Критерии и показатели измерения эффективности социальной работы

Таким образом, Критерий – признак, на основании которого оценивается результативность социальной работы, мерило оценки ее эффективности[10];

К критериям оценки эффективности социальной работы можно отнести:

− уровень удовлетворенности социальных потребностей обслуживаемых граждан;

− качество, оперативность и адресность предоставляемых услуг;

− уровень развития социального обслуживания территории;

− оптимальность затрат на социальное обслуживание;

− кадровый состав и квалификация персонала[11];

− чувство удовлетворения или неудовлетворения клиента;

− степень обращаемости в органы социальной защиты;

− рост (убывание) интереса к деятельности органов социальной защиты;

− рост информированности клиентов о результатах борьбы за права и интересы различных категорий населения;

− формирование ценностных ориентаций на трудовую активность;

− организацию самопомощи и взаимопомощи;

− степень адаптированности к новым социально-экономическим условиям;

− компенсаторная способность клиента.

Различные виды критериев эффективности социальной работы можно представить в виде основных пяти групп:

1. Затраченные усилия – оценка использованных ресурсов, объемов и характера действий социальных работников, предпринятых для достижения целей. Сюда обычно входят рабочее время персонала, его деятельность, материальные и финансовые ресурсы, помещения, оборудование, вспомогательные средства и др.

2. Воздействие, влияние предоставленной социальной услуги – ее результаты с точки зрения широких социальных изменений в обществе. Дается ответ на вопрос, смогла ли деятельность социальных служб вызвать положительные изменения в отношении положения социально уязвимых групп населения, здесь рассматривается экономичность примененных методов.

3. Производительность – оценка методов и способов предоставления социальных услуг для нуждающихся в них групп населения. Цель оценки производительности труда заключается в определении насколько возможно было получить тот же конечный результат другими способами и с меньшими издержками. Этот вопрос обычно связан с проблемой оптимизации программы.

4. Степень воздействия социальной услуги, предоставленной учреждением социального обслуживания на конкретного клиента или достижения каких-то сдвигов, позволяющих судить о том, насколько удалось выполнить ее задачи. Для этого нужно выяснить, изменила ли проведенная социальная деятельность поведение клиента, и произошли ли эти изменения в ожидавшемся направлении.

5. Качество. Под критерием качества понимается соответствие всех элементов социальной работы профессиональным стандартам. Этот критерий предполагает суждения о компетентности, приемлемости услуг и способов их оказания.

СЛАЙД 5 Показатель − обобщенная характеристика свойств объекта или процесса[12];

Все показатели можно разделить на[13]:

− оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровень развития или результатов той или иной деятельности;

− затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности.

В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Выделяют также структурные и приростные показатели[14]

СЛАЙД 6.

Абсолютные показатели – уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Например, абсолютными показателями являются оборот (объем продаж), валовая и частичная выручка, валовая и частичная выручка, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации продукции, основные и оборотные производственные фонды, уставный фонд, задолженность и др.

Относительные показатели определяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей. К этим показателям относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и др.

Структурные показатели – по расходам, капиталу, доходам – характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.

Приростные показатели отражают изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении.

Количественные показатели эффективности социальной работы определяют [15]:

− уровень доходов;

− занятость членов семьи;

− социально-бытовые условия;

− время ожидания услуги;

− время предоставления услуги;

− характеристики оборудования, инструментов, материалов;

− полнота услуги,

- количество обслуженных,

.

Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями, являются:

- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение (далее - документы);

- условия размещения учреждения;

- укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;

- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);

- состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам социальной службы (далее - клиенты);

- наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.

СЛАЙД 7-12

1. Социальное обслуживание осуществляется в следующих формах:

1) стационарной;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: