Виды внимания

Выделяют три основных вида внимания — непроизвольное, произвольноеипостпроизвольное.Яеиромзвольноевнмланмевызыва-ется любым новым, ярким, интересным для человека объектом.


Глава 6. Когнитивные процессы

Именно такие объекты запечатлеваются в памяти, часто всплывая независимо от нашего желания. Фиксация внимания на таких объ­ектах также не зависит от нашей воли, а иногда даже противоре­чит стремлениям людей. Примером могут служить сосредоточение на неприятных, но громких звуках, от которых трудно отвлечься, направленность на эмоционально насыщенный разговор, содержа­ние которого не доставляет удовольствия и т.д.

Произвольное внимание, напротив, вызывается только сознатель­ным и целенаправленным усилием, которое помогает сосредоточить­ся на предметах, не вызывающих большого интереса, но необходи­мых для завершения деятельности. Такое внимание удерживает мысль на решении задачи или чтении неинтересной, но необходи­мой для экзамена книге. Воля помогает бороться и с отвлечением внимания, неизбежным в этих случаях, так как любой шум или новый объект в поле зрения вызывают непроизвольное внимание, которое, в данном случае, становится помехой для выполняемой задачи.

Произвольное внимание может трансформироваться в постпро­извольное в том случае, когда возникает интерес к выполняемой дея­тельности и сохранение устойчивого внимания уже не требует по­стоянных волевых усилий.

Характеристики внимания

Основными характеристиками внимания являются его устойчи­вость, объем, концентрация, переключение и распределение.

Устойчивость связана со способностью в течение длительного времени сохранять сосредоточение на одном и том же объекте. Монотонная деятельность (например, у конвейера), неинтересный разговор с постоянным собеседником, скучная задачка нарушают устойчивость, и только волевая регуляция способна ее вернуть. Ма­лоинтересный фильм в отличие от книги, группа (а не один) собе­седников, ведущих даже малозначительный разговор, могут в боль­шей степени поддержать устойчивость внимания. Это связано с по­стоянным изменением ситуации, вызывающим ориентировку и переключение внимания с одного объекта на другой. Особенно важным фактором устойчивого внимания является заинтересован­ность человека в деятельности, удовольствие, получаемое им и от процесса ее выполнения, и от результата. Таким образом, можно сделать вывод о том, что устойчивое внимание связано всегда либо с интересом (вызываемым удовольствием, значимостью, новизной,


334 Часть //. Психология

яркостью объекта), либо с волевым усилием. На этом основании построены некоторые методы агитации и манипулирования пове­дением, например реклама, которая своей яркостью, новизной, движением должна вызвать непроизвольное внимание и удержи­вать информацию в памяти.

Объем внимания отражает количество объектов, которые чело­век может одновременно удержать в области ясного сознания. Как и объем кратковременной памяти, он составляет 7 ± 2 единицы (от­дельные объекты или их объединения). Объем внимания обратно пропорционален концентрации: чем выше сосредоточенность, концентрация, тем меньше объем. Погруженность в определенную деятельность, анализ конкретного предмета или проблемы не дают возможности удерживать в области внимания еще какие-то объек­ты. Поэтому высокая концентрация внимания часто связана с рас­сеянностью, т.е. невозможностью удержать устойчивое внимание на окружающем. Ярким примером такой связи является «человек рассеянный с улицы Бассейной», который был настолько погружен в свои мысли, что не замечал, где едет и что одевает на себя. Рассе­янность может быть и следствием астении, усталости или высокого эмоционального напряжения, которые также мешают сосредото­читься на каком-то объекте или деятельности.

Переключение внимания подразумевает сознательное и осмыслен­ное его перемещение с одного объекта на другой. Это свойство внимания включается при разговоре с группой людей, при выпол­нении нескольких дел, при возникновении неожиданной ситуации. Способность к быстрому переключению внимания связана с таким индивидуальным качеством, как пластичность, и необходима для многих профессий (летчика, шофера, оператора и т.д.)

Распределение внимания связано с возможностью выполнять две (или более) деятельности одновременно, удерживая их в поле отчетливого сознания. Если при переключении человек от­влекается от одного объекта, обращая свое внимание на другой, то при распределении оба они остаются в зоне внимания, хотя его концентрация на разных объектах, естественно, различна. Например, преподаватель, читающий лекцию, должен удержи­вать внимание и на содержании излагаемого материала, и на том, как воспринимают его студенты, понятен ли он им. Актер на сцене должен распределять внимание между текстом своей роли, ее исполнением, репликами партнеров и т.д. Как и пере-


Глава 6. Когнитивные процессы 335

ключение, распределение внимания связано с индивидуальными особенностями человека, его пластичностью, поэтому его уро­вень у разных людей отличается.

вопросы

1.Каковы основные когнитивные процессы?

2. В чем отличие процессов ощущения и восприятия у человека и животных?

3. В чем проявляется активность ощущения и восприятия?

4. Как была доказана целостность образа восприятия?

5. Какие существуют механизмы восприятия пространства и движения?

6. Какие существуют основания для классификации видов памяти?

7. В чем состоит предназначение оперативной и кратковременной памяти?

8. Какая информация передается в долговременную память?

9. Какие механизмы забывания были выделены в разных видах памяти?

10. При каких условиях продуктивность непроизвольного запоминания может
быть выше, чем произвольного?

11.Каким образом происходит взаимодействие восприятия, памяти и мышле­
ния?

12. Чем обусловлен опосредованный и обобщенный характер мышления?

13. Чем различаются подходы к изучению мышления в психологии и формаль­
ной логике?

14. Какие генетические виды мышления были выделены?

15. Какие факторы влияют на переход от одного уровня развития мышления к
другому?

16. В чем проявляются индивидуальные особенности мышления?

17. Что роднит интуитивное и дивергентное мышление?

18. Как развиваются операции мышления в онтогенезе?

19. Каким образом влияют эмоции на воображение?

20. В чем проявляется влияние опыта на процесс воображения?

21. Как взаимодействуют мышление и воображение в процессе решения задач?

22. Чем отличается задача от проблемной ситуации?

23. В чем заключаются основные функции речи?

24. Чем различаются понятия «речь» и «язык»?

25. Какие средства выразительности используются в письменной и устной
речи?

26. В чем значение внутренней формы слова?

27. Как связаны мышление и речь?

28. В чем заключается роль внимания в процессе познания?

29. Какие факторы обусловливают устойчивость внимания?

30. Каковы основные характеристики внимания?

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Память и ее значение для процесса формирования знания.

2. Творческое мышление, его особенности и условия его развития.

3. Роль различных когнитивных процессов в переработке информации.

4. Общая характеристика развития памяти и мышления в фило- и онтогенезе.


336 Часть П. Психология

5. Образно-схематическое и словесно-логическое мышление — общее и разли­
чия.

6. Теоретическое и практическое мышление, их особенности и взаимосвязь с
различными сторонами жизни людей.

7. Понятие о формах слова и их роль в продуцировании и восприятии инфор­
мации.

8. Воображение и Творчество, условия их развития и индивидуальные особен­
ности проявления.

9. Взаимосвязь мышления и речи в познавательной деятельности людей.

10. Понятие эгоцентризма и его проявления в мышлении и речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

2. Блопский П.П. Избранное. М., 1997.

3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1983. Т. 2, 4.

5. Грегори Р. Глаз и мозг. М., 1979.

6. Зикченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.; Воронеж, 1996.

7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

9. Солсо P.M. Когнитивная психология. СПб., 1996.

10. Теплое Б.М. Избранные труды. М., 1985. Т. 1.


Глава 7. Мотивация и эмоции 7.1. Психология мотивации, ее общая характеристика

Мотивация является основой жизнедеятельности всех живых существ. Она выражается в побуждениях, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность. То есть мотивация представляет собой определенную энергетическую систему, стре­мящуюся к разрядке, к удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации. При этом потребность с точки зрения психологии рассматривается как состояние организма, ис­пытывающего нужду в объектах, необходимых для его существова­ния и развития, а мотив — как сила, побуждающая к достижению этих объектов. Обычно эти два понятия не разделяются в структу­ре мотивационно-потребностной сферы, поскольку потребности аккумулируют энергию, а мотивы побуждают к действию, направ­ляя активность к определенной цели. Нарушение биологического равновесия (гомеостаза) со средой как раз и является основным ис­точником мотивации живых существ, осознаваемой ими как состо­яние актуализированной потребности (мотива), побуждающей жи­вое существо к активности.

В гл. 5 при раскрытии понятия «активность» уже говорилось о том, что никакой ее вид не может существовать без энергии, кото­рая ее питает и направляет. Актуализация потребностей и мотивов как раз и является тем фактом, который стимулирует разрядку энергетического потенциала, аккумулированного мотивацией. Сти­мулом может быть как внутренний, так и внешний побудитель био­логического или социального происхождения.

В экспериментах известного психолога К. Левина было показа­но, как некоторые предметы, попадающие в поле поведения чело­века, вызывают определенную реакцию, т.е. выступают в роли внешних побудителей поведения, мотивов. Так, в комнате были разложены на столе различные предметы — весы с разновесами, бу­мага и карандаши, колокольчик, стакан воды, свечка, спички и т.д. Ожидая экспериментатора, который специально запаздывал, испы-

22-4455


338 Часть!!. Психология

туемые рассматривали эти предметы, и практически все из них первым брали в руки колокольчик и, позвонив, ставили на место. Такое поведение Левин назвал «полевым», подчеркивая его зависи­мость от внешних стимулов. На основании этих данных Левин сде­лал вывод о том, что человек живет и развивается в психологиче­ском поле окружающих его предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Ле­вин рассматривал как своего рода энергетические заряды, аккуму­лирующие напряжение. В этом состоянии человек стремится к раз­рядке, т.е. к удовлетворению собственной потребности.

В других экспериментах было доказано, что именно актуализиро­ванная потребность, стремящаяся к разрядке, является энергией, пи­тающей разнообразную деятельность, в том числе и познавательную. Левин обратил внимание, что официант в кафе, где он с коллегами часто обедал, никогда не записывал заказ, но всегда четко помнил его и воспроизводил при расчете, однако, получив деньги, практически мгновенно все забывал. То есть пока потребность не была полностью удовлетворена, ее энергия поддерживала деятельность. Это положе­ние было доказано и в экспериментах с «незаконченными действия­ми», при которых испытуемым давали возможность часть заданий вы­полнить до конца, а выполнение других прерывали. Впоследствии оказывалось, что те действия, которые были закончены (т.е. энергия, аккумулированная потребностью, разрядилась), полностью забылись испытуемыми, ведь энергии для их сохранения не было. Незакончен­ные же действия остались в памяти, питаемой энергией фрустриро-ванной, сохранившей свой заряд, потребности.

Анализ структуры мотивационной сферы позволяет выделить биологические и социальные потребности и мотивы. Первыми и в фи-ло- и в онтогенезе появляются биологические потребности, связан­ные с жизнедеятельностью организма. Однако уже к 1—1,5 месяцам у детей зарождается социальная мотивация, направленная на близ­ких взрослых, так называемый комплекс оживления.

Большинство социальных мотивов появляется вначале как «зна-емые», но не реально побуждающие к деятельности. Например, ре­бенок знает о необходимости этой деятельности (например, делать


Глава 7. Мотивация и эмоции

уроки), но не выполняет ее, пока не появится другой мотив, реально действующий и привлекательный (или вызывающий страх) — возна­граждение или наказание. Переход «знаемых» мотивов в реально действующие рассматривается как одна из важнейших закономерно­стей в развитии мотивации. Именно он определяет процесс социа­лизации человека, вхождения в окружающий его мир, поскольку те нормы и правила, которые определяют поведение в конкретной среде, также появляются вначале как знания, постепенно превра­щаясь в идеалы, установки, мотивы деятельности.

Важным моментом в становлении мотивации является ситуа­тивное развитие потребностей, связанное с тем, что новый объект, попавший в значимую для человека ситуацию, приобретает побуди­тельную силу, трансформируясь в предмет удовлетворения потреб­ности. Один из вариантов такого ситуативного формирования мо­тива — импринтинг, т.е. запечатление, связывание потребности с первым, иногда случайно попавшим в ситуацию, объектом. Приме­ром импринтинга могут служить известные эксперименты с цыпля­тами, которые первый движущийся объект, попавший в поле их зрения (например, мячик), отождествляют с матерью, следуя за ним и пытаясь с ним взаимодействовать.

Поисковая активность, свойственная живым существам, также расширяет круг мотивов, помогая находить все новые предметы, способные удовлетворить уже существующие потребности или сформировать новые. Одним из вариантов такого увеличения чис­ла мотивов служат известные эксперименты Павлова по формиро­ванию условных рефлексов. При этом первоначально нейтраль­ный стимул (лампочка), соединяясь с значимым (мясо), также ассо­циируется с потребностью в пище, побуждая к деятельности. Таким образом, любое положительное подкрепление нейтрально­го прежде стимула способно трансформировать его в мотив, вызы­вающий активность живого существа.

Многие социальные потребности могут появляться и разви­ваться двумя путями — на основе постепенного изменения содержа­ния естественной мотивации и с помощью ассоциации между зна­чимым и нейтральным стимулом. Так, учебная деятельность может быть результатом развития изначально присущей человеку позна­вательной мотивации, но может сформироваться благодаря поло­жительному подкреплению (например, награда за выученные уро­ки). Привязанность к другому человеку может быть вызвана неосоз-

22*


МО Часть П. Психология

наваемои страстью, влечением, а может развиться в связи с теплым, влюбленным отношением с его стороны.

Особенности развития потребностей человека связаны и с тем, что предметы их удовлетворения постоянно развиваются, увеличи­ваются самими людьми, а потому их разнообразие и количество не­сравнимо больше, чем у животных.

В то же время не все из них становятся значимыми в активиза­ции деятельности, мотивационная сфера имеет достатрчно четкую структуру, иерархию мотивов. В этой иерархии одни мотивы явля­ются ведущими, смыслообразующими, другие исполняют вспомога­тельную функцию, облегчая протекание деятельности. Именно смыслообразующие мотивы определяют направление жизни, про­фессиональных и личных выборов людей. Обычно таких мотивов несколько (работа, друзья, родные), иногда же в иерархии домини­рует один мотив, поглощающий все другие. В структуре присутству­ют и менее значимые мотивы, которые связаны лишь с отдельны­ми сторонами жизни человека, либо актуализируются лишь в конк­ретных ситуациях. Иерархия мотивов, содержание доминирующих в ней потребностей определяют и структуру личности человека, раскрывая сферу его интересов и стремлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: