Социология как наука в обществе.
В западной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях изучения общества: микро- и макросоциологии
Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни (т.е. интеракция, их взаимодействие).
Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое.
По субъектам социальных действий различают отраслевые социологии:
- личности,- семьи,- малой группы,- коллектива,- профессиональных групп,- страт и классов,
- молодежи (ювиносоциология),- лиц зрелого возраста (акмесоциология),
- пожилых людей (геронтосоциология),- женщин (феминосоциология),
- гендерную социологию, изучающую особенности социального поведения людей разного пола,
- национальных образований (этносоциология), - организаций (социология армии, высшей школы и т.п.),- политических партий,- электората,- СМИ (средств массовой информации),
- типов поселений (социология города, социология деревни и т.п.),- регионов страны,
- элиты общества, - органов власти и т.д.
Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.
Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.
Функции социологии:
- Познавательная.
- Прогностическая.
- Управленческая.
- Ценностно-ориентирующая человека.
- Мировоззренческая.
Этапы социологического исследования - последовательные стадии проведения социологического исследования:
1) выбор исследуемой проблемы, формулировка целей и задач, разработка концепции, построение гипотезы (разработка программы);
2) отработка методик сбора данных;
3) сбор информации ("полевой" этап);
4) подготовка данных к обработке и анализу;
5) обработка и анализ информации;
6) изложение результатов исследования.
Анализ данных - в социологии - этап эмпирического социологического исследования, в ходе которого при помощи содержательных соображений и математико-статистических методов на основе первичной информации раскрываются связи исследуемых переменных.
Методы социологии
В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.
Социология как наука использует ряд методов:
1) Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».
2) Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.
3) Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:
- вводная часть (введение в проблему),
- основная часть (вопросы по проблеме),
- заключительная часть (социальная).
4) Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое
5) Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.
Социология развивается в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.
Фундаментальное направление включает в себя научное осмысления общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человека, гносеологические вопросы социологии, проблемы построения социальных структур, математическое моделирование социальных процессов и т.д. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции.
К фундаментальному направлению в социологии принято относить макросоциологию и общесоциологическую теорию. Макросоциология – область социологического знания, ориентированная на изучение крупномасштабных социальных объектов (классов, наций, социальных институтов и т.д.), протекающих в них процессов и взаимодействий людей, объединенных в крупные социальные структуры. Общесоциологическая теория - теоретические концепции, исследующие и объясняющие развитие общества в целом, его основных систем и структур в их взаимодействии.
Прикладное направление включает в себя исследования, направленные на изучение и регулирование определенных социальных процессов (политических, демографических и т.д.) в конкретных областях общественной жизни с целью решения актуальных, практических задач. Прикладная социология опирается на точные, достоверные данные о различных социальных фактах. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований. На эмпирическом уровне социологического знания происходит сбор фактов, сведений, мнений членов социальных групп и личностных данных, производится их последующая обработка, обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. К эмпирическому уровню социологического знания относится микросоциология - область социологического знания, ориентированная на изучение индивидов и их взаимодействий с ближайшим социальным окружением.
Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть связаны между собой. Теория без конкретных фактов бессодержательна, а голые факты не могут объяснить природу социальных явлений. В итоге, возникает противостояние фундаментальных и эмпирических исследований, что замедляет развитие науки.
Выход из этого положения был найден Р. Мертоном. Он предложил сформировать новый уровень социологического знания – теории среднего уровня
Это теории, находящиеся между частными рабочими гипотезами и систематическими попытками создать единую теорию общества. Эти теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, конфликта, малой группы и т.п. В теориях среднего уровня используются идеи и термины, заимствованные из общесоциологических теорий, но применяются и собственные, специфические определения и понятия. Теории среднего уровня можно разделить на три группы: теории социальных институтов, теории социальных общностей, теории специализированных социальных процессов.
Выделяют четыре причины возникновения социологии.
Первая из них – экономическая. Промышленная революция, произошедшая в XVII–XVIII веках, привела к тому, что начало XIX века ознаменовалось утверждением рыночных отношений в области экономики. В эпоху феодализма основой экономических отношений между различными классами являлась внеэкономическая зависимость, примером чему могут служить отношения помещика и крепостного. При рыночных же отношениях все участники между собой равны.
Вторая причина – политическая. Начало XIX века – время, когда в США и государствах Западной Европы устанавливаются демократические формы правления, в основе которых лежит Конституция. Ближе к середине XIX века организовывается институт всеобщих парламентских выборов, помимо этого формируются различные политические движения, а также партии. Члены общества наделяются равными правами, становятся его полноценными гражданами.
Третья причина – гносеологическая, также называемая научно-познавательной. Развитие социальной мысли, осуществлявшееся в течение многих веков, является одним из факторов появления новой науки – социологии. Во времена античности и позже, в Средневековье, многими мыслителями высказывались важные идеи и понятия. В Новое время, а также в эпоху Просвещения, социальные идеи получили свободу от религиозных догм, были выделены важные понятия общества, индивида, государства. Такие мыслители как Ф. Бекон, Сен-Симон, Ж.-Ж. Руссо, А. Кетле являются предшественниками социологии. Их труды были позже обобщены О. Контом.
Четвертая причина – социальная. Описанные экономические, гносеологические и политические факторы явились одним из толчков к появлению гражданского общества в США и Западной Европе. В результате появились новые общественные процессы, возросла мобильность людей (как социальная, так и географическая), начала меняться общественная структура. Для описания данных перемен и потребовались новые научные подходы.
Термин «социология» О. Конт впервые употребил в 1839 году. Сам Конт называл социологию - «дитя послереволюционного времени во Франции», поэтому специфическое понимание общества, свойственное французскому Просвещению и революционным идеалам, образует ее основу. Социология Конта возникла в эпоху духовного и политического господства буржуазии. Она отражает подъем промышленности и наук, и еще содержит надежду на разрешение социальных конфликтов с помощью разума.
Огюст Конт происходил из мелко буржуазной католической семьи. Большое влияние на формирование его взглядов оказала учеба в Политехнической школе. Принципы этой школы заключались в идее универсальности науки и в идеале энциклопедической системы всех наук, причем математика рассматривалась как ее основа. Предложенный Контом вариант энциклопедической системы всех наук и отражает эти принципы. Будучи секретарем и учеником Анри Сен-Симона, Конт долгое время разделял его идеи. Так же как и Сен-Симон, он считал, что индустриальное общество должно быть организовано на научной основе. В последний период своей жизни он придерживался мистически-религиозной ориентации, хотел придать позитивизму статус своеобразной религии. Его основные труды: «Курс позитивистской философии», 6 томов, «Система позитивистской политики», 4 тома, «Завещание Конта», 4 тома. В своем творчестве он выразил идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. Для того чтобы преобразовать общество, он считал, необходимым создать такую же точную и объективную науку о законах его развития, какой является естествознание. Конт настолько уверовал в созданную им науку, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину, выше математики, физики, биологии и т.д. Он считал, что преобразующая роль социологии должна состоять в том, чтобы произвести революцию в умах людей, она должна стать новой своеобразной религией! Социология должна открывать универсальные законы функционирования и развития общения, неотделимые от законов природы. Открытия в социологии должны опираться на методы естественных наук: наблюдение, сравнение, эксперимент, а также сравнительный исторический метод. Причем применяться эти методы должны объективно и независимо от оценочных суждений исследования.
Основная идея Конта - освобождение социологии от умозрительной философии, метафизики, и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые невозможна ни подтвердить, ни отвергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению и проверки. Такой подход к пониманию науки носит название позитивизм.
Социальная теория Конта состоит из двух частей: социальная статика и социальная динамика. Статика изучает условия существования социальных систем, а динамика изучает законы их развития и изменения. Социальная статика - анатомия общества, теория общественного порядка. Само общество Конт сравнивает с живым организмом. Согласно Конту, в обществе как и в живом организме части органично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществу в большей мере присуща стабильность, Конт тем не менее не отрицает и процессов социальных изменений.) Он считал, что социальные изменения, т.е. социальная динамика, способствует реформам и помогает естественным изменениям, происходящим в результате распада или переустройства социальных систем. Он считал, что первичным элементом развития общества является духовный, умственный элемент - это первый фактор социальной динамики, который он называет «состояние человеческих умов». Этот фактор на каждом историческом этапе определяет направление развития общества.Ко вторичным Конт относил все остальные факторы (климат, раса, прирост населения, продолжительность жизни и т.д.). К трем ступеням умственного развития человечества: теологической, метафизической и позитивной, соответствуют и три стадии исторического прогресса. Центральным звеном своих взглядов он считал открытый им закон интеллектуальной эволюции человечества.
Огюст Конт (August Comt) родился в 1798 году в городе Монпелье в семье чиновника. Учился в городском лицее, а затем — в Политехнической школе. Завершив в 1816 г. учебу, он начинает зарабатывать на жизнь, давая уроки математики. Отметим этот факт как достаточно важный для научного мировоззрения Конта, ибо и в дальнейшем он будет трудиться в качестве преподавателя (точнее частного репетитора прежде всего точных (или "естественных") учебных дисциплин — математического анализа, механики, геометрии, астрономии, владея ими на достаточно профессиональном уровне. Однако главной страстью и основным предметом его научных изысканий довольно рано становится социальная философия. Может быть, не последнюю роль и на формирование мировоззрения Конта, и на содержание некоторых его идей оказал знаменитый Анри Сен-Симон, ближайшим сотрудником и личным секретарем которого он пробыл в течение семи лет. Во всяком случае Ф.Энгельс считал, что именно у Сен-Симона он заимствовал большинство своих блестящих идей. Сен-Симон был, по мнению многих, гениальным и довольно эксцентричным французским мыслителем, который пытался создать нечто вроде "секулярной церкви". Сами сенсимонисты, его ученики и последователи, расценивали себя как разновидность организации, в которой действуют священнические порядки и которая будет стражем новой веры в прогресс и рациональность во имя всего человечества. Среди других несколько причудливых штрихов окружения Сен-Симона была униформа, которую они носили — жакет с пуговицами вдоль спины, который никто не мог ни надеть ни снять без помощи других. Идея здесь состояла в том, чтобы продемонстрировать, что человеческие существа зависимы друг от друга. Позднее Конт рассорился с Сен-Симоном, и каждый из них обвинял другого, приписывая ему кражу своих идей. Сам Конт настойчиво отрицал, что Сен-Симон был его учителем. У него были для этого основания. Сен-Симон придерживался, в сущности, несколько иного направления в общественной науке, во многом делая акцент на значении экономического фактора. Потому Сен-Симона в этом смысле можно считать скорее предшественником Маркса, нежели Конта.
В 1824 г. О.Конт опубликовал одну из первых работ, где концепция науки об обществе названа им "социальной физикой". Пройдет еще 14 лет, прежде чем в четвертом томе Cours de philosophie positive (1838) будет впервые публично использован термин социология. Он трактует здесь социологию как синтетическую науку, которая пытается интегрировать политические, экономические и социальные явления. А к концу жизни у Конта вызреет мысль о расширении созданной им научной системы до уровня универсального средства преодоления кризиса современного мира. Он мечтает создать социолатрию — нечто вроде нового религиозного культа — но не Бога, а Человечества как единого великого существа. Целый ряд идей Конта в чем-то предвосхищали созданные позднее теории Тейяр де Шардена, В. Вернадского, Н. Федорова.
Творческое наследие Огюста Конта весьма обширно, но мы — по необходимости кратко — коснемся лишь тех его аспектов, которые непосредственно связаны с развитием социологической теории. Тот же Дж.Стюарт Милль утверждал, что в современной социологии не так уж много областей, которые бы не были так или иначе обозначены в социологии Конта.