Действия государства в рамках экономической функции. Внутренние и внешние функции государства

Внутренние и внешние функции государства

Понятие, сущность и типология функций государства

Функции государства

Принцип разделения властей

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, которое предусматривает разделение на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную) и взаимный контроль органов высшей власти как частей единой системы через систему сдержек и противовесов (о разделении властей писали многие учёные, но первым из них был Д. Локк. Он разделил власть на законодательную и исполнительную, на три ветви разделили Ш.Л. Монтескье в 18 веке).

У принципа разделения властей есть как положительные стороны, так и отрицательные.

Положительные. Государственная власть не может быть сосредоточена в одном органе, который будет обладать бесконтрольными полномочиями и приведёт общество к тирании.

Отрицательные. На практике, между ветвями власти возникают серьёзные конфликты, которые иногда приводят к вооружённым столкновениям (1993 год, конфликт с Верховным советом, Россия). Концентрация власти в одном органе позволяет более оперативно решать серьёзные актуальные проблемы общества.

Государство:

1. Организация политической власти

2. Способность издавать обязательные законы

3. Тесно связано с правом

4. Механизм управления

5. Обеспечение прав и свобод граждан

цель задачи функции

конечный результат, которого нужно достичь

проблемы, которые необходимо решить для достижения целей

практическая деятельность государства, направленная на решение существующих проблем

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

Функции государства соотносимыми со стратегическими целями государства. Они имеют правовые компоненты – конституционное закрепление. Функции показывают сюжетную роль государства.

Функции опираются на право. Они не зависят от воли и сознания людей, они имеют объективную природу. Это означает, что они не могут встраиваться в действующую систему власти или подстраиваться под облик лидеров государств. Актуальным для России является избавление от избыточных функций и повышение качества услуг, предоставляемых органами государства и должностными лицами.

Функции государства разнообразны и разноплановы. Существует несколько оснований их классификаций:

1. В соответствие с классификациями государств

1. Неразвитые государства

2. Государства с развитой демократией

2. В зависимости от сферы распространения функции

1. Внутренние

2. Внешние

3. Функции государственных органов

3. По классовому наполнению функции (для неразвитых государств)

1. Основные

2. Неосновные

4. По времени существования

1. Постоянные

2. Временные

Внутренние функции – основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Экономическая. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность заключается в получении налогов. Строительстве инфраструктур и т.д. Государство должно установить правила игры: стимулировать предпринимательство, охранять права потребительства. Может управлять само: космонавтика, атомная, оборонная промышленность.

- выработка стратегий экономического развития (государство должно определить, какой должна быть экономика, какие отрасли надо развивать. От этого многое зависит)

- осуществление кредитно-денежной и банковской политики (главный инструмент – налоги) (установление и определение налоговой системы, её формирование, определение ставки рефинансирования, денежная эмиссия (выпуск денег). В любом государстве основной банк – государственный банк; государство с помощью определённых структур осуществляет банковскую политику)

- осуществляет антимонопольную политику и принимает антимонопольное законодательство

- развитие предпринимательства и бизнеса (обеспечение законодательной базы)

- существует государственный сектор экономики (те производства, которые государство считает стратегически необходимыми). Государство может имеет государственные предприятия, а может иметь контрольный пакет акции

- осуществляет лицензирования отдельных видов экономической деятельности

Во внешней сфере государство осуществляет контроль за экспортом и импортом товаров (таможенные пошлины, ввозные и вывозные, и квоты на ввоз или вывоз отдельного вида товаров). Государство осуществляет экономическое сотрудничество с другими странами, но это экономическое сотрудничество должно быть взаимовыгодным.

2. Политическая. Обусловлена необходимость осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп. Используя такие методы, как референдумы, выборы, государство может понять становление сил. Важный процесс – формирование парламента. Организация процесса, обеспечивающее народовластие, возлагается на государство. Оно же обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведёт правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних так и во внешнеполитических делах.

3. Социальная. Её выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества, вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола и здоровья. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам и т.д. Также социальная функция заключается в отведении средства на здравоохранение, просвещение, строительство жилья для малоимущих, культурной сферы, налаживания чёткой работы транспорта и системы связей. Социальная политика проводится от взимания налогов у предпринимателей.

Действия государства в рамках социальных функций:

- развитие здравоохранения, образования, культуры, спорта, науки

- социальные выплаты: пенсии, пособия, стипендии

- любое государство устанавливает МРОТ

4. Правоохранительная. Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положения законодательства всеми гражданами, организациями и государственными органами. Эта функция выполняется различными методами:

- правотворчества – это разработка и принятие законов и других нормативных актов

- правоприменение – это деятельность органов по применению мер юридической ответственности

- организационно-правовой – он осуществляется исполнительными органами, заключается в регулировании ценообразования, разрешения митингов и демонстраций.

Борьба с правонарушениями ведётся всеми органами. Она очень важна для спокойной жизни. По факту преступность должна снижаться.

5. Экологическая. В последнее время выдвигается в разряд основных. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека – интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов. Применение некоторых современных технологий нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условие жизни на земле, делая их для него невозможными. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями (действиями).

6. Обеспечение национальной безопасности

7. Строительство дорог

8. Транспортная

9. Информационная

10. Борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

Внешние функции – основные направления государственной деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправно существование государства в современном мире.

1. Оборонная. В настоящее время мир становится всё более цивилизованным, тем не менее, даже развитые страны предпочитаю держать свои вооружённые силы в состоянии боевой готовности, поскольку не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары.

2. Дипломатическая. Она способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, не зависимо от того, какой идеологии они придерживаются.

3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция). Она заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооружённые конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов занимается совет безопасности.

4. Внешнеэкономическая. Она связана с развитием взаимовыгодного развития сотрудничества государств, которое проявляется на международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координацией товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами территориально связанными друг с другом.

5. Культурное сотрудничество. Осуществляется между государствами на основе односторонних и многосторонних договоров, а также межправительственными организациями, например, международный союз архитекторов, международная шахматная федерация, МОК и др.
В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЭСКО.

6. Сотрудничество государств в решение глобальных проблем современности. Она заключается в рациональном использовании природных ресурсов, охране окружающей среды, сохранении энергии, поддержании мира, проведении демографической политики и др.

Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международноправовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: