Цена - это денежное выражение стоимости товара.
Субъекты ценообразования РБ: юридические лица и предприниматели.
Роль цены в экономике проявляется на макро и микро уровнях.
Основные признаки классификации и виды цен:
1. По степени участия государства в регулирование цен:
1.1Жестко фиксированные (назначаемые или твердые) - устанавливаются субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.
1.2Регулируемые (изменяемые) устанавливаются соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяются субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.
1.3Договорные (контрактные) - определяются предварительным согласованием между продавцом и покупателем.
1.4Свободные (рыночные) — освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.
|
|
2. В зависимости от обслуживаемого оборота:
2.1Отпускная цена предприятия - это цена, по которой предприятия реализуют продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и другим потребителям. Она включает в себя издержки производства и реализации, прибыль, НДС, акцизы, косвенные сборы и отчисления.
2.2Оптовая цена - это цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организациям и иным потребителям. Она состоит из отпускной цены предприятия и оптовых надбавок оптовой организации, размер которых ограничен 20% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером.
2.3Розничная цена — цена, по которой розничные торговые организации реализуют продукцию населению и организациям. Она состоит из оптовой цены и торговой (розничной) надбавки розничных торговых организаций, размер которых ограничен 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером.
3. В зависимости от включения в цену расходов по транспортировки предприятия:
3.1. Цена франко-станция отправления – расходы по транспортировке товара несет продавец
3.2. Цена франко-станция назначения – расходы по транспортировке товара несет покупатель
3.3. Цена ДАФ – до границы продавец поставляет товар
3.4. Цена СИФ – все расходы несет продавец
3.5. Цена ФОБ – продавец несет расходы по доставке товара на борт судна
3.6. Цена ФАС – расходы по доставке груза до причала
3.7. Цена КАФ – не включает расходы по страхованию
4. В зависимости от экономических особенностей продукции:
|
|
4.1. Оптовые цены
4.2. Закупочные цены – цены на с/х продукцию
4.3. Цены на продукцию строительства
4.4. Розничные цены и тарифы на услуги
5. В зависимости от договорных условий совершения сделок:
5.1.Базисные цены
5.2.Биржевые цены
5.3.Контрактные цены
5.4.Твердые цены
5.5.Справочные цены
5.6.Демпинг
5.7.Ценовая дискриминация
6. В зависимости от рынка:
6.1.Для внутреннего рынка
6.2.Для внешнего рынка
6.3.Для импорта
6.4.Для экспорта
7. В зависимости от сроков действия:
7.1.Постоянные цены
7.2.Скользящие цены
7.3.Ступеньчатые цены
7.4.Сезонные цены
8. Используемые во внутрипроизводственном планировании и учете:
8.1.Планово-расчетные цены
8.2.Учетные цены
8.3.Цены производителей
8.4.Потребительские цены
8.5.Текущие цены
8.6.Сопоставимые цены
9. По степени обоснованности:
9.1.Базисные цены
9.2.Прейскурантные цены
9.3.Фактические цены
Функции цены:
1. Информационная функция — распространение сведений о наличии товара или продукции, об издержках производства, о рынках. Информационная функция цены состоит в доведении до всех участников сведений о конъюнктуре рынка по данному товару.
2. Распределительная функция — распределение ресурсов между производствами в соответствии со стоимостью ресурсов и ценами на готовую продукцию. Распределительная функция цены связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов.
3. Стимулирующая — создание заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, улучшении качества, снижении издержек.
4. Уравновешивающая — обеспечение равновесия между спросом и предложением. Если спрос на данный товар превышает предложение, цена повышается.
5. Обеспечение доходности — не только возмещение издержек производства продукции, но и получение прибыли.
6. Учетная функция, определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена служит средством исчисления стоимостных показателей: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем товарооборота, объем производства продукции предприятиями, рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т. д.
36.Назовите виды цен по следующим классификационным признакам: степень участия государства в регулировании цен, обслуживаемый оборот. Дайте им характеристику.
1. По степени участия государства в регулирование цен:
1.1Жестко фиксированные (назначаемые или твердые) - устанавливаются субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.
1.2Регулируемые (изменяемые) устанавливаются соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяются субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.
1.3Договорные (контрактные) - определяются предварительным согласованием между продавцом и покупателем.
1.4Свободные (рыночные) — освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.
2. В зависимости от обслуживаемого оборота:
2.1Отпускная цена предприятия - это цена, по которой предприятия реализуют продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и другим потребителям. Она включает в себя издержки производства и реализации, прибыль, НДС, акцизы, косвенные сборы и отчисления.
2.2Оптовая цена - это цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организациям и иным потребителям. Она состоит из отпускной цены предприятия и оптовых надбавок оптовой организации, размер которых ограничен 20% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером.
|
|
2.3Розничная цена — цена, по которой розничные торговые организации реализуют продукцию населению и организациям. Она состоит из оптовой цены и торговой (розничной) надбавки розничных торговых организаций, размер которых ограничен 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером.