Урок в системе деятельностного подхода

Деятельностный подход в обучении

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой

Что же такое деятельностный подход?

Деятельностный подход, опирающийся на работы Льва Семёновича Выготского, Петра Яковлевича Гальперина, Алексея Николаевича Леонтьева, Сергея Леонидовича Рубинштейна и развитый в трудах Бориса Циреновича Бадмаева, Василия Васильевича Давыдова, Даниила Борисовича Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.

Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».

Какова цель обучения в рамках деятельностного подхода?

Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. Пётр Яковлевич Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Т.о. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не простые знания.

Урок в системе деятельностного подхода.

Представляю Вашему вниманию урок в 5 классе на тему "Словосочетание", проведённый в рамках деятельностного подхода.

Цель урока: формирование способа действий при определении вида словосочетания по главному слову.

Планируемые результаты:

— Предметные: дети отличают словосочетания от грамматической основы, определяют вид словосочетания по главному слову, знают их структуру, выделяют словосочетания из предложения.

— Метапредметные: самостоятельно прогнозируют тему урока, цели, задачи; умеют сопоставлять языковые явления; моделируют глагольные, именные, наречные словосочетания.

— Личностные: умеют работать с информацией, приобщаются к красоте родного края, узнают интересные факты об озере Байкал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: