работа «Социальная и культурная динамика»
Сорокин считал, что человеческую культуру можно разделять на два противоположных, взаимно несовместимых типа.
«Каждый тип культуры имеет свою собственную ментальность; собственную систему знаний, философию и мировоззрение; свою религию и стандарты "святости"; собственные представления о том, что правильно и неправильно; форму искусства и литературы; собственные мораль, законы, нормы поведения; доминирующие формы социальных отношений; собственную экономическую и политическую организацию, и, наконец, свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением».
Умозрительная культура характеризуется следующими признаками:
1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, дао, Брахма); она вечна и неизменна;
2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности);
3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.
Истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и потому она абсолютна и вечна; идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, Град Господень, слияние с Брахмой).
Признаки чувственной культуры прямо противоположны:
1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется;
2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, секс, убежище, комфорт);
3) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.
Отсюда также вытекают два вывода:
истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому
она имеет временный и относительный характер.
Добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), и потому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.
Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов.
Она признает, что
реальность и материальна, и сверхъестественна;
потребности и цели людей и телесны, и духовны;
удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения.
«Признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, они обладают позитивной ценностью».
Именно в периоды господства идеалистической культуры человечество делает выдающиеся открытия, определяющие несколько веков последующего развития культуры.
Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса по преобладающему типу культуры.
Греция, VIII—VI в. до н.э.— умозрительная культура;
Греция, V в. до н.э.— идеалистическая культура;
Рим, IV в. до н.э.—IV в. н.э.— чувственная культура;
Европа, IV—VI в. н.э.— идеалистическая культура;
Европа, VI—XII в. н.э.— умозрительная культура;
Европа, XII—XIV в. н.э.— идеалистическая культура;
Европа, с XIV в. н. э. по настоящее время — чувственная культура.