ü Прямое требование внимания
ü Поддержание дисциплины на уроке.
ü Усиление впечатления.
ü Осознание долга и обязанности
ü Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности.
ü Привычные условия работы.
ü Возникновение косвенных интересов.
ü Создание благоприятных условий для деятельности.
ü Постановка вопросов по ходу выполнения деятельности.
ü Словесный отчёт о том, что уже сделано, а что ещё нужно сделать.
Послепроизвольное внимание возникает вслед за произволным. Проявляется в сосредоточенности на объекте ввиду особого личного интереса.
Совмещает в себе особенности произвольного внимания (осознание цели) и непроизвольного (не нужно волевых усилий для его поддержания).
Основные свойства внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, переключение и распределение внимания, их физиологическая основа. Причины неустойчивости внимания. Развитие внимания школьников.
Различают пять свойств внимания:
Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.
|
|
Ф.О. — сила очагов возбуждения и торможения равнозначна.
Связана с глубоким интересом к деятельности, событию или факту. Например, ребёнок играет, ученик решает задачу, читает книгу.
Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете или деятельности.
Ф.О. – очаг оптимального возбуждения достаточно устойчив.
Устойчивость внимания зависит
- от того, подвижен или нет, изменяется или нет сам объект
- от того, активную или пассивную роль играет при этом человек (на неподвижном объекте внимание сохраняется» 5 секунд, если человек активно действует с объектом, то устойчивое внимание может сохраняться 15—20 минут)
- от достижения положительных результатов, удовлетворения, радости от работы.
Объём внимания – это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е. охватываются вниманием одномоментно.
Ф.О. - расширение участка с оптимальной возбудимостью.
Объём внимания ребёнка – 2-5 объектов, взрослого – 4-7.
Распределение внимания – это способность одновременно успешно выполнять две или более различные деятельности.
Ф.О. – знакомая деятельность управляется слабым очагом возбуждения, а незнакомая – сильным.
Умение распределять внимание необходимо учителю, ученику на уроке, водителю автомобиля, дирижёру, лётчику и др.
Две работы могут успешно выполняться только в том случае, если одна из них или обе привычны, не требует концентрации внимания, контроля сознания.
При действии, требующем большого и полного сосредоточения, другие действия обычно невозможны.
|
|
Младшие школьники плохо распределяют внимание. Поэтому не следует отвлекать внимание ребёнка при выполнении задания, заставлять выполнять несколько дел одновременно. Но постепенно школьника надо приучать к распределению внимания.
Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Ф.О. – перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью.
Переключение внимания требует волевых усилий. Поэтому школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной.
Переключение внимания полезно при утомлении и однообразной работе.
Внимание легче переключать от менее важного к более значительному.