров страхования.

Таблица 4657

SWOT анализ АО «СК «НОМАД Иншуранс»

Сильные стороны Слабые стороны
- Крупнейшая не аффилированная с банком страховая компания - Устойчивое финансовое положение (A. M. Best В+ (стабильный) - Высокий уровень менеджмента - Постоянно увеличивающиеся объемы продаж - Постоянное совершенствование информационных технологий - Сотрудничество с крупнейшими мировыми перестраховочными организациями - Оптимальный для клиентов режим работы; - Круглосуточный call-center - Наличие двух собственных медицинских центров - Обучение сотрудников и повышение их квалификации - Многолетний опыт работы - Высокие тарифные ставки - Отсутствие массовых точек продаж - Нацеленность маркетинга на розничный сегмент рынка - Слабая отдача от розничного сегмента - Крайне высокие расходы на ведение дела - Убыточность по обязательным видам страхования - Высокая текучесть кадров
возможности Угрозы
- Получение более высоких кредитных рейтингов - Расширение филиальной сети - Выход на международный рынок - Получение лицензии на осуществление других обязательных видов страхования - Партнерские отношения с крупными международными финансовыми институтами - Развитие культуры страхования населения - Предоставление качественного сервиса - Давление конкурентов - Нестабильность экономической ситуации на мировом рынке - Рост убыточности и выплат - Мораторий на работу с таможенными органами - Демпинговые цены конкурентов - Снижение лояльности клиентов

Как видно из таблицы возможности роста у компании большие и на данный момент она их активно использует. Однако существует несколько угроз со стороны внешних факторов, который в той же мере могут коснуться и конкурентов. К примеру демпинговые цены являются основной проблемой на сегодняшний день, т.к. клиент желает, чтобы услугу предоставили сейчас по самой низкой цене, делает мониторинг компаний и выбирает наиболее приемлемые для себя условия. А компании стараются предложить цену, как можно ниже, чем у конкурентов, что создает определенные преграды для других компаний, т.к. конкуренция перерастает в ценовые войны. Кроме того, в связи с кризисом, многие крупные клиенты отказываются от пролонгации действующих договоров страхования, особенно если речь идет о страховании грузов, пересекающих границы Европы. И основной угрозой остается мораторий на работу с таможней, т.к. это достаточно рисковый вид работы, включающий ответственность за довольно крупные риски. Основной слабой стороной компании является небольшое количество точек продаж в Алматы, и особенно в регионах, что затрудняет процесс сбыта продукции. И высокие тарифные ставки, утвержденные внутренним андеррайтингом, также отсеивают многих потенциальных клиентов. Однако у компании есть возможности роста, особенно в отрасли обязательных видов страхования, при условии получения новых лицензий. Также, в ближайшей перспективе компания планирует увеличить филиальную сеть на 30%. И конечно, компания никогда не перестает работать в сфере улучшения клиентского сервиса. Развивая свой бизнес в правильном направлении компания сможет обойти очень крупных конкурентов и стать Страховой компанией № 1 в Казахстане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: