Микротехнологии «Отказ»

Данная технология лежит в сфере современных психотехник и иногда используется для манипулирования людьми и понятиями. По этой причине некоторые психологические аспекты данной технологии авторами не упоминаются.
При реализации данной технологии необходимо использовать фактор неожиданности, избегая стандартных решений и осознания необходимости постоянно находиться в рамках нравственной ответственности за сделанный выбор.

Алгоритм проведения:
1. Разбор семантики слов означающих отказ;
2. Абстрактное определение ситуаций, когда отказ необходим.
3. Ранжирование общественных норм поведения в ситуациях, когда отказ необходим, а ты не можешь отказать
Пример: меня просят совершить:

· преступление;

· обман;

· мелкий проступок;

· поступок, отвлекающий от серьезных правонарушений;

· действие, оскорбляющее достоинство других людей;

· действие, оскорбляющее личное достоинство и т. д.

4. Обобщение: общие понятия и конкретные ситуации.
5. Розыгрыш ситуации:
а) Доброволец выходит на середину аудитории и в быстром темпе отказывает на 4 любые просьбы, которые придумывают сами учащиеся;
б) Открытые высказывания участников:

· как просим;

· о чем просим;

· была ли возможность согласиться;

· как прозвучал отказ;

· обидел ли отказывающий просителя;

· как ты сформулировал бы отказ.

в) Учащиеся разбиваются на тройки. Им предлагается распределить роли:

· проситель;

· отказывающий;

· наблюдатель-консультант.

Установка:

· просьба должна быть значимой, имеющей веские причины;

· отказ должен быть культурно сформулирован, иметь веские аргументы и произноситься вежливо, чуть извиняющимся тоном;

· третий человек, чаще всего признается лишним. Его задача – отследить происходящее событие, оценить, постараться попросить отойти в сторону менее понравившегося участника и дать ему советы, рекомендации;

· советы – рекомендации (при наличии времени участники меняются ролями).

г) Наблюдатели предлагают на конкурс наиболее удачные, на их взгляд, ситуации. При проведении конкурса наблюдатели комментируют происходящее и предлагают его рекламное обеспечение.
6. Дискуссионные качели:
На левый ряд рассаживаются участники, которые считают, что легче просить, чем отказывать. На правом ряду рассаживаются участники, считающие, что всегда легче отказать, чем просить. Технолог-педагог присоединяется к наиболее малочисленной и слабой группе. Группа «Просящие» готовит аргументы, почему просить легче. Группа «Отказывающие» готовит аргументы, почему отказывать легче. Начинает группа, в которой находится педагог, другая группа в любых случаях должна доказать, что их оппоненты неправы. Затем группы меняются местами.
7. Подведение итогов:
Какую цель Вы ставили перед собой?

· до начала занятий;

· во время занятий;

· сейчас.

Что Вы узнали нового?

· на занятии;

· до занятий.

Чему Вы научились во время проведения занятий?
Вы сейчас видите себя в разыгрываемой роли или личностью, получившей навыки поведения и способной использовать их в различных ситуациях (опрос идет фронтально с элементами индивидуальной работы).
Проассоциируйте себя с всадником:

· на каком коне;

· по какой местности;

· с какой скоростью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: