И 15. Повествовательные произведения XI - XVII вв. как исторический источник

Литературно-публицистические произведения.

Нарративные, повествовательные источники. Помимо летописей, можно отнести повести, сказания, политические трактаты, поучения, жития святых, сказания иностранцев, художественная литература современных авторов жизни. Все эти источники существовали в 11-17 вв. Одни существовали весь этот период, другие только какое-то время. На Руси было создано мало крупных региональных произведений. Наибольшее распространение имели повести, сказания, описывающие жизнь каких-то людей.

11 в. – «Сказание о Борисе и Глебе», «Память и похвала кн. русскому Владимиру».

12 в.- повесть об «Ослепление кн. Василька Ростиславовича», «Слово о полку Игореве».

Борьба с иноземными захватчиками породила множество повестей – «Сказание о Александре Невском», «Сказание о побоище Дмитрия Ивановича», «Задонщина».

С образованием единого централизованного государства увеличивается кол-во повестей – «Сказание о Вавилонском царстве».

Жития святых. Это жизнеописание исторических лиц, канонизированных церковью и причисленных к лику святых. Древнейшие из них – «Житие Феодосия Печерского» (11в), «Житие кн. Ольги», «Житие Бориса и Глеба», «Житие Александра Невского» (13 в.), «Житие Сергия Радонежского» (14 в.). В 16 в. митрополитом Макарием создаётся многотомное издание «Великие Четьи-Минеи» в 12 томах. Это большие чтения, жития святых расположены по месяцам. Позднее это издание переиздавалось. Значение – это специфические источники, есть работа Ключевского на этот счёт, он говорит, что они являются хорошим источникам по истории оцерковления, жизни монастырей, но ничего не узнаем о политической жизни.

В конце 14 в. появляется литературный стиль красноглаголанье – высокопарный церковный слог. Жития святых 15-16 вв. теряют своё значение, ближе уже к церковной литературе.

Дидактические произведения, т.е. поучительная литература. Одним из первых произведений – «Поучение Луки Жедята» (сер. 11в). Это новгородский архиепископ, Лука пишет об обязанностях христианина. В начале 12 в. создаётся «Поучение Владимира Мономаха». Он рассказывает о событиях своей жизни, своего рода автобиография. С конца 13, начала 14вв. поучительная литература исчезает. В конце 15 вв. выходит «Домострой» (протопоп Сильвестр), это последние поучительное произведение, учащее как вести хоз-во, как воспитывать детей и т.п. Большое внимание уделяется отношениям между женой и мужем.

Публицистика. Это жанр повествовательной литературы, рассматриваемый современные проблемы общественно-политической жизни. Автор занимал определённую позицию. Исследователь должен учитывать принадлежность авторов. К 11 в. относится «Слово о Законе и Благодати» - митрополит Илларион, Киев. Он восхваляет своего великого князя, объясняет христианские заповеди, сравнивает с иудаизмом.

В начале 13 в. «Слово Даниила заточника» и «Послание Даниила заточника». Автором первого произведения был выходец из торговых слоёв, около г. Каргополя. Он пишет письмо о помиловании новгородскому князю. Здесь идёт рассказ человека о своей жизни, взывает к милости князю, написано в форме афоризмов, притч. Автором 2-ого был выходец из служилого дворянства. Автор, используя предшествующее слово, пишет своеобразное послание Ярославу Всеволодовичу. В обоих произведениях рассказывается о нелёгкой судьбе человека.

В дальнейшем, 15-16 вв. увеличивается влияние церкви. Появляются нестяжатели – за бедную, но правильную церковь (представитель Ессиан Патрике, Максим Грек), и иосифляне – за богатую, мощную церковь.

Публицистическая литература 18 в. рассматривала смутное время – «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» Авраама Полицкого. Произведения Юрия Скрижанича, Григория Катошихина (выполняя задание посольского приказа, написал описание Московицкого гос-ва).

«Житие протопопа Аввакума». Написал своеобразный краеведческий источник, описавший юрьевчан.

Записки иностранцев. Это записки дипломатов, купцов, путешественников. Одним из ранних – «Записки» Адама Бременцкого, Рук Руквис. К 14 в. относятся записки арабского путешественника Ибн Батута, записки рыцаря Вильгельма Ланоа, посетившего Новгород. Далее кол-во записок увеличивается. К 16 в. относятся записки Дженкенсона, Флетчера, Немцов опричников Штадена. К 17 в. – Олеария и т.д. Они все описывают повседневную жизнь, их мнение независимо. Записки иностранцев обладают и недостатками: они допускали подчас неточности, записывали сплетни, мифы, также иностранцы были представителями враждебной России страны, имели другую религию, православные были для них не истинно верующими людьми.

Художественная литература. Это литература, написанная современниками того или иного времени – «Слово о полку Игореве», сатирические произведения «Повесть о Ерше Ершовиче» и др.

Важнейшие проблемы:

Кто был автором источника, зачем написано произведение, место написания и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: