Выделяют три основных вида внимания — непроизвольное, произвольноеипостпроизвольное.Яеиромзвольноевнмланмевызыва-ется любым новым, ярким, интересным для человека объектом.
Глава 6. Когнитивные процессы
Именно такие объекты запечатлеваются в памяти, часто всплывая независимо от нашего желания. Фиксация внимания на таких объектах также не зависит от нашей воли, а иногда даже противоречит стремлениям людей. Примером могут служить сосредоточение на неприятных, но громких звуках, от которых трудно отвлечься, направленность на эмоционально насыщенный разговор, содержание которого не доставляет удовольствия и т.д.
Произвольное внимание, напротив, вызывается только сознательным и целенаправленным усилием, которое помогает сосредоточиться на предметах, не вызывающих большого интереса, но необходимых для завершения деятельности. Такое внимание удерживает мысль на решении задачи или чтении неинтересной, но необходимой для экзамена книге. Воля помогает бороться и с отвлечением внимания, неизбежным в этих случаях, так как любой шум или новый объект в поле зрения вызывают непроизвольное внимание, которое, в данном случае, становится помехой для выполняемой задачи.
|
|
Произвольное внимание может трансформироваться в постпроизвольное в том случае, когда возникает интерес к выполняемой деятельности и сохранение устойчивого внимания уже не требует постоянных волевых усилий.
Характеристики внимания
Основными характеристиками внимания являются его устойчивость, объем, концентрация, переключение и распределение.
Устойчивость связана со способностью в течение длительного времени сохранять сосредоточение на одном и том же объекте. Монотонная деятельность (например, у конвейера), неинтересный разговор с постоянным собеседником, скучная задачка нарушают устойчивость, и только волевая регуляция способна ее вернуть. Малоинтересный фильм в отличие от книги, группа (а не один) собеседников, ведущих даже малозначительный разговор, могут в большей степени поддержать устойчивость внимания. Это связано с постоянным изменением ситуации, вызывающим ориентировку и переключение внимания с одного объекта на другой. Особенно важным фактором устойчивого внимания является заинтересованность человека в деятельности, удовольствие, получаемое им и от процесса ее выполнения, и от результата. Таким образом, можно сделать вывод о том, что устойчивое внимание связано всегда либо с интересом (вызываемым удовольствием, значимостью, новизной,
334 Часть //. Психология
яркостью объекта), либо с волевым усилием. На этом основании построены некоторые методы агитации и манипулирования поведением, например реклама, которая своей яркостью, новизной, движением должна вызвать непроизвольное внимание и удерживать информацию в памяти.
|
|
Объем внимания отражает количество объектов, которые человек может одновременно удержать в области ясного сознания. Как и объем кратковременной памяти, он составляет 7 ± 2 единицы (отдельные объекты или их объединения). Объем внимания обратно пропорционален концентрации: чем выше сосредоточенность, концентрация, тем меньше объем. Погруженность в определенную деятельность, анализ конкретного предмета или проблемы не дают возможности удерживать в области внимания еще какие-то объекты. Поэтому высокая концентрация внимания часто связана с рассеянностью, т.е. невозможностью удержать устойчивое внимание на окружающем. Ярким примером такой связи является «человек рассеянный с улицы Бассейной», который был настолько погружен в свои мысли, что не замечал, где едет и что одевает на себя. Рассеянность может быть и следствием астении, усталости или высокого эмоционального напряжения, которые также мешают сосредоточиться на каком-то объекте или деятельности.
Переключение внимания подразумевает сознательное и осмысленное его перемещение с одного объекта на другой. Это свойство внимания включается при разговоре с группой людей, при выполнении нескольких дел, при возникновении неожиданной ситуации. Способность к быстрому переключению внимания связана с таким индивидуальным качеством, как пластичность, и необходима для многих профессий (летчика, шофера, оператора и т.д.)
Распределение внимания связано с возможностью выполнять две (или более) деятельности одновременно, удерживая их в поле отчетливого сознания. Если при переключении человек отвлекается от одного объекта, обращая свое внимание на другой, то при распределении оба они остаются в зоне внимания, хотя его концентрация на разных объектах, естественно, различна. Например, преподаватель, читающий лекцию, должен удерживать внимание и на содержании излагаемого материала, и на том, как воспринимают его студенты, понятен ли он им. Актер на сцене должен распределять внимание между текстом своей роли, ее исполнением, репликами партнеров и т.д. Как и пере-
Глава 6. Когнитивные процессы 335
ключение, распределение внимания связано с индивидуальными особенностями человека, его пластичностью, поэтому его уровень у разных людей отличается.
вопросы
1.Каковы основные когнитивные процессы?
2. В чем отличие процессов ощущения и восприятия у человека и животных?
3. В чем проявляется активность ощущения и восприятия?
4. Как была доказана целостность образа восприятия?
5. Какие существуют механизмы восприятия пространства и движения?
6. Какие существуют основания для классификации видов памяти?
7. В чем состоит предназначение оперативной и кратковременной памяти?
8. Какая информация передается в долговременную память?
9. Какие механизмы забывания были выделены в разных видах памяти?
10. При каких условиях продуктивность непроизвольного запоминания может
быть выше, чем произвольного?
11.Каким образом происходит взаимодействие восприятия, памяти и мышле
ния?
12. Чем обусловлен опосредованный и обобщенный характер мышления?
13. Чем различаются подходы к изучению мышления в психологии и формаль
ной логике?
14. Какие генетические виды мышления были выделены?
15. Какие факторы влияют на переход от одного уровня развития мышления к
другому?
16. В чем проявляются индивидуальные особенности мышления?
17. Что роднит интуитивное и дивергентное мышление?
18. Как развиваются операции мышления в онтогенезе?
19. Каким образом влияют эмоции на воображение?
|
|
20. В чем проявляется влияние опыта на процесс воображения?
21. Как взаимодействуют мышление и воображение в процессе решения задач?
22. Чем отличается задача от проблемной ситуации?
23. В чем заключаются основные функции речи?
24. Чем различаются понятия «речь» и «язык»?
25. Какие средства выразительности используются в письменной и устной
речи?
26. В чем значение внутренней формы слова?
27. Как связаны мышление и речь?
28. В чем заключается роль внимания в процессе познания?
29. Какие факторы обусловливают устойчивость внимания?
30. Каковы основные характеристики внимания?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Память и ее значение для процесса формирования знания.
2. Творческое мышление, его особенности и условия его развития.
3. Роль различных когнитивных процессов в переработке информации.
4. Общая характеристика развития памяти и мышления в фило- и онтогенезе.
336 Часть П. Психология
5. Образно-схематическое и словесно-логическое мышление — общее и разли
чия.
6. Теоретическое и практическое мышление, их особенности и взаимосвязь с
различными сторонами жизни людей.
7. Понятие о формах слова и их роль в продуцировании и восприятии инфор
мации.
8. Воображение и Творчество, условия их развития и индивидуальные особен
ности проявления.
9. Взаимосвязь мышления и речи в познавательной деятельности людей.
10. Понятие эгоцентризма и его проявления в мышлении и речи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.
2. Блопский П.П. Избранное. М., 1997.
3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1983. Т. 2, 4.
5. Грегори Р. Глаз и мозг. М., 1979.
6. Зикченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.; Воронеж, 1996.
7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
9. Солсо P.M. Когнитивная психология. СПб., 1996.
10. Теплое Б.М. Избранные труды. М., 1985. Т. 1.
Глава 7. Мотивация и эмоции 7.1. Психология мотивации, ее общая характеристика
Мотивация является основой жизнедеятельности всех живых существ. Она выражается в побуждениях, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность. То есть мотивация представляет собой определенную энергетическую систему, стремящуюся к разрядке, к удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации. При этом потребность с точки зрения психологии рассматривается как состояние организма, испытывающего нужду в объектах, необходимых для его существования и развития, а мотив — как сила, побуждающая к достижению этих объектов. Обычно эти два понятия не разделяются в структуре мотивационно-потребностной сферы, поскольку потребности аккумулируют энергию, а мотивы побуждают к действию, направляя активность к определенной цели. Нарушение биологического равновесия (гомеостаза) со средой как раз и является основным источником мотивации живых существ, осознаваемой ими как состояние актуализированной потребности (мотива), побуждающей живое существо к активности.
|
|
В гл. 5 при раскрытии понятия «активность» уже говорилось о том, что никакой ее вид не может существовать без энергии, которая ее питает и направляет. Актуализация потребностей и мотивов как раз и является тем фактом, который стимулирует разрядку энергетического потенциала, аккумулированного мотивацией. Стимулом может быть как внутренний, так и внешний побудитель биологического или социального происхождения.
В экспериментах известного психолога К. Левина было показано, как некоторые предметы, попадающие в поле поведения человека, вызывают определенную реакцию, т.е. выступают в роли внешних побудителей поведения, мотивов. Так, в комнате были разложены на столе различные предметы — весы с разновесами, бумага и карандаши, колокольчик, стакан воды, свечка, спички и т.д. Ожидая экспериментатора, который специально запаздывал, испы-
22-4455
338 Часть!!. Психология
туемые рассматривали эти предметы, и практически все из них первым брали в руки колокольчик и, позвонив, ставили на место. Такое поведение Левин назвал «полевым», подчеркивая его зависимость от внешних стимулов. На основании этих данных Левин сделал вывод о том, что человек живет и развивается в психологическом поле окружающих его предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, аккумулирующие напряжение. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потребности.
В других экспериментах было доказано, что именно актуализированная потребность, стремящаяся к разрядке, является энергией, питающей разнообразную деятельность, в том числе и познавательную. Левин обратил внимание, что официант в кафе, где он с коллегами часто обедал, никогда не записывал заказ, но всегда четко помнил его и воспроизводил при расчете, однако, получив деньги, практически мгновенно все забывал. То есть пока потребность не была полностью удовлетворена, ее энергия поддерживала деятельность. Это положение было доказано и в экспериментах с «незаконченными действиями», при которых испытуемым давали возможность часть заданий выполнить до конца, а выполнение других прерывали. Впоследствии оказывалось, что те действия, которые были закончены (т.е. энергия, аккумулированная потребностью, разрядилась), полностью забылись испытуемыми, ведь энергии для их сохранения не было. Незаконченные же действия остались в памяти, питаемой энергией фрустриро-ванной, сохранившей свой заряд, потребности.
Анализ структуры мотивационной сферы позволяет выделить биологические и социальные потребности и мотивы. Первыми и в фи-ло- и в онтогенезе появляются биологические потребности, связанные с жизнедеятельностью организма. Однако уже к 1—1,5 месяцам у детей зарождается социальная мотивация, направленная на близких взрослых, так называемый комплекс оживления.
Большинство социальных мотивов появляется вначале как «зна-емые», но не реально побуждающие к деятельности. Например, ребенок знает о необходимости этой деятельности (например, делать
Глава 7. Мотивация и эмоции
уроки), но не выполняет ее, пока не появится другой мотив, реально действующий и привлекательный (или вызывающий страх) — вознаграждение или наказание. Переход «знаемых» мотивов в реально действующие рассматривается как одна из важнейших закономерностей в развитии мотивации. Именно он определяет процесс социализации человека, вхождения в окружающий его мир, поскольку те нормы и правила, которые определяют поведение в конкретной среде, также появляются вначале как знания, постепенно превращаясь в идеалы, установки, мотивы деятельности.
Важным моментом в становлении мотивации является ситуативное развитие потребностей, связанное с тем, что новый объект, попавший в значимую для человека ситуацию, приобретает побудительную силу, трансформируясь в предмет удовлетворения потребности. Один из вариантов такого ситуативного формирования мотива — импринтинг, т.е. запечатление, связывание потребности с первым, иногда случайно попавшим в ситуацию, объектом. Примером импринтинга могут служить известные эксперименты с цыплятами, которые первый движущийся объект, попавший в поле их зрения (например, мячик), отождествляют с матерью, следуя за ним и пытаясь с ним взаимодействовать.
Поисковая активность, свойственная живым существам, также расширяет круг мотивов, помогая находить все новые предметы, способные удовлетворить уже существующие потребности или сформировать новые. Одним из вариантов такого увеличения числа мотивов служат известные эксперименты Павлова по формированию условных рефлексов. При этом первоначально нейтральный стимул (лампочка), соединяясь с значимым (мясо), также ассоциируется с потребностью в пище, побуждая к деятельности. Таким образом, любое положительное подкрепление нейтрального прежде стимула способно трансформировать его в мотив, вызывающий активность живого существа.
Многие социальные потребности могут появляться и развиваться двумя путями — на основе постепенного изменения содержания естественной мотивации и с помощью ассоциации между значимым и нейтральным стимулом. Так, учебная деятельность может быть результатом развития изначально присущей человеку познавательной мотивации, но может сформироваться благодаря положительному подкреплению (например, награда за выученные уроки). Привязанность к другому человеку может быть вызвана неосоз-
22*
МО Часть П. Психология
наваемои страстью, влечением, а может развиться в связи с теплым, влюбленным отношением с его стороны.
Особенности развития потребностей человека связаны и с тем, что предметы их удовлетворения постоянно развиваются, увеличиваются самими людьми, а потому их разнообразие и количество несравнимо больше, чем у животных.
В то же время не все из них становятся значимыми в активизации деятельности, мотивационная сфера имеет достатрчно четкую структуру, иерархию мотивов. В этой иерархии одни мотивы являются ведущими, смыслообразующими, другие исполняют вспомогательную функцию, облегчая протекание деятельности. Именно смыслообразующие мотивы определяют направление жизни, профессиональных и личных выборов людей. Обычно таких мотивов несколько (работа, друзья, родные), иногда же в иерархии доминирует один мотив, поглощающий все другие. В структуре присутствуют и менее значимые мотивы, которые связаны лишь с отдельными сторонами жизни человека, либо актуализируются лишь в конкретных ситуациях. Иерархия мотивов, содержание доминирующих в ней потребностей определяют и структуру личности человека, раскрывая сферу его интересов и стремлений.