Сильные позиции в современной психологии развития занимает психоанализ, созданный З.Фрейдом. Одна из ключевых идей психоанализа состоит в том, что причины внутренних конфликтов и неврозов взрослого человека лежат в детстве.
Оральная стадия (0-1 год). Основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Ведущая эрогенная зона здесь - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Приводит к формированию таких черт личности, как ненасытность, жадность, требовательность, словесная агрессия, неудовлетворенность всем предлагаемым.
Анальная стадия (1-3 года). Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела.
Фаллическая стадия (3—5 лет). В этот период развития дети впервые осознают сексуальные различия. На этой стадии развивается Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. Освобождение от комплексов совершается посредством идентификации ребенка с родителем того же пола. Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.
|
|
Латентная стадия (5—12 лет) на первый план выходит школьное обучение и социализация. Освоение общечеловеческого опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми вне дома. В этот период возникает стыд, отвращение и мораль, предназначенные для противостояния последующим сексуальным желаниям.
Генитальная стадия (12—18 лет) На этой у юношей и девушек формируется половая идентичность, они начинают искать пути удовлетворения своих эротических потребностей, стремиться к нормальному общению с представителями противоположного пола. Цель этой стадии — формирование зрелой сексуальности, желания работать и способности любить другого человека ради него самого.
Наиболее популярной теорией в совр. западной психологии является теория развития личности Э.Эриксона.
1 стадия — младенчество (0 — 1—1,5 года): вера и надежда против безнадежности. Здесь решается задача формирования базового доверия к окружающему миру («Могу ли я доверять миру?»). Важным критерием доверия младенца к миру он считал способность ребенка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.
2 стадия — ранний возраст (1,5—4 года): автономность против стыда и сомнений. На этой стадии ребенок решает задачу формирования и отстаивания своей автономии и независимости («Могу ли я управлять своим поведением?»). Из противостояния автономности и стыда (сомнения) рождается новое качество — воля.
3 стадия — дошкольное детство (4—6 лет): инициативность против чувства вины. («Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?»). Интегральным качеством этой стадии Э. Эриксон называет целенаправленность.
|
|
4 стадия — школьный возраст (6-11 лет): трудолюбие против неполноценности. Основной вопрос этой стадии: «Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?» Происходит формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда.
5 стадия — отрочество и юность (11-20 лет): личностная индивидуальность против ролевого смешения — ставит перед индивидом задачу первого целостного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи — неуверенность в понимании собственного Я («Кто Я?» «Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?»).
6 стадия — молодость (21-25 лет): близость против. Основные из них — поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружеским связям с членами своей социальной группы («Могу ли полностью отдать себя другому человеку?»).
7 стадия — зрелость (25 — 50—60 лет): этот этап жизни человека связан с решением противоречия между способностью к развитию и личностным застоем, медленным регрессом в процессе обыденной жизни («Что я могу предложить будущим поколениям?»). На этой стадии человек начинает интересоваться судьбами других людей, задумываться над жизнью грядущих поколений, сосредоточенность на себе.
8 стадия жизненного пути — старость (свыше 60 лет): целостность личности против отчаяния. Человек должен ответить себе на вопрос: «Доволен ли я прожитой жизнью?» Здесь человек либо обретает покой как следствие ощущения осмысленности жизни, либо оказывается обречен на ощущение безнадежности, восприятия прожитой жизни как череды упущенных возможностей и досадных промахов.