Методы политологии. Современная политология использует многообразные теоретические, философские, общелогические и эмпирические методы исследования. Среди методов

Билет 2

Современная политология использует многообразные теоретические, философские, общелогические и эмпирические методы исследования.

  1. Среди методов теоретического познания, т.е. приемов исследования, способов обобщения и формирования системы знания, обычно выделяют следующие
    • институциональный метод, который предполагает, что в центре исследования должны находиться политические структуры, их свойства и взаимосвязи, а также фиксированные нормы, на основе которых функционируют эти институты;
    • социологический метод, ориентированный на выявление социальной обусловленности политики, влияния на нее экономики, культуры, идеологии и социальной структуры;
    • исторический метод, рассматривающий политические явления в процессе их становления в прошлом и развития в настоящем;
    • сравнительный метод, предполагающий сопоставление однотипных объектов (политических систем или ее отдельных структурных компонентов, моделей политических режимов в разных странах) у разных народов с целью выявления сходства и различий;
    • системный метод, который применяется при исследовании сложных многоуровневых объектов (политические системы, институты). Сам объект рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием элементов и находящаяся в многообразных связях с внешней средой;
    • структурно-функциональный метод, который состоит в рассмотрении внутренней структуры системы с позиции функционального назначения каждого ее элемента;
    • антропологический метод, исходящий в объяснении политики из природы и универсальности родовых качеств человека;
    • психологический метод, направленный на изучение психологических механизмов политического поведения;
    • бихевиоралистский метод, рассматривающий политику как поведение индивидов и групп, имеющих определенную мотивацию и установки. Как уже отмечалось, этот подход требует эмпирической проверки всех выводов;
    • нормативно-ценностный метод оценивает политические процессы с точки зрения оптимального варианта, идеала.
  2. Во вторую группу входят философские и общелогические методы, которые используются не только в политологии, но и в других науках
    • диалектический метод, который предполагает рассмотрение политических явлений с учетом их постоянного изменения, взаимосвязи частей и компонентов и внутренней противоречивости;
    • метод восхождения от абстрактного к конкретному;
    • анализ и синтез;
    • индукция и дедукция;
    • обобщение.
  3. Наряду с теоретическими, в политологии применяются многочисленные эмпирические методы сбора и анализа информации, заимствованные из естественных наук, кибернетики и социологии. Сюда относят:
    • опрос - один из самых распространенных методов сбора политической информации. Опрос может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирования, позволяющей выявить состояние общественного мнения по тому или иному вопросу;
    • наблюдение, которое позволяет непосредственно отслеживать политические факты. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. В первом случае события и факты отслеживаются со стороны, во втором - предполагается непосредственное участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации;
    • статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта;
    • математические методы, которые открывают возможность для моделирования политических процессов;
    • метод моделирования. Модель - это схематический образец изучаемого объекта, отражающий его сущностные качества. Моделирование позволяет проверить гипотезы, составить прогнозы, объяснить или описать какие-либо политические явления и процессы.

2 Политическая система Республики Казахстан

Особенности становления политической системы суверенного Казахстана

События августа и декабря 1991 года - несостоявшийся путч в Москве, поставил последнюю точку в истории СССР и 16 декабря 1991 года парламент республики провозгласил государственную независимость РК.

После распада СССР Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев автоматически стал Президентом РК, а аппарат ЦК КПК стал президентской администрацией. По объему своих реальных полномочий Президент Республики Казахстан получил совершенно неограниченные властные полномочия.

Уже в апреле 1992 г. президент Н.Назарбаев выступил со “Стратегией политического и экономического развития страны до 2005г.”. Тогда же была провозглашена идеология этнократизма. Президентом была сформулирована мысль о том, что Казахстан является государством самоопределившейся казахской нации.

Принятая в январе 1993 г. первая Конституция независимого Казахстана уже в своей преамбуле конституировала тезис Н.Назарбаева о том, что Казахстан - это государство самоопределившейся казахской нации. В декабре того же года был инициирован “самороспуск” казахстанского Парламента. Воспользовавшись отсутствием Парламента администрация инициировала проведение двух референдумов. На 1ом из них 29 апреля 1995 г. вопреки существующей конституции был поставлен вопрос о продлении полномочий президента Нурсултана Назарбаева до 2000г Можно констатировать, что в период межпарламентского вакуума с марта по декабрь 1995 г. фактически произошел государственный переворот, вся власть была монополизирована институтом президентской власти, а Парламент как институт реализации интересов народа фактически перестал существовать.

Сразу после объявления 16 декабря 1991 г. государственной независимости РК, начался процесс формирования новой политической системы, характеризующейся сильной президентской властью и основанной на принципах демократии и уважения основных прав и свобод человека.

1992 г. стал годом активного выхода Казахстана на международную арену. 3 марта республика стала членом ООН, позже вошла в другие международные организации. Тогда же разрабатывается и государственная символика. 4 июня 1992 г. были утверждены Государственный Герб и Флаг Казахстана, 11 декабря - его Государственный Гимн.

Были предприняты меры по разделению функций законодательной и исполнительной власти, начата работа по парламентской реформе и преобразованию местных органов власти. В январе 1993г. была принята Конституция Казахстана, объявившая его унитарным, светским и демократическим государством. Продолжение реформ политической системы привело к принятию второй Конституции 30 августа 1995 г., по которой высшая законодательная власть была передана двухпалатному парламенту, состоящему из сената (по два депутата от каждой области) и мажилиса (67 депутатов). 29 апреля 1995 г. в республике состоялся референдум, продливший срок полномочий Президента Н. Назарбаева до 1 декабря 2000 г. В 1997 г. произошло важное событие в жизни Казахстана - перенос столицы в Астану, что было продиктовано целым рядом экономических и политических причин, имеющих стратегическое значение.

Органы государственной власти и политическая система Президент - Назарбаев Нурсултан Абишевич

Правительство - во главе с Премьер-Министром - Ахметовым Даниалом Кенжетаевичем

Парламент Верхняя палата - Сенат. Председатель Сената Парламента - Абыкаев Нуртай

Нижняя палата - Мажилис. Председатель Мажилиса Парламента - Урал Мухамеджанов

Депутаты Сената избираются местными органами представительной власти - Маслихатами областей и городов Астана и Алматы - по 2 сенатора, 7 сенаторов назначаются Главой государства. Из 77 депутатов нижней палаты Мажилиса 67 избираются в округах, 10 - по партийным спискам. В Казахстане действует 9 политических партий, зарегистрировано свыше 1800 средств массовой информации, действует свыше 3000 неправительственных организаций. Большое значение в жизни страны играет такой совещательный орган при Президенте, как Ассамблея народов Казахстана, чьи рекомендации ложатся в основу межнациональной политики государства.

Конституционная реформа 1995 года.

В 1991-1995 годах происходило становление и конституционное оформление политической системы республики. Первая Конституция суверенного Казахстана была принята в январе 1993 года. Являясь своего рода компромиссом между старым и новым политическим устройством, данная Конституция изначально содержала в себе противоречия. В результате проведенного референдума 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан, в которой были устранены недостатки прежнего конституционного устройства, сформулирована модель президентской республики, рациональна, решена проблема разделения полномочий между ветвями власти и открыта дорога системным рыночными преобразованиям.

На пути преобразований

В поддержку новой Конституции проголосовало 81,9 процента казахстанцев, принявших участие в референдуме, впервые в истории страны самому народу была представлена возможность сделать выбор - идти по пути дальнейших преобразований, по пути прогресса, построения свободного, равноправного общества или по-прежнему оставаться между прошлым и будущим. Народ голосованием однозначно ответил «да» продвижению вперед, этим выражая свою суверенную волю.

Переход к сильной президентской власти.

Таким образом, основными этапами на пути постепенного “собирания” президентом властных полномочий стали неконституционный роспуск Верховного совета республики в 1993 г. и временная передача тогда же дополнительных полномочий Президенту, еще один роспуск Парламента в 1995 г., неконституционное продление президентских полномочий Н.Назарбаева до 2000 г. на референдуме 29 апреля 1995 г., принятие двух Конституций в 1993 и 1995 гг., ликвидация Конституционного суда и системы сдержек и противовесов, лишение Парламента контрольных функций и реальных рычагов воздействия на политику органов исполнительной власти.

Без политических дебатов, публичных дискуссий и всенародного обсуждения Парламент в октябре 1998 г. внес ряд поправок в Основной Закон страны. Главный смысл этих поправок практически свелся к одному - сохранению и закреплению власти ныне действующего Президента.

Билет №3.

1.Функции политологии

Политология как наука выполняет ряд взаимосвязанных меж­ду собой функций, в которых конкретизируются ее роль и значе­ние в жизни общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: