Восприятие музыки – вид активной психической деятельности, который не сводится только к знакомству с музыкальным произведением. Это – выявление содержания образа, различение отдельных средств выразительности, узнавание, сохранение в памяти и воспроизведение музыкального образа.
Восприятие – сложный процесс, в котором участвуют различные органы чувств, образуются сложные рефлекторные связи. В психологии восприятие – отражение предметов или явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т.д.), действующих в данный момент на органы чувств. Воспринимая, мы выделяем группу ощущений, объединяем их в целостный образ, осмысливаем его, привлекая прошлый опыт (узнавание предметов и явлений с помощью мышления, памяти, воображения).
Активная часть восприятия – движение. Это – движения глаз, рук, корпуса, которые позволяют охватить воспринимаемый образ.
Эстетическое восприятие - способность чувствовать красоту окружающего мира, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное. В эстетическом восприятии преобладает чувственная сторона.
|
|
Музыкальное восприятие – частный вид эстетического. Это – способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание (образ) как художественно-образное отражение действительности.
Восприятие связано с задачей формирования вкуса, т.е. с проблемой предпочтений, оценки, выбора. Необходимо учить воспринимать музыку, уметь общаться с ней, слышать. Этому помогает художественно-педагогический анализ. На уроке – это анализ-беседа, анализ-разбор. Он основывается на глубоком искусствоведческом домашнем анализе учителя. В ходе анализа соблюдаются принципы дидактики:
− научность (школьники получают верные, не искажённые сведения при относительной глубине анализа;
− воспитывающий характер обучения (освоение знаний о средствах выразительности, других знаний, эстетическая оценка воспринимаемого, эмоциональное переживание образа);
− доступность (анализ проводится в доступной форме, учитывает особенности и уровень развития);
− систематичность (последовательное приобщение к музыке, понимание закономерностей музыкального языка);
− прочность усвоения знаний (показатель – это уровень интереса, сформированности музыкальных знаний и навыков).
Осуществляя анализ музыкального произведения, нельзя допускать формальности (вычленяя отдельные элементы, сохранять целостность образа, сопровождать все пояснения музыкальными примерами). В ходе анализа использовать иллюстрации, стихи, ассоциации, раскрывать объективные качества произведения, избегая субъективности в оценке изучаемого материала.
|
|
Значении слушания музыки на уроке:
− формирование музыкального вкуса, развитие интересов, музыкальных потребностей;
− развитие эмоциональной сферы;
− развитие музыкального мышления, нравственности;
− развитие творческих способностей, накопление музыкального и жизненного опыта;
− формирование умений, навыков слушания.
Средства активизации процесса восприятия:
− отбор музыкальных произведений с учётом их художественной ценности, доступности, увлекательности, потребностей общения с прекрасным;
− слушание известных сочинений в новом звучании (например, оркестровое звучание вокального сочинения);
− сравнение трактовок исполнения музыкальных произведений;
− выразительное исполнение музыки, яркие комментарии, создающие эмоциональный настрой;
− привлечение иллюстраций, литературных цитат, стихов);
− вокализация тем музыкальных произведений.