Политология как наука и учебная дисциплина

Методологические проблемы истории и теории политической науки

Конспект лекций по политологии

Традиционная

Из истории брачно-семейных отношений

На ранних этапах человеческой истории отношение между мужчиной и женщиной регулировались биологическими факторами - промискуитет. Постепенно в обществе начинают складываться предпосылки для института брака. Они существовали в виде половых запретов - табу. На основании этих половых ограничений постепенно формируется исторически первая форма брака - групповой брак. Классическая форма группового брака - брачный союз двух родов: все женщины одного рода были женами всех мужчин другого рода. В условиях группового брака нельзя установить биологическое отцовство, поэтому человеческий род был материнский. Т. Е. Счет родственников велся по материнской линии - матриархат. Следующей ступенью в брачно-семейных отношениях был индивидуально парный брак. Это предполагало некоторую устойчивость в отношениях. Но не было единобрачием. В дальнейшем с появлением частной собственности создаются объективные экономические предпосылки для моногамии и единобрачия. Появление частной собственности привело к созданию института обследования.

Уверенность в биологическом отцовстве связана с прикреплением женщины к мужчине. Эндогамия (допускает сексуальные отношения между родственниками) и экзогамия (запрещает отношения, между близкими родственниками). В развитии моногамной семьи выделяют два этапа - период существования традиционной семьи, период существования современной семьи.

Существовала в период, когда основой общества было аграрное и натуральное хозяйство. Семья являлась главной экономической ячейкой общества, в рамках семьи производилось все, что необходимо человеку.

Обязательно должна быть многодетной, существовала норма многодетности.

Существовала экономической потребности в детях, как гарантия обеспечения родителей в старости.

Составители:

С.З. Стакутис

А.Ю. Брюханов

Из всех сфер жизни общества политическая сфера является не только одним из наиболее сложных, но и во многом определяющим измерением человеческого опыта. Вне воздействия политики сегодня не может находиться ни один человек: «если человек не занимается политикой, то политика занимается им».

Термин «политика» появился более двух с половиной тысячелетий назад и происходит от греческого «politike» - искусство управления государством.

Древнегреческий философ Аристотель понимал политику как форму общности людей – «общее дело», «общее благо». Платон рассматривал политику как «искусство жить вместе».

М. Вебер одним из первых отметил: «политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти». Можно утверждать, что политика – это отношения между большими социальными группами, классами, нациями, партиями, государствами по поводу установления, функционирования и распределения власти.

В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством её содержания, многообразием свойств. В соответствии с различными исследовательскими методами выделяют три основные группы определений политики: социологические, характеризующие политику через другие общественные явления - экономику, право, мораль, культуру; субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики; научно сконструированные, раскрывающие её деятельностный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве её первоосновы власть и её носителей. Политика - это действия, направленные на власть, её обретение, удержание и использование.

Политика имеет сложную структуру. В качестве основных элементов обычно выделяют: политическое сознание; субъекты политики; политическую организацию; политические отношения; политическую культуру; политические интересы.

Хотя политика управляет многими сферами жизни общества, она, в то же время, сама испытывает на себе влияние многих факторов: социально-экономических, этнонациональных, глобальных. В результате политические отношения вызывают целую гамму других отношений, посредством которых индивиды включаются в борьбу за усиление своего влияния. Данная сложная совокупность образует взаимосвязанную целостность, в этом проявляется системный характер политики.

Таким образом, основными чертами политики являются её универсальность, системность, всеобщность.

Важное предназначение политической сферы общества – осуществлять управление общества в целом. Без политического руководства жизнь общества уподобилась бы броуновскому движению, представляющему спонтанный процесс столкновения разнообразных частных интересов.

Политика вырабатывает систему политических норм и традиций, по которым живет общество. В этом смысле политика – это и определенный нормативный порядок, правовое регулирование совместной деятельности людей.

Существуют разные классификации видов политики:

1. По ее субъектам – государственная, партийная, политика социальной или корпоративной группы (политика дворянства), политика организации (политика администрации фирмы), политика конкретного лидера (мэра города).

2. По сферам жизни общества: экономическая, социальная, национальная, культурная, государственно-административная.

3. По уровням: местная, региональная, общегосударственная, международная, мировая.

4. По объему: стратегическая (долгосрочная), тактическая (краткосрочная, текущая).

5. По функциям государства: внутренняя, внешняя.

Политику с древнейших времен изучало множество наук. Однако до конца ХIХ в. не существовало самостоятельной науки о политике. Политология появляется в конце ХIХ-ХХ вв. (от греч. politos – государственные дела, logos - учение). Политология как единая интегральная наука о политике имеет сложную структуру и включает целый ряд более частных дисциплин: политическую философию, политическую теорию, политическую историю, теорию международной политики. Политическая философия была первой формой существования политической науки. В современном своем состоянии политическая философия исследует ценностные аспекты политики, политические идеалы, нормы, на основе которых функционирует политическая система общества, анализирует способы и средства познания политики, определяет смысл важнейших политических явлений - власть, государство, права человека.

Остановимся на следующем определении политологии: наука о политике, ее сущностном, институциональном и функциональном выражении, о «технологии политических процессов».

Долгое время политика рассматривалась как совокупность разнообразных политических ситуаций и явлений, отдельно взятых элементов политики. Политическая жизнь общества напоминала мозаику, из которой спонтанно складываются бесконечные узоры. Ситуация изменилась с распространением в политологии системного подхода, что позволило перейти к рассмотрению политики как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Политическую систему можно определить как совокупность общественных институтов, соединенных отношениями, порождающими государственную власть и приобщающими каждый из этих институтов к осуществлению власти.

Согласно наиболее распространенной трактовке политическая система включает в себя четыре основные подсистемы: политические институты (государство и его органы, общественные организации, правовые институты), политические отношения (складывающиеся на основе действующих в обществе политических и правовых норма, ценностей, традиций), политические нормы (нормативная подсистема), политическая культура (на основе которой складываются политические нормы, отражающая определенные историко-политические традиции и стереотипы политического поведения).

Политическая наука разрабатывает свой понятийный аппарат. Наиболее общая категория - «политика». Она конкретизируется в понятиях: политические отношения, политическая деятельность, политическое сознание. Средоточием политических отношений и деятельности являются государство и другие политические институты, образующие политическую систему. Понятие «политическая система» коррелирует с понятием «гражданское общество» и раскрывается в ряде соподчиненных ему понятий: политический институт, политическая партия, общественные организации и движения, бюрократия, политический режим, класс-гегемон, правящая элита, демократия, диктатура и другие. Рассмотрение политических систем в их действии и динамике находит выражение в понятии «политический процесс» и обозначающих его компонентах и аспектах: функционирование политической системы, политическая реформа, политическая революция, политический конфликт и кризис и другие. Блок понятий описывает политическую деятельность и отношения: субъект и объект политики, политические потребности и интересы, форма и методы политического руководства, политическая стратегия и тактика, политическое лидерство и т.д.

Описание понятийного аппарата политологии было бы далеко не полным, если не отметить систему понятий, характеризующих качественную сторону политической реальности - политическую культуру. Это политическое сознание, политические ценности, принципы, традиции и нормы, позиции, политическая социализация, политическая активность, а также ряд других понятий, отражающих существенные стороны тех или иных типов политических культур и их модификаций.

Основными категориями политологии выступают власть, влияние, авторитет, демократия, свобода, лидерство, управление.

Политике присущи свои объективные законы, о существовании которых высказывали гипотетические суждения еще некоторые мыслители эпохи буржуазных революция. Законы политологии фиксируются соответствующими категориями и выражают объективно необходимые и общие для системы политических отношений формы связей между субъектами отношений, а также различными моментами и видами властных отношений и деятельности. Существует две группы объективных законов, изучаемых политологией: общие для любых типов политических систем и специфические законы, свойственные определенным типам систем. В числе общих законов - зависимость типа политической власти от характера социально-классовых отношений, неразрывная взаимосвязь политической и экономической власти и другие. В качестве специфических законов выступают, например, такие формы существенно необходимых связей в политических системах, как единство и разделение властей, легитимация политической власти.

Основными принципами политологии как науки являются следующие: учет политической реальности, приоритет общечеловеческих принципов, учет и использование достижений других наук.

Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций:

· теоретико - познавательная функция. Смысл ее состоит в выявлении политической наукой природы властных отношений и государства, в накоплении знаний о политических явлениях и процессах, обосновании эффективных форм и путей политического развития общества;

· практическая функция. Обоснование политического курса, государственной политики в конкретной сфере общественной жизни осуществляется путем анализа («диагностирования») реального состояния общества, выявления существующих групп интересов и согласования их с тенденциями социального прогресса;

· прогностическая функция. Знание мировых тенденций политического развития и их соотнесения с существующими в обществе группами интересов позволяет составить прогноз относительно тенденций будущего развития общества и заблаговременно определить эффективность политических решений, которые готовятся к принятию;

· функция политической организации. В политических знаниях нуждаются не только политологи и политики. Живя в обществе, гражданин должен знать, как формируется власть, каковы принципы взаимоотношения государства и общества, ему важно точно представлять свои права и возможности в изменении несправедливого политического порядка или влияния на власть;

· интегративная функция (обеспечивающая консолидацию общества);

· регулятивная функция (способствующая регламентации политических отношений);

· артикуляционная функция (способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества);

· нормативная функция (связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе);

· функция социализации личности (функция включения индивида в общественную жизнь, формирования демократической политической культуры и гражданственности личности).

В рамках этих функций совершается движение научного политического знания от эмпирического материала к его обобщению в теорию и гипотезу развития. Эффективная реализация этих функций способствует стабильному развитию общества, достижению гражданского мира и согласия.

В современной политической науке существуют два основных уровня исследований: теоретический (фундаментальный) и прикладной (практический). В таком ее строении отражается различная степень ориентации этой отрасли знаний на решение практических политических задач. Политические концепции, как правило, всегда имеют ту или иную практическую направленность. Даже политические воззрения древних были связаны со стремлением усовершенствовать государственное правление, воспитать законопослушных граждан, повысить авторитет власти. Однако вплоть до второй половины 20 века у ученых не существовало достаточного научного инструментария для сравнительно точного анализа конкретных политических явлений.

С появлением такого рода возможностей в политической науке сформировалось целое направление исследований реальных политических ситуаций. Это направление получило название прикладной или эмпирическо-аналитической политологии.

Прикладная политология - это отрасль политической науки, исследующая конкретные политические ситуации с целью получения для заинтересованных лиц и организации определенной информации, разработки для них политических прогнозов, практических советов и рекомендаций, служащих повышению эффективности их деятельности. Предмет прикладной политологии не столь широк, как у политической теории. Будучи ограниченным определенной ситуацией, он, однако, имеет много сторон, аспектов, в том числе выходящих за рамки политики. Так, например, если анализируется возможная реакция граждан на принятие непопулярного закона, то это требует привлечения целого ряда специалистов: политологов, экономистов, психологов, социологов, способных учесть соответствующие аспекты поведения людей. В силу этого получаемые прикладной политологией знания во многом полидисциплинарны.

Специфика прикладной политологии ярко проявляется в ее целях и конечном продукте. Если теоретическая политология ставит целью получение новых достаточно универсальных или характеризующих целых типы (классы) явлений общих, абстрактных знаний, то практическая политология стремится разработать в основном краткосрочные прогнозы развертывания событий, дать конкретные рекомендации определенным участникам политического процесса. Причем такие рекомендации носят привязанный к конкретной ситуации и ограниченный во времени характер.

Прикладными политологическими исследованиями занимаются не столько теоретики, сколько профессионалы-аналитики, эксперты, имиджмейкеры, советники политических деятелей и другие лица, имеющие прямое отношение к реальной политике.

Прикладные исследования обычно осуществляются по заказу государственных органов, партий, других организаций, кандидатов на выборные должности или других политических субъектов. В наши дни правительства, партии и другие влиятельные организации большинства демократических стран широко используют прикладные исследования и имеют для их регулярного проведения соответствующие структуры: исследовательские институты, аналитические центры, экспертные советы и т.п. Услугами прикладной политологии пользуются и международные организации: ООН, Европарламент и др. Результаты прикладных, особенно сравнительных исследований способствуют выработке теоретических единиц и общих моделей анализа определенных политических ситуаций, которые используются в реальной политике, например, при оценке международных конфликтов.

Как составная часть политической науки прикладная политология опирается на те же общенаучные подходы и принципы анализа, что и теоретические исследования. Однако доминирующую роль здесь играют средства микрополитического анализа, где господствуют индуктивные методы, основывающиеся на изучении частных, единичных явлений.

К таким методам относится прежде всего наблюдение событий. Оно может проводиться в форме «открытой» констатации фактов и в форме «включенного наблюдения».

Важный метод прикладной политологии - контент-анализ. Он предполагает целенаправленное изучение определенных документов.

Широко используется в прикладной политологии метод опроса прямых или косвенных участников политических событий, а также экспертов, способных дать профессиональный анализ ситуации.

Игровые методы предполагают предварительное конструирование ситуации, имитацию того или иного варианта развития процесса, конфликта и т.д. Это позволяет разработать различные модели действий управленческих структур, распределить роли участников событий, уточнить характер их поведения и взаимоотношения между ними.

Функционально прикладная и теоретическая политология взаимно дополняют и обогащают друг друга, составляя единое целое. Развитость обеих этих отраслей политической науки - важная предпосылка цивилизованности и эффективности политики, ее гуманистической ориентации.

Известно, что к изучению политической сферы жизни общества имеют отношение многие науки: философия, социология, теория государства и права, история и другие. Такое широкое поле исследований объясняется тем, что политика связана с различными аспектами жизни общества и представляет собой в высшей степени сложное явление. Необходимость исследования политики под разными углами зрения признается многими учеными, в том числе и политологами. В этом спектре значительную роль играет именно сравнительная политология – направление в отечественной политологии, развившееся на основе использования сравнительного. Его предназначение - реализовать диа­логовую форму исследования политики западными и отечествен­ными политологами и другими учеными, изучающими политику. Диалоговое обсуждение политики и ее проблем необходимо также в геостратегическом плане - между Западом и Востоком, Севером и Югом, между континентальными центрами исследования политики. Сравнительная политология предназначена также согласовывать и соотносить в рамках отечественной политологии знания о полити­ке, политические технологии и рекомендации, коррелировать ин­тересы субъектов и исследователей политики. В рамках сравнительной политологии проводятся исследования политической культуры различных стран и регионов, политических систем, организаций, политической антропологии и психологии. Рассматривание процесса формирования и развития государств, партий, движений, политических систем у различных народов помогает выявлять как общие черты политического прогресса человеческого общества, так и особенности его проявления в развитии (истории) конкретных народов, стран, регионов. Это позволяет одним странам использовать положительный политический опыт других стран, в частности России, - опыт создания правового демократического государства.

Как уже было сказано, политология тесно связана с разными аспектами жизни общества, в том числе с его культурой и мировоззрением. Социокультурные особенности той или иной общности оказывают большое влияние на политологию. В политологии необходимо выявление особенностей политической культуры того или иного народа, государства именно из особенностей его национальной культуры и национального мировоззрения. Также необходимо выяснение значения политических явлений для жизни личности и общества в целом, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства. Политика должна опираться на этические ценности и нормы.

Политический идеал - совершенный образец политического и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно-исторического этапа образ сознания и деятельности политического субъекта; политическая ценность, побуждающая к эффективной деятельности; образ политического деятеля, признанного в качестве идеального, отвечающего современным, образцовым требованиям масс; механизм нормативной, легитимной власти, соответствующей идеальным представлениям населения, и т. д. Исходя из реалий политической жизни, политический идеал служит фактором опережающего отражения действительности, побуждающим массы, личность действовать в направлении создания лучших форм человеческого бытия и сознания. Отсюда функции политического идеала: прогностическая, регулирующая, оценочная, предметно-деятельностная, интегративная, социализирующая и другие.

Политический идеал, его сущность и содержание зависят от реальной политической жизни общества и государства, их субъектов, политического режима, политической системы, сознания и культуры политической элиты и населения данной страны. Разработкой политического идеала как совершенной модели государственного и общественного устройства занимается довольно узкий круг людей - политических аналитиков, находящихся при власти и ее обслуживающих. Научная элита также занимается этой проблемой. Но, как показывает опыт нашей страны, ее концептуальные разработки остаются невостребованными. Наука движется собственным путем, и ее труды мало интересуют политиков. Поэтому в сегодняшней России трудно обрисовать политический идеал, кроме таких общих установок, как правовое государство, гражданское общество, политическая демократия, демократический политический режим и т. п.

Отсутствие конкретного, в рамках возможности, политического идеала в России негативно сказывается на процессе реформирования общественно-политической жизни, социализации людей, лишая их образа идеальной перспективы развития общества и государства, вселяя неуверенность в сегодняшние преобразования. Политический идеал есть важнейший, необходимый компонент политического сознания и культуры, вне которого последние теряют целенаправленность мысли и действия политических субъектов.

Политология в современной России: ее задачи, пути и перспективы развития. Не будет преувеличением сказать, что политология в XX в. нигде не пережила того, что с нею случилось в России. Если в начале развития политической мысли в Россия ничем принципиально не отличалось от происходящего в других странах (развертывался сложный и противоречивый процесс становления политологии как науки о политике), то с октября 1917г. судьба политологии в России резко изменилась. Победа Октябрьской революции и утверждение большевистской власти не устранили ни политики, ни политических проблем, но они круто изменили не только сам подход к ним, но и ту интеллектуальную среду, где велось их изучение, те задачи и цели, во имя которых совершался этот познавательный процесс.

Если говорить схематично, а для первоначального ознакомления такой подход возможен, то с октября 1917 г. и до апреля 1985г., т. е. почти 68 лет, политологии в России не существовало. Но в рамках доступного протекали процессы своеобразного изучения политических событий, отклонений и концепций, по-своему перерабатывались официальной идеологией и преподносились населению в том виде, как это было нужно власть имущим для поддержания порядков и медленного дрейфа навстречу перелому.

Политическая теория рассматривает, прежде всего, институциональные аспекты организации власти. Она обращается к анализу основных элементов политической организации общества: государства, политических партий.

Теория международной политики исследует внешнеполитическую деятельность государств, партий и общественных движений, деятельность международных организаций и объединений. В современном мире многие страны решают проблему перехода общества от политически простых к более сложным формам организации политической жизни. Особую актуальность эти вопросы имеют для России. В политической науке переход от одного типа политической системы к другому обозначаются терминами «политическое развитие» или «политическая модернизация». Первые концепции политической модернизации появились в 50-60-е годы XX в. в США.

Под политической модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.

Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентации элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.

Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. В современных исследованиях выделяется пять основных кризисов (идентичности, легитимности, участия, проникновения, распределения), сопровождающих процесс политической модернизации.

Общей причиной этих кризисов является характерное для переходного состояния общества противоречие между новыми универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями, сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост неудовлетворенности населения.

Кризис идентичности связан с проблемой политической и национальной идентификации социального субъекта (индивида, группы, социального слоя). В условиях политической идентификации выделяются три основных типа кризиса идентичности. Первый тип характеризуется требованиями национального или территориального самоопределения, что мы сейчас часто наблюдаем в современной России. Второй тип характеризуется социальной дифференциацией общества, когда резкие социально-классовые различия препятствуют национальному объединению. Модернизация социально-экономической системы общества приводит к качественному изменению социального статуса различных групп населения. Многие прежние группы разрушаются, резко растет численность маргинальных слоев общества. Это приводит к тому, что люди, утрачивая свой прежний социальный статус, не знают к какому социальному слою они принадлежат, не осознают своих интересов, не имеют четких представлений о новых правилах политической игры. Подобная ситуация наблюдается в настоящее время и в нашей стране.

§ 2. Основные методологические подходы в политологии.

Политическая методология (от греч. method - путь познания и logos - учение, слово: учение о пути, способе познания) - сфера политического сознания, в которой осознаются способы постижения политической реальности, а также самосознание самой политической ментальности. Методологию в политической сфере можно рассматривать на разных уровнях. Так, можно выделить уровень рефлексивных методов, которые характеризуют философский и спекулятивно-теоретический способы политического познания. При наличии политической парадигмы теоретического уровня, например, либерализма или марксизма, следствия выводятся по законам дедуктивной логики и других научных процедур, позволяющих из общих положений получать суждения частного характера. На эмпирическом уровне исследований применяются различные методики, позволяющие создать пространство, достаточное в содержательном отношении для обобщений. Так, применяются опросы, интервью, анкетирование, контент-анализ, различные формы традиционной аналитической деятельности и т.д.

Сложность политической сферы приводит к распространенности бихевиористских методов, основанных на отождествлении стимулов и реакций в политической среде при абстрагировании от содержания политических процессов. В последнее время получили востребованность компаративистские, сравнительные методы осознания. Системные формы изучения развиваются на основе информационных технологий; создаются полифакторные формализованные модели, которые позволяют "просчитывать" неординарные ситуации с множеством переменных. В то же время нельзя сказать, что обилие методов позволяет получать научные результаты с удовлетворительной степенью подтверждаемости, верифицируемости. Особенно сложной является задача долгосрочного прогнозирования, от которого современный либерализм практически отказался.

В современной политологии существуют также такие методы познания политической реальности, как структурно-функциональный анализ, институциональный (изучение политических институтов - государства, политических партий и т.д.), деятельный метод, ценностно-нормативный, исторический методы.

В современной политологии (особенно на Западе) большое распространение получили социологические методы: опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделиро­вание. Их преиму­щество заключается в том, что исследователь имеет дело с богатым фактическим матери­алом, который можно математически формализовать, проследить тенденцию и корреляцию. Социологический подход в политологии пред­ставляет собой совокупность приемов и методов конкрет­ных социологических иссле­дований, направленных на сбор и анализ фактов реаль­ной политической жизни. Он предполагает выяснение социальной обусловленности полити­ческих явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. С помощью социологического метода можно раскрыть социальную природу власти, государства, права и т.д., определить социальную направ­ленность принимаемых государством решений, установить, в инте­ресах каких групп они осуществляются. Немаловажно и то, что на основе социо­логического материала возможно сделать политические прогнозы. В развитии социологического подхода к политике политическая наука во многом обязана работам О. Конта, Ш.Л. Монтескье, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина и др.

Реакцией на недостаточность нормативизма и социологизма, на рост успехов естественных наук явилось развитие в XX в. позитивистского подхода к политическим явлениям, акцентирование внимания на реальностях, а не на теории, на конкретных процессах, а не только на общих принципах. В наше время остался неизменным основной принцип позитивизма: невозможность поиска законов за пределами непосредственного наблюдения. Однако сегодня позитивизм обновлен, сформировался принцип неопозитивизма. Его особенность состоит в акцентировании внимания на сциентизме, то есть точности метода политического анализа, их сближении с методами, используемыми в естественных науках. Принцип сциентизма означает, что в исследовании должно господствовать специальное, профессиональное и математически точное знание, не только отделенное от идеологии, аксиологических подходов, но и свободное от каких-либо политических влияний. Эмпирические знания становятся источником нормы, а не ее иллюстрациями. Однако сциентизм не ликвидировал главного, с точки зрения К.Манхейма, недостатка позитивизма - стремления устранить конкретного человека с его оценками и желаниями.

Объективное знание, к которому стремится позитивизм, можно вывести из эксперимента. Р.Соломоном была предложена эксперементальная программа исследования с двумя контрольными группами, в ходе которой учитывается воздействие следующих факторов: сам процесс исследования (поведение людей может меняться, если они знают, что за ними наблюдают) и то, что объекты исследования не статичны, а постоянно меняются (например, оценки людей могут варьироваться в зависимости от ситуации). Важно заметить, что политологи по характеру своей деятельности редко работают в лабораториях - они чаще наблюдают объект в естественной обстановке, где меньше возможности контролировать факторы, которые могли бы повлиять на результаты эксперимента.

Одним из методов, позволяющих более объективно и непред­взято изучать и оценивать политику, ее содержание и формы про­явления, становится в последнее время компаративизм, или сравни­тельный анализ и оценка. Сущность его состоит в сопоставлении двух и более политических объектов (или частей), имеющих черты по­добия, но относящихся к раз­личным обществам. Данный метод по­зволяет путем сопоставления вычленить общее и особен­ное в многообразии полити­ческих явлений, выявить общие тенденции в изменении социально-политической ре­альности. Компаративизм важен в равной мере как при соотнесении раз­личных теоретических форм объяснения политики, так и сравнении реальных политических явлений, событий и процессов. Подобный подход позволяет сформировать доста­точно полную картину состояния научных исследований проблемы политической власти и государства как ведущего института власти, выявить достижения и недостатки, определить новые проблемы и задачи исследования. Основная труд­ность в применении сравни­тельного метода связана с необходимостью правильно­го выбора предмета явле­ний, которые будут сопос­тавляться, подвергаться на­учному наблюдению, опи­санию и теоретическому ис­толкованию.

Широко используется также исторический метод, то есть изучение политики в целом, политических явлений в частности, в процессе их становления и связи с прошлым, в ходе развития. С его помощью происходит на­копление знаний о политике разных народов в различные эпохи. Собственно только на базе накопленных исторических сведений мы можем проводить исследования и делать выводы широкого характера. Проблемной стороной исторического метода является его описательный характер: в накопленной значительной информации об истории развития культуры следует уметь выделить ее сущностные стороны.

Антропологический метод требует изучения обусловленности политики природой человека как родового существа, имеющего неизменяющийся набор основополагающих потребностей. Данный метод относится к общим методам исследования политических объектов. Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и дают либо его специфическую интерпретацию, либо ориентируют на особый подход к нему.

Психологический метод сосредотачивает внимание на субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. В его рамках производится анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение.

В ХХ веке большое влияние на развитие политологии оказал бихевиоризм. Бихевиоризм возник в Америке в конце Х1Х века. Основоположниками этого метода считаются американские политологи – Ч. Мерриан и Г. Лассуэлл. Он исходит из идеи единства науки, которое обусловлено наличием у человека лишь одного способа познания мира – эмпирического, т.е. познание посредством опыта.

Бихевиористический подход предполагает наблюдение за поведением индивидов и групп в разных политических ситуациях при помощи научных эмпирических методов (количественная методика). С помощью этого метода исследуются мотивы и интересы человека, а также межличностные взаимодействия в политическом процессе. Основными принципами бихевиоризма являются:

- личностное измерение политики. Групповые поведения людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, являющихся главным объектом политического исследования;

- доминирование психологических мотивов в политическом поведении;

- разграничение фактов и ценностей, освобождение науки от ценностных суждений. В процессе познания ученый должен быть свободен от личной оценки и общественных запросов, и руководствоваться лишь фактами и логикой;

- использование в политологии методов и достижений других наук, в том числе естественных. Это правомерно, поскольку модели поведения людей часто сходны в различных ситуациях и областях деятельности;

- количественное выражение и измерение политических явлений. Измерения этих явлений происходит при использовании анкетирования, интервьюирования, статистических данных, зондирования, контент-анализа.

Следует подчеркнуть, что бихевиористический подход не интересуется внутренним миром человека, его психологическими переживаниями, а сосредоточен на внешних проявлениях активности человека.

Бихевиористический подход оказал влияние на развитие прикладной политологии. Однако он не позволял представить мир политики целостно, во взаимосвязи с элементами политической системы. Поэтому в 50 – 60-х гг. возникла потребность в системном или системно – функциональном подходе.

Системно-функциональный подход – это рассмотрение мира политики как взаимосвязанного механизма, состоящего из взаимозависимых элементов, каждый из которых действует как функция целого. Основная идея СФП: каждый элемент системы выполняет определенную функцию, невозможно произвольно изменить ни один из элементов системы; изменение одних элементов влечет за собой изменение других. Основатели системного подхода, Д. Истон и Г. Алмонд, полагали, что политическая система объединяет не только государства, партии, но и такие факторы, как сознание идеи и мировоззрение. Эта сеть политических отношений названа системой, поскольку все элементы этих отношений взаимосвязаны: изменение государства или появление новой политической партии влечет за собой изменение политической жизни в целом. С помощью этого подхода удается четко определить место политики в развитии общества и ее важнейшие функции.

Метод экспертных оценок основан на проведении экспертных оценок специалистами в той области политической деятельности, по поводу которой ведется экспертиза. Этот метод применяется решения таких проблем политической жизни, как оценка политической ситуации, прогноз политического развития, выработка управленческого решения.

Коммуникативный метод рассматривает политические структуры как коммуникативные единицы, т.е. единицы общения. Политика, с точки зрения этого метода, понимается как универсальное средство обеспечения целостности и механизм регулирования конфликтов в обществе.

Метод политического моделирования состоит в исследовании политических процессов и явлений путём разработки и изучения их моделей. Модель является аналогом политического объекта. Моделированию подлежат:

1. какой – либо механизм политической системы;

2. процесс (процесс принятия решений);

3. отдельный фрагмент функционирования системы (управление ею);

4. институты, их элементы или объединения (государство, политический режим);

5. Взаимодействие с другими политическими системами (международные отношения).

Заслуживает особого внимания гендерный подход, который предполагает необходимость влияния женского пола на политику. Суть этого подхода состоит не столько в том, чтобы женщины выполняли мужские роли и функции в политике, сколько в том, чтобы изменять сами роли и формировать новые функции в политике; чтобы они были в полной мере доступны для всех людей и отражали специфику их интересов и возможностей.

Вопросы для самопроверки:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: