Конкуренция и особенности конкурентной борьбы

Маркетинговая конкуренция, называемая иногда межфирменной или предметной, возникает в случае малосущественных отличий между услугами, предоставляемыми различными предприятиями, или при полной идентичности услуг. Маркетинговая конкуренция проявляется часто между аналогичными спортивными комплексами (физкультурно-оздоровительными центрами, спортивными школами), расположенными в разных районах города, культивирующими одинаковые виды спорта и использующими идентичные или во многом схожие программы, методы обучения и тренировки, оборудование и привлекающими специалистов одной квалификации.

Первая из особенностей состоит в том, что производство большинства услуг данной отрасли не требует столь значительных инвестиций, как на товарном рынке, и может быть осуществлено в более короткие сроки. Поэтому уровень конкуренции на рынке услуг физической культуры и спорта обычно высок, а число конкурирующих предприятий значительно превышает аналогичный показатель по товарному рынку.

Роль государства особенно весома на рынке услуг физической культуры и спорта, в отличие от рынков других услуг и материальных товаров.

Присущая сфере физической культуры и спорта открытость для информационного и другого обмена ограничивает эффективность конкуренции продуцентов услуг и задает приоритет сотрудничества. В частности, эта открытость может быть обусловлена тем, что предприятия-конкуренты нередко сосуществуют на территории одной спортивной базы, а тренеры-преподаватели могут работать одновременно в нескольких физкультурно-спортивных организациях.

В физической культуре и спорте сотрудничество конкурентов проявляется очень широко: при разработке новых видов спорта и активного отдыха; создании, апробации, внедрении и реализации новых программ, методик и методических приемов обучения и тренировки; организации и проведении занятий, спортивных праздников и соревнований; использовании педагогических кадров; эксплуатации дорогостоящих физкультурно-спортивных сооружений, оборудования, приспособлений для тренинга и т.п.

Перспективы конкуренции на рынке зависят от количества факторов, по которым она может вестись и по которым осуществляется выбор предлагаемых услуг покупателями. Физическая культура и спорт, равно как и услуги данной сферы, многофакторны, как никакие другие товары и услуги.

В сфере услуг фактор цены утрачивает свое определяющее значение, что существенно ограничивает возможности ценовой конкуренции. Более того, уровень цен не может служить индикатором конкурентоспособности услуг.

Основным компонентом неценовой конкуренции в сфере физической культуры и спорта можно считать конкуренцию на основе качества предоставляемых услуг. Повышая качественные характеристики своих услуг, предприятие получает значительные преимущества перед конкурентами, которые могут служить основанием для назначения более высокой цены. Если же предприятие удерживает цепу своих услуг на уровне конкурентов, то более высокое качество позволяет ему занять лидирующее положение па рынке, увеличить число потребителей своих услуг и размер занимаемой рыночной доли.

При этом повышение качества услуг может не требовать значительных инвестиционных затрат. Так, например, вообще не потребует дополнительных капиталовложений совершенствование процесса предоставления физкультурно-спортивных услуг за счет применение разнообразных, интересных и нестандартных упражнений, введения в урок элементов игр и соревнований, упражнений из других видов спорта, музыкального сопровождения занятий, активного использования спортивных снарядов, инвентаря, приспособлений для тренинга, совершенствования деятельности преподавателя (проявления внимания и доброжелательности к занимающимся, качественного показа упражнений, индивидуальною подхода к занимающимся) и т.п.

Привлечение высококвалифицированных специалистов (тренеров с высшим образованием, наличием высоких спортивного разряда и тренерской категории, опытом работы в данной сфере и с соответствующим контингентом) на место бывших спортсменов-любителей потребует дополнительных затрат, но их величина, как правило, значительно ниже, чем объем затрат, требуемых для повышения качества материальных товаров в производственной сфере.

Важным фактором укрепления позиций в конкурентной среде является имидж услуги и ее продуцента.Имидж определяется как совокупность всех представлений, знаний, опыта, желаний, чувств, связанных с определенным предметом.

Рынок услуг конкретного предприятияпредставляет определенное социальное пространство, в котором потребители, а значит, и многие из их окружения, широко осведомлены о качестве услуг предприятия, так как пользуются ими достаточно часто и получают дополнительную информацию в ходе прямых контактов с производителем. Эта информация, касающаяся производства и потребления услуг, проста и понятна любому пользователю, а скорость ее распространения в социальной среде чрезвычайно высока. Именно поэтому факторы, благоприятствующие повышению имиджа, оцениваются рынком в короткие сроки.

Материалы к семинарскому занятию ”Конкуренция и особенности конкурентной борьбы“

Ответить на следующие вопросы:

1) Оцените роль конкуренции в развитии рынка товаров и услуг.

2) Назовите отличия ценовой и неценовой конкуренции.

3) Назовите ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе в спорте и физической культуре.

4) Назовите, какие стороны подготовки в различных видах спорта оказывают наибольшее влияние на уровень спортивных достижений.

5) Составьте программу устранения Ваших слабых сторон для более успешного участия в конкурентной борьбе в спорте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: