Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей.
Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий.
Стадии мышления:
Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Понятийное мышление у ребенка проходит в ряд этапов: на 1-м этапе проявляется простое складывание предметов; на 2-м устанавливаются сходства и различия двух предметов; на 3-м этапе проявляется объединение группы предметов по сходству, затем появляется понятийное мышление, которое совершенствуется до 17 лет.
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
- формирование и усвоение понятий, сужений, умозаключений;
- решение проблем.
Основные умственные операции:
|
|
анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;
сравнение – установление отношений сходства и различия;
обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;
абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, в действительности самостоятельно не существующих;
конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;
систематизация или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
В определении видов мышления существуют различные подходы:
По степени развернутости решаемых задач: дискурсивное и интуитивное.
По характеру решаемых задач: теоретическое и практическое.
По содержанию решаемых задач:
наглядно-действенное мышление – опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами;
наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления и образы;
словесно-логическое мышление – осуществляется при помощи логических операций с понятиями, различаются:
- теоретическое мышление – познание законов, правил, разработка концепций, гипотез;
- практическое мышление – подготовка преобразования действительности;
- аналитическое (логическое) мышление – носит временной, структурный и осознаваемый характер;
- реалистическое мышление – направлено на внешний мир, регулируется законами логики;
- аутистическое мышление – связано с реализацией желаний человека;
|
|
- продуктивное мышление – воссоздающее мышление на основе новизны мыслительной деятельности;
- репродуктивное мышление – воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию;
- непроизвольное мышление – предполагает трансформацию образов сновидения;
- произвольное мышление – целенаправленное решение мыслительных задач.
Качества мышления:
самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;
инициативность – постоянное стремление самому искать и находить пути и средства решения задач;
глубина – способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности;
широта – способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями;
быстрота – скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей;
оригинальность – способность производить новые идеи, отличные от общепринятых;
пытливость – потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем;
критичность – объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения;
торопливость – непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.