Интернет как канал PR-коммуникаций

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Интернет как канал PR-коммуникаций

Информация – это основа связей с общественностью. Процесс передачи информации называется коммуникацией.

Коммуникация – это то, что передаётся, это форма собственности, внутренняя структура, ценность организации, реакция аудитории [см Василик]. В процессе коммуникация информация передаётся по каналам связи.

В книге «Основы теории коммуникации» М.А. Василик термином «канал» обозначает: «…маршрут, используемый для передачи сообщения» [Василик, с.145].

В книге «Эффективные бизнес-коммуникации: теория и практика в эпоху информации» Р. Бландел приводит следующее определение: «Канал –это процесс передачи информации и обмена информацией» [Бландел].

Из приведённых определений следует, что коммуникация – это общение, сопровождаемое передачей, обменом информации, мыслями, знаниями, чувствами, что несомненно обогащает жизнь людям.

Ф.И. Шарков считает, что одним из каналов коммуникации в современном обществе является интернет. Глобальная информационная сеть интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает доступ к компьютерам, электронной почте, базы данных, доскам объявлений и дискуссионным группам. Интернет новый вид устно – письменной коммуникации [См: Шарков].

Плюсы интернета:

–Мультимедийность – звуковые печатные эффекты.

–Персонализация–любая информация, на любом уровне заинтересованности индивидов или групп людей.

–Интерактивность – интернет подразумевает диалог, а традиционное средство массовой информации – монолог.

–Отсутствие посредников – возможность прямого доступа без вмешательства со стороны средств массовой информации [Шарков].

Д.Н. Иванушко в статье «Применение инфокоммуникационных технологий в продвижении услуг в сети интернет» пришёл к выводу, что несмотря на все преимущества использование интернета, существуют и проблемы:

– Недостаточно развита компьютерная сеть в сельской местности, или же она обладает малой пропускной способностью.

–Препятствием развития интернета может стать низкий уровень благосостояния народа (тратит деньги на еду и одежду, а уже потом на технику, услуги, развлечения).

–Многие люди не умеют использовать компьютер вообще (особенно пожилые) [Иванушко].

В современных условиях всё большее значение приобретают технологии, основанные на использовании возможностей, предоставляемых глобальной сетью интернет.

В работах А. Н. Чумикова и М.П. Бочарова интернет понимается как «… средство массовой коммуникации, которое отличается от остальных СМИ преимущественно способом распространения и предоставления информации. К числу других отличий относятся большая точность измерения эффективности рекламной и PR-кампании, большая скорость в получении характеристик по ходу проведения кампании и лучшая возможность оперативного реагирования в соответствии с получаемыми в ходе акции показателями эффективности» [А. Н. Чумиков, с. 388].

Исследователь А.Г. Киселёв определяет интернет как «… совокупность компьютеров, имеющих возможность связаться друг с другом с помощью определённых протоколов» [А.Г. Киселёв, с. 273], т.е. человек, который подключил свой компьютер к сети интернет, получает неограниченное количество информации и различные данные, присутствующие в интернете.

Интернет состоит из большого количества соединённых между собой компьютеров и серверов. В его состав входят более 100.000 сетей из 100 стран мира.

Примерно 20 лет назад слово «интернет» в России никто не знал, потом в течение нескольких лет интернет рассматривался как гигантская библиотека и основой его задачей была помощь в поиске нужной информации. В настоящее время одной из главных задач интернета - это помощь в поиске желаемых партнёров и предоставление средств для организации с ними нужного вида коммуникаций с необходимой интенсивностью [Чумиков].

Особенность интернета заключается в том, что любой пользователь может быть одновременно получателем и отправителем, что ведёт к увеличению участников коммуникации.

По данным опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) по состоянию на 2003 год аудитория интернета в России составило всего 12 % или 13,1 млн. человек, ежедневно выходили в сеть только 6 % населения, а уже к 2009 году аудитория Сетей выросло в 5,5 раз, что составило 39,9 млн. человек [см. ФОМ].

А по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в октябре 2014 г., уже интернетом пользуются 66% граждан России от 18 лет и старше или 76,3 млн человек. Ежедневно выходят в сеть – 46% или 53,6 млн взрослых россиян. Из этого мы видим, что число пользователей сети интернет увеличивается в геометрической прогрессии, и он постепенно становится местом общения людей самых разных слоёв общества и возраста [См. ВЦИОМ].

Несмотря на скромный опыт пользования интернетом, Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия и на шестое место в мире [см ВЦИОМ].

54 % россиян считают, что интернет приносит пользу обществу [смотри ФОМ], потому, что он рассматривается как источник правдивый и объективной информации.

На конференции RIW-2012 года (Russian Internet Week) выступление Владимира Щипкова из TNS было посвящено поведению пользователей в интернете. Он отметил, что средний российский пользователь за месяц посещает 137 сайтов, хотя есть и несколько процентов тех, кто заходит на сотни ресурсов. Причём самые молодые (в возрасте от 12 до 24 лет) посещают в среднем столько же сайтов, сколько люди постарше, но ведут себя там активнее – просматривают около 7,5 тысяч страниц против 5,5 тысяч у тех кому, больше 25 лет [см. RIW].

Более четверти (26 %) пользователей интернета [cм. ФОМ] считают его важной частью своей жизни, и что их жизнь без сетей сильно измениться.

Интернет как канал коммуникации имеет следующие особенности:

–Интернет никому не принадлежит.

–Большинство людей в мире пользуется его ресурсами.

–Высока скорость распространения сообщения.

–Определение целевой аудитории вплоть до конкретного человека.

–Неограниченное коммуникационное пространство (по времени и объёму информации).

–Низкая стоимость (затраты связаны только с использованием технических средств связи) [Шарков].

Если говорить о недостатках, можно сказать, что существуют следующие проблемы:

– Отсутствие у человека навыка работы с компьютером.

– Низкая техническая оснащённость каналов связи.

– Создаётся очень много похожих друг на друга сайтов, что приводит к распылению общей сетевой аудитории.

– Искажение информации (многие размещают информацию без предварительной проверки её соответствия фактам).

– Устаревшая информация (несвоевременное обновление сайта).

– Злонамеренное искажение информации [Шарков].

Несмотря на это интернет набирает вес и авторитет в различных сферах деятельности человека.

Так как интернет принадлежит к разряду искусственных электронных каналов коммуникаций, поэтому идёт постоянное увеличение их количества и усложнения технических способов передачи информации.

В книге «Интернет-технологии в связях с общественностью» И.А. Быков и О.Г. Филатова утверждают, что «основной причинной появления искусственного канала коммуникации является растущая потребность людей в общении в условиях дифференцирующегося общества. Простейшая ситуация, требующая использования искусственного коммуникационного канала, связана с территориальной удалённостью участников коммуникационного процесса. В условиях информационного общества наибольшее значение имеют не расстояние, а сложность и объём передаваемой информации (чертежи, графики, программы, мультимедиа и т.п.)» [Быков.с.36].

Из этого делаем вывод, что в наше время интернет является глобальным каналом коммуникации, передающий информацию от поколения к поколению.

Классификация коммуникации И.А. Быкова и О.Г. Филатовой состоит из трёх видов: межличностная, групповая и массовая.

–Межличностная коммуникация. Это одна из первых форм общения, доступное по компьютерной сети. Была разработана программа для обмена электронной почтой. В настоящее время всё более популярным становиться сервис интернет телефонии, например, программа Skype – бесплатные видео звонки и обмен сообщениями между пользователями Skype [Быков].

– Групповая коммуникация. Естественное стремление людей к общению с единомышленниками в сети приводят к объединению в интернет– сообщества по различным интересам (личностных, профессиональных, потребительских) [Быков].

Особенностями интернет-сообществ является:

1) Регулярное посещение сетевого ресурса, вокруг которого создалось сообщество.

2) Наличие обратной связи благодаря информационному обмену в этом сообществе.

3) Собственная субкультура со своей иерархией, поведенческими нормами, совместным участием в различных мероприятиях [Быков].

– Массовая коммуникация. К этой коммуникации относят интернет-СМИ. Интернет-СМИ являются одним из дешёвых и оперативных средств массовой информации. Из-за низкой стоимости создаются очень много электронных газет, что приводит к распылению общей сетевой аудитории. В связи с тем, что интернет является ещё развивающимся каналом коммуникации, массовой аудитории по-прежнему предпочитают получать информацию из-за традиционных СМИ (телевиденье, радио, пресса) [Быков].

Однако И.А. Быков и О.Г. Филатова признают, «… что приведённая классификация страдает большими недостатками, так как многие сервисы интернета могут быть использованы как для личного, как для группового общения (например, социальные сети)» [Быков с.39].

Согласно универсальной интернет-энциклопедии, «Социальная сеть – платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений» [Электронный ресурс Энциклопедия.ru].

В социальных сетях можно обмениваться информацией, фотографиями, музыкой, видеоматериалами, знакомиться. Наиболее популярной социальной сетью в России является «ВКонтакте» она охватывает 52,7 % аудитории интернет-пользователей (более 228 млн зарегистрированных пользователей). Таковы данные исследования социальных сетей проведённого в 2014 году агентством «Викиреальность» [Электронный ресурс]

Настоящими общественными средствами массовой информации по всему миру становятся блоги. В книге «Связи с общественностью» А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров дают следующее определение: «…блог –это мнения, впечатления, отзывы индивидуальных потребителей о том или ином товаре» [Чумиков].

Автор блога могут продвигать товары, которые им нравятся, делать ссылки на ресурсы, критиковать, давать другую полезную информацию для обратившегося клиента. Ссылки могут вести на другие сайты, где потребители будут находить полезные статьи. То есть блоги способствуют развитию новых каналов информирования от потребителя к потребителю [Чумиков].

Поэтому интернет как глобальная коммуникационная среда представляет собой огромный набор коммуникационных каналов, которые с минимальными ограничениями могут быть использованы в PR-целях [См.: Чумикова].

Осуществление PR-деятельности в сети интернет представляется приоритетным направлением.

Таким образом, интернет – это динамично развивающийся канал PR-коммуникации.

Среди основных проявлений PR деятельности в сети интернет можно выделить следующие:

– Электронная почта. Она является наиболее распространённым интернет–ресурсом. Почта выполняет общие функции деловой переписке: официальное, полуофициальное, неофициальное. Коммуникационными плюсами электронная почта в работе PR-специалиста является:

1) Адресная работа с каждым человеком в любых целевых аудиториях.

2) Адресная коммуникация с любым количеством коммуникаторов в онлайновом режиме.

3) Корректировка, или изменения запросов, потребностей адресата в зависимости от любых нюансов реакций.

4) Электронная корреспонденция может быть получено или отправлено в удобное время для получателя [Быков].

Большинство организаций используют электронную почту как оперативный (мгновенный) и дешёвый канал информирования.

По электронной почте (по подписке) можно получить любую информацию: новости, с тематические обзоры, подборок материалов СМИ, профильные материалы информации о значимых событиях и т.д.

– Web-сайт, его создание и поддержание. Сайт – это лицо компании в интернете. Преимущество web-сайтов:

1) На сайте нет ограничений в каком количестве будет представлен материал.

2) Обращение на прямую к аудитории.

3) Пользователи получают доступ к сайту 24 чеса в сутки, находясь в любой стране мира.

4) Легко обновлять информацию.

Правильное оформление сайта и его продвижения способствует успеху организации в профессиональной деятельности.

– Онлайновые связи со СМИ. Многие журналисты обращаются к интернету как к основному источнику информации об организации, поэтому PR-специалист использует интернет для общения со СМИ. Растущие число онлайновых версий электронных газет и журналов увеличивает возможности для PR.

– Онлайновый мониторинг. Преобладание «фальшивых сайтов» с негативными комментариями направленные на субъект PR, заставляет PR-специалиста постоянно следить за этими сайтами.

– Продвижение продуктов (непосредственный доступ к клиентам и потребителям).

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Под каналом коммуникации понимается маршрут, используемый для передачи сообщения. В современном обществе одним из каналов коммуникации является интернет. В интернете человек получает неограниченное количество информации. Любой пользователь интернета может быть одновременно получателем и отправителем. Число пользователей интернетом быстро растёт. Так же идёт постоянное увеличение способов передачи информации: программа Skype, интернет-СМИ, социальные сети (ВКонтакте). Пользователи интернета получают доступ к нему 24 часа в сутки, поэтому интернет обладает большими коммуникационными возможностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: