Для понимания истоков философии Ницше важное значение имеет его ранняя,
неоконченная и неопубликованная при жизни работа «Философия в трагическую
эпоху
Греции». Здесь Ницше резко противопоставляет две эпохи в развитии
древнегреческой философии: эпоху ранних греческих философов, досократиков, и
эпоху, начавшуюся с деятельности Сократа. В противоположность традиционной
точке зрения о «наивности» досократиков по сравнению с Сократом, Платоном,
Аристотелем и их эллиническими последователями, Ницше доказывает, что
досократики обладают явными преимуществами перед последними. Не системность, не
рациональная строгость, а соответствие основным интенциям развития человека
и культуры – вот в чем Ницше видит значение философии.
Этот критерий заставляет его отдать предпочтение философам-досократикам перед
более
поздними греческими философами. Первые были в согласии со своей эпохой, с её
естественным и цельным развитием, в то время как последние думали уже только о
|
|
своем собственном будущем, а не о будущем человека и культуры.
В самых ранних работах Ницше проступает два важнейших принципа, на которых будет
строиться всё его «зрелое» мировоззрение. Во-первых, это представление о
«пластичности», непредсказуемой изменчивости культуры и самого человека,
представление, заставляющее Ницше считать важнейшим философским понятием
понятие становления. Во-вторых, это убеждение в первостепенном значении
философии как реального фактора, способного как помочь развитию человека и
культуры, так и воспрепятствовать этому развитию, провести культуру к застою и
даже деградации(позже эта тема особенно ярко зазвучит в применении к
«негативной» роли христианства).Философия, по Ницше, это особый образ жизни,
связанный с пониманием самой сущности жизни и, значит, со способностью
руководить ходом истории и развитием культуры. «Для меня, - пишет Ницше, -
философ имеет значение ровно настолько, насколько он может давать пример. Что
своим примером он может увлечь собою целые народы, - в этом нет сомнения; это
показывает история Индии, которая почти тождественна с историей индийской
философии».
Не удивительно, что среди ранних греческих философов в качестве самого
значительного и наиболее близкого себе Ницше выделяет Гераклита, ведь именно
Гераклит впервые выразил идею становления, развития всего сущего. Ницше
особенно подчеркивает,
Что Гераклит в отличие от более поздних философов, также признававших
универсальность становления, отрицает наличие некоего сверхэмпирического мира,
в котором господствует неизменность. Он не боится признать становление
|
|
абсолютным качеством бытия и не ищет для мысли опоры в некотором «вечном» и
«неизменном» мире. Ницше также высоко оценивает стремление Гераклита к
конкретному, интуитивному мышлению, избегающему абстракций, «иссушающих»
все живое и становящееся.
Для понимания подлинного смысла идей Ницше очень многое дает его первая
известная книга «Рождение трагедии». Её основная метафизическая конструкция
лаконично выражена в предисловии, написанном через много лет после первой
публикации
этой работы, фактически в конце сознательной творческой жизни её автора. Как
пишет Ницше, «вся книга признает только художественный смысл, явный или
скрытый, за всеми процессами бытия- «Бога»,если вам угодно, но конечно,
только совершенно беззаботного и неморального Бога- художника, который как в
созидании, так и в разрушении, в добром, как и взлом, одинаково стремиться
ощутить свою радость, свое самовластие, который, создавая миры, освобождается
от гнета полноты и переполненности, от муки сдавленных в нем противоречий.
Мир, в каждый миг своего существования (есть) достигнутое спасение Бога, как
вечно сменяющееся, вечно новое видение, предносящее преисполненному страданий,
противоположностей, противоречий, который способен найти свое спасение лишь в
иллюзии.». Типично гностическая мифологема «страдающего Бога»,несущего в себе
неразрешимые противоречия. Ницше ясно подчеркивает смысл своего принципиального
расхождения с Шопенгауэром и Кантом. Для последних признание мира только
«представлением» означает приговор миру, отказ от «доверия» к миру, это ведет
к тому, что «за» миром постулируется некая «подлинная» реальность; для Ницше
же цель, как он сам формулирует, - научиться «искусству посюстороннего
утешения », позволяющему принять наш мир и нашу жизнь в качестве
главной ( если не единственной)
сферы бытия.
Кажется, что последнее суждение вступает в противоречие с многочисленными
утверждениями, разбросанными по всему тексту работы, о том, что феномен
дионисийства непосредственно отражает связь человека с Первоединым.
Первоединое в этом контексте выступает как та «потусторонняя» метафизическая
сущность, за полагание которой Ницше критикует всю классическую философию и
Шопенгауэра. Однако как раз в этом пункте Ницше решительно отходит от
буквального следования Шопенгауэру и начинает движение к новой метафизической
конструкции, устраняющей разделённость двух миров – земного (пространственно-
временного, эмпирического) и божественного (вечного, сверхэмпирического).
Помогает ему в этом всё тот же Гераклит. Его идея посюстороннего
первоединого (мирового огня) позволяет преодолеть наваждение платоновского
дуализма и наметить контуры новой метафизики, в которой трансцендентный Абсолют
оказывается одновременно имманентным нашей земной реальности.
Переходный характер «Рождения трагедии»,причудливое соединение в этой работе
ещё непреодолённых чужих влияний и вызревающих новаторских идей наглядно
отражается в том, что этот трансценденто-имманентный Абсолют Ницше называет и
Первоединым и жизнью. Второе предвосхищает главную составляющую
будущей философии Ницше – метафизическую интерпретацию «жизни», как
иррациональной основы всего сущего. При этом в «Рождении трагедии» более ясно
и прямо, чем в последующих работах, выступает связь утверждения об
универсальности жизни с признанием центрального положения человека в бытии,
благодаря чему жизнь как абсолютное начало всего сущего почти отождествляется с
«жизненной силой» (позже она получит название воли к власти),
прорывающейся в каждой личности. Ведь отдельный человек находится в
|
|
нерасторжимой связи с Первоединым (жизнью), и эта связь постоянно
«подтверждается» его диониссийскими состояниями,в то же время весь остальной (
«неживой») мир есть только представление
Первоединого и, значит, представление личности.
То, что именно человеческую личность Ницше понимает в качестве единственной
адекватной формы «явления» Первоединого, или жизни, в «Рождении трагедии»
становится ясным из анализа образа эсхиловского Прометея.. Мифу о Прометее и
соответствующему образу трагедии Эсхила Ницше придаёт универсальное значение,
считая этот миф выражением «сущности всего арийского мира». Если учесть, что
через противопоставление арийского и семитского мира Ницше описывает различие
«истинного» и «ложного» пути культуры и человека – движения (через
внедрение в сознание людей и в культуру понятий вины, греха и долга)- с
другой, станет ясно, что интерпретация мифа о Прометее в его работе выступает
как символическое отражение единственно верного отношения человека к своей
жизни и к своей судьбе.
«Несчастье, коренящееся в сущности вещей, которое сознательный ариец не
склонен отрицать путем кривотолков, противоречие, лежащее в самом сердце
мира, открывается ему как взаимное проникновение двух различных миров,
например божественного и человеческого, из коих каждый как индивид прав, но,
будучи отдельным и рядом с каким-либо другим, неизбежно должен нести
страдание за свою индивидуацию. При героическом порыве отдельного ко
всеобщности, при попытке шагнуть за грани индивидуации и самому стать единым
существом мира – этот отдельный на себе испытывает скрытое в вещах
изначальное противоречие, т.е. он вступает на путь преступлений и страданий».
Очевидно, что в данном контексте противоположность божественного и
человеческого Ницше понимает не в духе платоновского дуализма истинного и
иллюзорного бытия, а в смысле гностических ересей христианства (манихейство)
и древневосточных религиозно-философских систем (зороастризм) – как
|
|
внутреннюю противоречивость единственного, «посюстороннего» мира. Подобно тому,
как в гностических ересях признание этого «внутримирового» дуализма вело к
резкому усилению значения личной позиции человека в борьбе двух сил мироздания,
так и с помощью своей интерпретации мифа о Прометее Ницше обосновывает
своеобразный титанизм, предельно возвышающий человек. Поскольку его основа –
принцип единства-тождества человека с Первоединым, то оказывается, что
прометеевское, титаническое начало является непосредственным отражением и
реализацией в каждый момент жизни человека дионисийского начала в нём.
«Титаническое стремление стать как бы Атлантом всех отдельных существ и на
сильных плечах нести их все выше и выше, все дальше и дальше и есть то, что
объединяет прометеевское начало с дионисическим».
Впрочем, необходимо отметить, что эта тема – тема прометеевского,
титанического начала в человеке, ответственности человека за свою позицию в
борьбе полярных начал мироздания – в «Рождении трагедии» появляется лишь в
одном эпизоде(при анализе эсхиловской трагедии о Прометее) и слабо связана с
главной линией рассуждений Ницше. Более ярко и прямо эта тема зазвучит в
статьях из цикла «Несвоевременные размышления»,
созданные вслед за первой книгой Ницше. Именно в этом аспекте указанные
статьи представляют особый интерес для понимания исходных принципов
философской антропологии Ницше.
Прежде всего необходимо заметить, что нигде в других сочинениях философа мы не
находим столь решительного утверждения идеи абсолютной уникальности каждой
личности. Ницше настаивает на том, что эта уникальность является по существу
только заданной, а не данной, личность призвана к тому, чтобы всю свою жизнь
посвятить раскрытию своего внутреннего неповторимого содержания, своей
уникальности. «В сущности, - пишет Ницше, - каждый человек хорошо знает, что он
живет на свете только один раз, что он есть нечто единственное и что даже
редчайший случай не сольёт уже вторично столь дивно- пестрое многообразие в то
единство, которое составляет его личность; он это знает, но скрывает, как
нечистую совесть, - почему? Из страха перед соседом, который требует
условности и сам прячется за неё.Одни лишь художники ненавидят это небрежное
щеголяние в чужих манерах и надетых на себя мнениях и обнажают тайну, злую
совесть каждого, - положение, что каждый человек есть однажды случающееся
чудо.». Главная проблема нашего существования в том, что мы подчиняемся
общепринятому, живем в соответствии с всеобщими нормами и требованиями среды и
тем самым теряем свою уникальность, т.е. теряем себя; «никто не
осмеливается проявить свою личность, но каждый носит маску или образованного
человека, или ученого, или поэта, или политика».
Принимая невозможность реализации идеала уникальности и неповторимости в жизни
каждого человека, Ницше уточняет этот тезис в том смысле, что каждый человек
должен отдать свою жизнь служению делу создания грядущих совершенных
личностей. В своей работе «Шопенгауэр как воспитатель» Ницше говорит:«Ибо
вопрос гласит ведь так: каким образом твоя жизнь – жизнь отдельного человека –
может приобрести высшую ценность и глубочайшее значение? При каких условиях она
менее всего растрачивается даром? Разумеется, лишь в том случае, если ты живешь
для пользы редчайших и ценнейших экземпляров, а не для пользы большинства, т.е.
экземпляров наименее ценных, если брать их поодиночке. И именно этот образ
мыслей нужно внедрять и укреплять в каждом молодом человеке, чтобы он смотрел
на себя как на неудавшееся произведение природы, но вместе с тем как
свидетельство величайших и чудеснейших намерений этой художницы; ей не удалось
это – должен он сказать себе – но я хочу почтить её великое намерение тем, что
буду стараться, чтобы когда-либо ей это лучше удалось».
Здесь мы сталкиваемся с характерным противоречием во взглядах Ницше, которое и в
дальнейшем, хотя и не в столь явной форме, останется главным противоречием его
философии. Та метафизическая модель человека, которая лежит в основе всех его
размышлений, безусловно, предполагает, что именно отдельная личность, во всей
её конкретности и полноте, является центром бытия, только в этом случае
приобретает глубокое оправдание борьба Ницше с традиционным пониманием
человека, предполагающим приоритет всеобщей духовной субстанции над отдельными
эмпирическими индивидами. Как мы только что видели, в одной из своих ранних
работ Ницше прямо провозглашает первичность отдельной личности, абсолютное
значение её неповторимой индивидуальности. Тем не менее при конкретной
разработке своего учения и его (метафизическом) становлении он приходит к
тезису, вступающему в непримиримое противоречие с этой идеей: он утверждает,
что абсолютность личностного бытия не может быть реализована в
каждой личности, и, значит, огромное количество «низших» личностей в своем
существовании не могут быть признаны самодостаточными, значимыми сами по себе,
а должны рассматриваться только как «материал», как промежуточные «пробы» для
проявления «высших» личностей. Именно эта тенденция при её прямолинейном
проведении и при полном забвении первой, противоречащей ей тенденции, ведет к
тому упрощенному варианту «ницшеанства», который создал миф о Ницше как
антигуманисте и проповеднике войны и насилия.
Для правильной оценки мировоззрения немецкого философа нужно постоянно помнить о
присутствии в его философии обеих тенденций и, кроме того, учитывать,
что вторая тенденция не должна пониматься в вульгарно - биологическом смысле,
в том смысле. Что миллионы жизней служат только «унавоживанию» почвы,
необходимому для появления отдельных «высших» индивидов. Даже проведенная
цитата позволяет утверждать, что для Ницше значение неудачных экземпляров
человеческого рода состоит не в том, что они служат грубым «материалом» для
появления «высших», а в том, что они своим пониманием идеала
человеческого развития и своей неудовлетворенностью собственной жизнью
вносят в культуру мощный заряд устремления к этому идеалу. Каждая
новая личность, входящая в жизнь и в культуру, под воздействием этого заряда с
большей энергией и настойчивостью ищет истинной жизни и борется за полноту
своей уникальности, за полноту воплощения идеала. В конечном счете именно эта
непрекращающаяся борьба индивидов за свое совершенство, передающееся «по
наследству» через культуру, и должна привести к появлению «высших»
представителей человечества. Такая интерпретация идей Ницше подразумевает, что
жизнь (и воля к власти как её сущность) реализуется в человеке прежде всего
через его творческие усилия по созиданию культуры. Не вызывает никаких
сомнений, что в своих ранних работах Ницше именно так использует понятие жизни,
а биологические аналогии являются только аналогиями. Лишь в поздних работах (
особенно в книге «По ту сторону добра и зла») эти аналогии приобретают
самодовлеющий характер, и возникает тенденция к чисто биологической
интерпретации понятий жизни и воли к власти. Однако целостное восприятие всего
комплекса идей Ницше заставляет признать этот сдвиг в сторону биологизма,
скорее, следствием его нарочитого радикализма, постоянного желания эпатировать
благонамеренного обывателя..