Понимаем ли мы своих детей?

Очень часто родители не желают понять ребенка, увидеть себя его глазами. Поэтому, чтобы изменить поведение ребенка и его са­мого в лучшую сторону, родителям прежде всего нужно изменить себя. Понять это нелегко. Ведь для этого потребуется преодолеть инерцию стереотипов отношения к детям. И самый живучий из них - взгляд на ребенка как на послушного исполнителя воли взрослого.

Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители вольно или невольно воспитывают его прежде всего своим собственным поведением, отношением с другими членами семьи и друг с другом.

Дети очень часто видят и то, что мы хотели бы скрыть от них.

Часто родители, предъявляя требования ребенку, на его вопрос «Почему это надо делать?» говорят: «Не рассуждай!», «Так надо!», «Не твоего ума дело!» - и тем самым лишают его возможности ак­тивно включиться в процесс саморазвития. Но практика подобного воспитания постоянно убеждает нас в том, что ребенок не стано­вится таким, каким его желает сделать такой «воспитатель».

Запреты родителей - «не бери», «не трогай», «не ходи», «не лезь», «не мешай» - и наказания за их нарушение оказываются серьезной помехой на пути активного развития ребенка и обрете­ния им нравственного опыта. Чтобы ребенок стал добрым, забот­ливым, нужно предоставить ему возможность проявлять доброту и заботу о других людях и непременно не только радоваться его доб­рым делам, щедрости, отзывчивости, но и самим всегда и везде по ступать так же, никогда и ни в чем не допуская расхождения между словом и делом.

В воспитании, пожалуй, самое трудное - понять причины пове­дения ребенка. Вообще, сегодня проблема понимания людьми друг друга - одна из основных. И недаром большинство подростков на вопрос исследователей «Что такое счастье?» ответили: «Это когда тебя понимают!».

Понять человека — это и значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать опреде­ленным образом. Понять другого - это встать на его позицию, «влезть в его шкуру». Но люди все такие сложные, такие разные! А дети для нас — еще сложнее. Мы ведь забыли, какими были в их возрасте.

2. Умеем ли мы правильно попросить ребенка?
Чтобы ребенок выполнил вашу просьбу, соблюдайте следую­щие правила:

• обращайтесь к ребенку доброжелательно, вежливо, исключите командный тон;

• старайтесь вызвать у ребенка ответственное отношение к вы­полнению вашего задания;

• обращаясь к ребенку с просьбой, дайте ему инструкцию ее выполнения;

• не просите ребенка выполнить то, что ему сделать не по си­лам. Сначала научите;

• выразите родительскую признательность за выполненную ра­боту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: