Данная технология лежит в сфере современных психотехник и иногда используется для манипулирования людьми и понятиями. По этой причине некоторые психологические аспекты данной технологии авторами не упоминаются.
При реализации данной технологии необходимо использовать фактор неожиданности, избегая стандартных решений и осознания необходимости постоянно находиться в рамках нравственной ответственности за сделанный выбор.
Алгоритм проведения:
1. Разбор семантики слов означающих отказ;
2. Абстрактное определение ситуаций, когда отказ необходим.
3. Ранжирование общественных норм поведения в ситуациях, когда отказ необходим, а ты не можешь отказать
Пример: меня просят совершить:
· преступление;
· обман;
· мелкий проступок;
· поступок, отвлекающий от серьезных правонарушений;
· действие, оскорбляющее достоинство других людей;
· действие, оскорбляющее личное достоинство и т. д.
4. Обобщение: общие понятия и конкретные ситуации.
5. Розыгрыш ситуации:
а) Доброволец выходит на середину аудитории и в быстром темпе отказывает на 4 любые просьбы, которые придумывают сами учащиеся;
б) Открытые высказывания участников:
|
|
· как просим;
· о чем просим;
· была ли возможность согласиться;
· как прозвучал отказ;
· обидел ли отказывающий просителя;
· как ты сформулировал бы отказ.
в) Учащиеся разбиваются на тройки. Им предлагается распределить роли:
· проситель;
· отказывающий;
· наблюдатель-консультант.
Установка:
· просьба должна быть значимой, имеющей веские причины;
· отказ должен быть культурно сформулирован, иметь веские аргументы и произноситься вежливо, чуть извиняющимся тоном;
· третий человек, чаще всего признается лишним. Его задача – отследить происходящее событие, оценить, постараться попросить отойти в сторону менее понравившегося участника и дать ему советы, рекомендации;
· советы – рекомендации (при наличии времени участники меняются ролями).
г) Наблюдатели предлагают на конкурс наиболее удачные, на их взгляд, ситуации. При проведении конкурса наблюдатели комментируют происходящее и предлагают его рекламное обеспечение.
6. Дискуссионные качели:
На левый ряд рассаживаются участники, которые считают, что легче просить, чем отказывать. На правом ряду рассаживаются участники, считающие, что всегда легче отказать, чем просить. Технолог-педагог присоединяется к наиболее малочисленной и слабой группе. Группа «Просящие» готовит аргументы, почему просить легче. Группа «Отказывающие» готовит аргументы, почему отказывать легче. Начинает группа, в которой находится педагог, другая группа в любых случаях должна доказать, что их оппоненты неправы. Затем группы меняются местами.
7. Подведение итогов:
Какую цель Вы ставили перед собой?
|
|
· до начала занятий;
· во время занятий;
· сейчас.
Что Вы узнали нового?
· на занятии;
· до занятий.
Чему Вы научились во время проведения занятий?
Вы сейчас видите себя в разыгрываемой роли или личностью, получившей навыки поведения и способной использовать их в различных ситуациях (опрос идет фронтально с элементами индивидуальной работы).
Проассоциируйте себя с всадником:
· на каком коне;
· по какой местности;
· с какой скоростью.