Реферат
На тему: Философия нигилизма Ницше
Выполнил:
студент 103 учебной группы
1 курса Щебланов А.А.
Проверил:
Щирский А.И.
Москва 2015
Содержание
Введение ………………………………………………………..……....3
1. Основные понятия философии Ф. Ницше………………..….…..4
1.1 Ницше как философ…………………………………………. …..4
1.2 Философский нигилизм………………………….……… ….…...6
2. Концепция личности в философии Ф.Ницше…….……...…........9
2.1 Личность как объект философского изучения Ницше:
по материалам ранних работ…………………………………………..9
2.2 Представление о личности в зрелых работах Ницше…… …..13
3. Ницше и гуманизм…………………………………………… …17
3.1 Классический гуманизм…………………………………… …...17
3.2 «Физиология» гуманизма Ницше……………………………..18
Заключение……………………………………………………… ….22
Список использованной литературы…………………………… …23
Введение
Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к
этому миру. Философские произведения, если они действительно осмысливают
|
|
бытие человека и окружающую действительность, тоже оказываются личностными,
выражающими личность и переживания философа, его отношение к
действительности. Поскольку переживания у разных философов различны, различны
отношения, поскольку и пониманий этого мира в философии множество.
Среди философов Ницше- нарушитель спокойствия и благородный пират. Он
вспугивает спящих, таранит крепости обывателей, сметает моральные постулаты,
убивает Бога, рушит церковные устои. Ницше, говорит Цвейг, стремится на своем
паруснике ко всему неизведанному, весело и дерзко, с мечом в руке и бочкой
пороха под ногами.
Философские труды Ницше,по большей части не предъявляют больших требований к
интеллекту или образованности читателя. Их суть представляется ясной и
однозначной, цели- обширными и очевидными, а язык – понятным. В силу
доступности его текстов читатель обнаруживает, что либо философия проще, чем
он полагал, либо он сам умнее, чем думал раньше. Ницше считал себя
прирожденным психологом - «призванным быть психологом и разведывателем душ».
Некоторые вещи, которые он высказывает, поражают воображение своей точностью
и целенаправленностью диагностики. С точки зрения Ницше, психология лежит в
основе всего, и тесно переплетается с другими частями его учения.
В силу всего выше сказанного, стремление понять творчество Ницше для меня,
как студентки психологического факультета, актуально.
Цель данного реферата провести обзор литературы о философии Ф. Ницше:
важнейших идеях, понятиях, взглядах, системе в целом.
|
|
Основные понятия философии Ф.Ницше
Ницше как философ
Философия Ницше – это прежде всего философия индивидуума, но не
индивидуалиста. Стремление понять личность, найти выход из кошмаров эпохи -
эпохи двойной морали во всем: в отношениях с людьми, нациями, государствами
, в отношении к самому себе – такой видится цель философских построений
Ницше. Отсюда и поэтическая форма этих построений, ибо можно ли осознать
личность, используя биологические, медицинские, психологические термины?
Отсюда и зачастую афористический их характер – стремление выразить свои
мысли в ёмких, четких и одновременно кратких фразах. Но здесь и причина
трагедии Ницше. Действительно, что может быть соблазнительнее для
интеллектуального обывателя, чем краткие, легко запоминающиеся и на первый
взгляд не требующие глубокого вдумывания (настолько они кажутся очевидными и
понятными) формулировки, так отвечающие подсознательным устремлениям и
желаниям. Например:
«Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку!».
Но при этом не надо забывать и то, что «величайшее в великих – это материнское.
Отец- всегда только случайность»
Иными словами к Ницше и его трудам нельзя подходить с позиций однозначной
логики: Она по меньшей мере двузначна, но чаще всего многозначна и
определяется контекстом. Конечно, можно заявить, что все это вызвано больным
сознанием философа. Но не та ли эта болезнь, которая обостряет восприятие и
позволяет увидеть то, что недоступно так называемому здоровому разуму? Да и
где она, граница между здоровьем и болезнью у человека, пытающегося
«вывернуть» свой разум в мучительном процессе самопознания?
Философские поиски Ницше-это поиски морали для свободного человека на пути
разрушения традиционных ценностей, ориентация на которые разрушает
человечность, личность, а в конечном итоге и самого человека. Все
существовавшие и существующие морали, по мнению Ницше, не просто несут на
себе печать общества и условий его существования и выживания, но направлены,
и это главное, на обоснование и оправдание
обладания. Иными словами, они корыстны, а потому и антигуманны. Все, даже
так называемые общечеловеческие моральные ценности при внимательном их
рассмотрении оказываются ширмой, маскирующей корысть. Так не лучше ли сказать
об этом прямо, назвать вещи своими именами и либо отказаться от этих
«моральных» ценностей, либо жить в соответствии с ними? Но последнее вряд ли
возможно для человека, потребляющего и стремящегося к потреблению и живущего в
обществе- стаде. А потому все демократические движения, по мнению Ницше,
следуют этой морали стадных животных, имеющей свои корни в христианстве (см.:
По ту сторону добра и зла: Прелюдия к философии Будущего// Ницше Ф. Соч.:В 2-х
т. Т.2). И вполне естественной и логичной выглядит ницшевская критика
христианства и христианской морали, ибо эта критика есть следствие неприятия
буржуазно-либерального духа христианства и буржуазного рационализма.
Философия Ницше как философия жизни носит антропоморфный характер, возвращая
человека в природу и в тоже самое время очеловечивая природу, наделяя её
антропоморфными чертами, и прежде всего волей к власти. Принцип воли к
власти- основной динамический принцип философии Ницше- управляет развитием и
человека, и мироздания. Отсюда жизнь есть абсолютная реальность, и она
постижима из себя самой. И человеческая душа, человеческий интеллект
порождены жизнью и включены в неё. Здесь можно углядеть определенное
биологизаторство, определенную редукцию духовного к биологическому. Но это
только одна сторона ницшеанской философии жизни. Можно заметить и другую
|
|
сторону, связанную с постоянным поиском людьми своих связей с мирозданьем. И
признание естественности души в жизни, их слитности с мирозданием. И
признание естественности души в жизни, их слитности с мирозданием выглядит
вполне логичным в контексте таких поисков. Тогда и безумие философии Ницше
предстает не иррациональным, а вполне естественным в предпринимаемых
философом попытках выявить определяющее в развитии личности через принцип
воли к власти, управляющий миром и человеком, особенно если этот принцип
толковать так же широко, как это делает
Ницше.
По Ницше, воля к власти- это не просто стремление к господству сильного над
слабым, но и стремление сделать слабого сильным. Слабость относительна и
определяется, с одной стороны, положением человека среди других людей, а с
другой – степенью самопознания личности. Личность свободна и сильна, если она
осознаёт себя личностью,
которая может поступать и поступает в соответствии с этим осознанием. Но
осознание не только индивидуально, оно ещё социально и исторично. И только
при выполнении всех этих условий мы имеем действительно свободного и
морального человека. Живущего в свободном и моральном обществе. Идеалом
здесь является свобода не в христианском понимании, которая есть несвобода,
внутреннее порабощение, смирение перед силой, а свобода античности и
Возрождения – в свободном обществе подобный культ, навязанный
христианским лицемерием, невозможен. Переход же к такому обществу возможен
не на пути насильственного уничтожения существующего общества несвободы, ибо
всякое насилие порождает новое насилие, а именно на пути возрождения идеала
свободной сильной человеческой личности.
Известно, что до революции философия Ницше была чрезвычайно популярна в
России. Совпадение, резонанс свободолюбия русской интеллигенции. Ищущей пути
понимания сущности свободы в контексте космизма и связанного с этим
индивидуализма в лучшем смысле этого слова- в смысле суверенитета личности –
со свободомыслием Ницше, с его свободолюбием и неприятием вещного,
|
|
стяжательского прагматизма, христианского двоемыслия обусловили понимание,
хотя и критическое, взглядов Ницше.
Ницше включает в философию два средства выражения- афоризм и стихотворение;
формы, сами по себе подразумевающие новую концепцию философии, новый образ и
мыслителя, и мысли. Идеалу познания, поискам истинного он противопоставляет
толкование и оценку. Толкование закрепляет всегда частичный,
фрагментарный «смысл»
некоего явления; оценка определяет иерархическую «ценность» смыслов,
придает фрагментам цельность, не умаляя и не упраздняя при этом их
многообразия. Именно афоризм являет собой как искусство толкования, так и
нечто толкованию подлежащее; стихотворение – и искусство оценки, и нечто
оценке подлежащее. Толкователь- это физиолог или врачеватель, тот кто
наблюдает феномены как симптомы и говорит афоризмами. Ценитель – это
художник, который наблюдает и творит «перспективы», говорит стихами. Философ
должен быть художником и врачевателем, одним словом,- законодателем.
Такой тип философа является к тому же древнейшим. Это образ мыслителя -
досократика, «физиолога» и художника, толкователя и ценителя мира. Как
понимать эту близость будущего и первоначального? Философ будущего
является в то же время исследователем старых миров, вершин и пещер, он творит
не иначе, как силой воспоминания. том, что было по существу забыто. А
забыто было, по Ницше, единство мысли и жизни. Единство сложное: жизнь в нем
ни на шаг не отступает от мысли. Образ жизни внушает манеру мысли, образ
мысли творит манеру жизни. Мысль активизируется
жизнью, которую в свою очередь утверждает мысль. У нас не осталось даже
представления об этом досократическом единстве мысли и жизни. Остались лишь
те примеры, где мысль обуздывает и калечит жизнь, переполняя её мудростью,
или те, где жизнь берёт своё, заставляя мысль безумствовать и теряясь вместе
с ней. Не осталось иного выбора: либо ничтожная жизнь, либо безумный
мыслитель. Либо жизнь слишком мудрая для мыслителя, либо мысль слишком
безумная для человека здравого.