Конфликты профессионального самоопределения

Самоопределение - это всегда утверждение соб­ственной позиции в проблемной ситуации. Професси­ональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. В самом деле, куда пойти учиться после окончания основной обще­образовательной школы? Какую выбрать профессию? Какова возможность трудоустройства по этой профес­сии? Каковы материальные возможности этой профес­сии? Чтобы определиться в проблемно-ориентационной ситуации, личности нужно соотнести свои потреб­ности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здо­ровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соот­нести с требованиями профессионального учебного за­ведения, профессии, специальности, конкретной тру­довой функции.

Нередко согласование всех этих позиций затруд­нено. Если иметь в виду еще и социально-экономи­ческие факторы, позиции родственников, то стано­вится очевидным, что профессиональное самоопре­деление, как правило, означает конфликт. Поскольку речь идет о самоопределении, то этот конфликт име­ет внутриличностный характер. Его разрешение осуществляется путем ревизии и коррекции профессиональных устремлений, и конечно, внутриличностный конфликт может разрешаться продуктивно и де­структивно.

Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:

1) рассогласованием составляющих направленно­сти: противоречиями между социально-профессио­нальными экспектациями и профессиональной дей­ствительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний (самооценки) и самоува­жением, между неосознаваемыми мотивами {стремле­ние к власти, подчинению) и ценностными ориентациями и др.;

2) несовпадением характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетент­ности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении ква­лификации и недостаточной профессиональной актив­ностью, между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию, между от­сутствием перспектив карьеры и уровнем профессио­нальной компетентности и др.;

противоречием между направленностью лично­сти на достижение успеха, карьеру, высокие мате­риальные блага и недостаточным уровнем развития социально-профессиональных способностей, ка­честв, психофизиологических свойств, состоянием здоровья и др.;

несовпадением представления о своих професси­ональных достоинствах и реальных профессиональных возможностей: противоречиями между «Я-возможным» и «Я-реальным», между «Я-идеальным» и «Я-деформи-рованным». Важнейшим конфликтообразующим факто­ром выступает мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценкой и обеспечивает непротиво­речивость «Я-образов»;

противоречиями между профессиональными возможностями, потенциалом, способностями и со­циальными ограничениями, обусловленными возрастом, полом, этнической принадлежностью, внешностью; между необходимостью профессиональной мо­бильности и отчетливо выраженной возрастной ри­гидностью; между потребностью в продолжении про­фессиональной карьеры и вынужденным уходом на пенсию и др.

Первая группа противоречий характерна для лиц, находящихся на стадии оптации, вторая проявляется на стадиях профессиональной подготовки и профадаптации, третья и четвертая - на стадиях профессиона­лизации и мастерства, пятая группа порождает конф­ликты на завершающей стадии профессионального становления.

Внутриличностные конфликты в отличие от меж­личностных человеком не всегда осознаются. Как правило, они проявляются в виде астенических эмо­циональных переживаний, подавленного настроения, фрустрации, повышенной раздражительности, агрес­сивности, тревожности и др. Симптомы эмоциональ­ного неблагополучия побуждают человека к поиску путей снятия психического напряжения. Разрешение внутриличностного конфликта профессионального самоопределения требует высокой психологической компетентности и не всегда под силу самому челове­ку. Психологическую помощь и поддержку в разре­шении этих конфликтов может оказать специально подготовленный практический психолог. Способы разрешения внутриличностных конфликтов зависят от характера противоречий, рассогласований, возни­кающих в процессе профессионального развития че­ловека.

Преодоление внутриличностных конфликтов про­фессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработ­ки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности, создания оптимистической профессиональной перс­пективы, усиления «авторства» своей профессио­нальной жизни, определения новых смыслов профес­сиональной деятельности, согласования амбивалент­ных установок и отношений, постоянного повышения своей квалификации, снижения уровня притязаний, самосохранения профессиональной целостности личности, предвидения возможных трудностей и потерь вынужденного увольнения или смены профес­сии, предупреждения возможных деформаций, кри­зисов и др.

Таким образом, можно выделить ряд типичных пси­хологических проблем, порождающих внутриличностные конфликты профессионального самоопределения:

рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: «Я-реального», «Я-воз-можного» и «Я-деформированного»;

несоответствие профессиональной квалификации уровню притязаний в области карьеры, материаль­ного и морального поощрения;

неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности;

противоречия между осознаваемыми и неосознава­емыми составляющими профессионального созна­ния.

Анализируя внутриличностные профессионально обусловленные конфликты, можно привести такие примеры: учитель считает себя прирожденным педа­гогом, наделенным математическими способностями, и преподает математику в старших классах. Ситуация бесконфликтная. Но вот если учительница считает себя музыкантом, но не попала ни в консерваторию, ни в театр, а вынуждена давать уроки пения, а то и просто работать в детском саду, то возникает внутриличностный конфликт. Он может приводить к разным послед­ствиям. Продуктивное разрешение конфликта - зна­чительное повышение профессиональной квалифика­ции и последующее увольнение. Деструктивный вариант: учительница мучается сама и мучает других, но иных возможностей заработка нет, о переквалифи­кации речь также не идет - вот и живет человек в со­стоянии постоянной фрустрации.

В процессе профессионального становления лич­ности постоянно возникают проблемы самоопределе­ния: при выборе профессионального учебного заведе­ния, профессии, специальности, при включении в профессиональный коллектив и т. п. - и всегда само­определение принимает характер конфликта, который становится основой кризисных явлений.

Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути являет­ся личностным аспектом формирования профессиона­ла. Профессиональное самоопределение сопровожда­ется построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанно­му и самостоятельному представлению, корректиров­ке и реализации перспектив своего развития, готовно­сти рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значи­мые смыслы в конкретной профессиональной деятель­ности. Самоопределяющаяся личность - это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные пла­ны, идеалы), что он есть (свои личностные и физичес­кие свойства), что он может (свои возможности, склон­ности), чего от него ждут коллектив, общество.

4. Факторы, влияющие на самоопределение личности:

Социальное положение семьи Материальное благополучие семьи Уровень образования родителей Случайные факторы подросткового и юношеского увлечений

Раннее профессиональное самоопределение обыч­но связано:

с неблагополучными семейными условиями;

с низкой успеваемостью в школе;

с недостаточно осознанным выбором специально­сти:

а) когда обращается внимание только на содержание и внешний престиж профессии без рассмотрения других факторов и возможностей.

Например, при выборе профессии геолога, ее ро­мантичности, не замечается других аспектов труда: трудностей экспедиций, их частоты и оторванности от дома.

б) когда профессии делятся только на «хорошие» (где все хорошо) и «плохие» (где все плохо). Содержательный анализ профессии не проводится.

Затягивание, откладывание самоопределения свя­зано:

А) с отсутствием устойчивых интересов; Б) с незрелостью личности.

Профессиональное самоопределение это повзросление, устойчивый образ «Я», самовыражение и т. д.

При самоопределении необходимо учитывать: возраст выбора профессии; уровень информированности; уровень притязаний оптанта.

Возраст выбора профессии

Чем младше возраст выбирающего профессию, тем вероятнее, что вы­бор несамостоятелен:

• по чьей-то подсказке;

• при недостаточности информа­ции о профессиях.

Уровень информированности:

о содержании будущей профес­сии;

о своих особенностях личности. Представляют себе характер, со­держание и условия будущей дея­тельности от 25 до 60 % будущих студентов вузов.

Уровень личных притязаний

Легче оценивают свои возможности, если оптанты в детстве чем-то занимались, чему-то научились, что связано с выбираемой профессией. Например, музыкой при жела­нии поступить в консерваторию. У большинства 15-17-летних юношей и де­вушек уровень притязаний завышен, что стимулирует их преодолевать трудности выбора профессии. Заниженные притязания не стимулируют положительного решения вопросов самооп­ределения.

Очень сильно на выбор профессии оптанта влия­ет семья.

Семья обычно заинтересована в профессиональ­ном определении своих детей:

домашние разговоры о проблемах на работе;

посещение рабочего места родителей;

внешние атрибуты их профессий, инструмент;

сама окружающая атмосфера.

Целенаправленно заниматься формированием профессиональной направленности ребенка надо с довольно раннего возраста:

специализированные школы, классы, кружки;

высказывать оценочные суждения относительно различных видов деятельности;

указывать на знакомых как носителей определен­ных профессий.

Авторитарные родители могут не считаться с ин­тересами ребенка, основываясь на своем опыте. Они сами определяют, что ему нужно, с какими умениями он будет лучше жить. Иногда выбирают для детей ту специальность, которую они сами хотели бы иметь, но в силу ка­ких-то обстоятельств не приобрели. Могут принижать способности ребенка и сразу ограничивают потолок его стремлений. Диктат родителей может привести к тому, что, проучившись, проработав, человек понимает: надо менять специальность и заново строить жизнь.

Дети могут активно протестовать против решений своих родителей, а могут молчаливо их принять. Пос­леднее может быть следствием низкого уровня личност­ной рефлексии.

Мотивы выбора профессии

В настоящее время основными мотивами выбора профессии являются:

1. Материальный (основной). Высокая зарплата.

Это результат переживания экономиче­ского спада и массовой безработицы. Молодежь, со­здавая семьи, приобретая образование, вынуждена ра­ботать в иной сфере деятельности, чем та, которую они выбрали бы исходя из своих желаний и способностей.

Родительские установки. Подчеркнем, что се­мья служит моделью определенного образа жизни и является для ребенка источником жизненных ценнос­тей и убеждений. Родители привлекают детей к своей профессиональной деятельности: художника, музыкан­та, экономиста, юриста и др.

Интерес к профессии.

Если интерес связан с наличием знаний и умений в определенной области, то человек сможет самоак­туализироваться, добиться успеха, проявить творчество.

Если интерес чисто внешний, навеянный роман­тикой литературных произведений, кинофильмов и др., то при столкновении с «буднями», неподготовленнос­тью к ним возникает разочарование. В результате сме­на профессии.

Общественный престиж. Профессия выбирает­ся исходя из того, как оценивается она в настоящий момент обществом. Высоко оцениваются профессии: эко­номиста, банковского работника, бухгалтера, продавца, предпринимателя, юриста и др.

Полоролевые факторы. Женщины предпочита­ют такие профессии, которые позволят им уделять больше внимания семье. Работа с неполным рабочим днем или не требующая много сил. Выбираются про­фессии традиционно женские: врача, педагога, воспи­тателя. Мужчины предпочитают профессии, связанные с наукой, производством, организационно-управленческой деятельностью, политикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: