Сущность профессионального самоопределения

Важнейшим критерием осознания и производительности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, создавать свою профессиональную жизнь, ответственно постановлять решения относительно выбора профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью на протяжении всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается. Значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (или конкретной профессии), осмысление своей профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становится важным компонентом жизни человека. Иногда, возникает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяготиться, подвергает испытанию неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденного изменения профессии и места работы.

Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, которые требуют от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализу и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятие решения о выборе профессии или ее изменении, уточнение и коррекции карьеры, решение других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем объясняют понятием профессиональное самоопределение. Естественно, что такое сложное психологическое явление не могло получить „единственно правильное” объяснения в психологической науке.

А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил как центральное понятие самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимой для него деле. В его концепции близкими к понятию „самоопределение” являются такие понятия, как „самоактуализация”, „самореализация”, „самоосуществление”.

П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность личности строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность.

Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его „...как важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества „делателей” чего-то полезного, сообщества профессионалов”.

Довольно значимой для предмета рассмотрения - профессионального самоопределения - есть мысль Е.А. Климова о том, что выбор профессии, кажущийся временами легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле „мгновение плюс вся предыдущая жизнь”.

У личности в предшествующие года развития сложилось определенное отношение к разным областям труда, представление о многих профессиях и самооценка своих возможностей, ориентирование в социально-экономической ситуации, представление об „запасных вариантах” выбора профессии и многое другое, что характеризует состояние внутренней готовности к очередному профессиональному самоопределению. Обобщая логику рассуждений Е.А. Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно длится на протяжении всей профессиональной жизни.

Э.Ф.Зеєр считает, что профессиональное самоопределение анализируется во взаимосвязи разных сторон его проявления: формирование профессиональной карьеры, сферы применения и саморазвития личностных возможностей, области личностной самореализации.

Несомненным достоинством этой концепции есть системный подход при анализе профессионального самоопределения, однако ограничение проблемы исследования лишь возрастом ранней юности существенным образом обедняет эвристические возможности концепции.

Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С. Пряжникова. Постоянно подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он пишет: „Сущностью профессионального самоопределения есть самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации”.

Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса:

Профессиональное самоопределение - это выборочное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретно выбранной профессии.

Ядром профессионального самоопределения есть выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

Профессиональное самоопределение осуществляется на протяжении всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, изменение места жительства, аттестация, увольнение с работы и др.

Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:

Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценносно-моральная основа самоопределения).

Ориентирование в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности избранной работы.

Общее ориентирование в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели - мечты.

Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к далекой цели.

Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.

Представление о препятствиях, которые усложняют достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, которые оказывают содействие реализации намеченных планов и перспектив.

Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянное корректирование намеченных планов по принципу обратной связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: