Основной период обучения грамоте

Рассмотрим содержание работы в основной период обучения грамоте по различным программам начального обучения.

Традиционная программа. Авторы: В.Г.Горецкий и др. Учебник «Азбука».

Задачи основного этапа.

- Изучить все звуки и буквы.

- Научиться правильно соотносить звуки и буквы.

- Усвоить сочетания букв.

- Практически усвоить правила графики.

- Выработать умение плавного слогового с переходом на целые слова чтения.

Принцип изучения букв – частотный.

Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени.

На первой ступени букварного периода учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных.

Например,

ка ты ко т

ку ту ка к

ко та

ки ти ни т ки

Тексты просты и кратки. Например,

У Оли куклы.

Она катала кукол.

Куклы уснули.

Следует детей научить следить за чтением (указка) и замечать ошибки товарищей. Важно проверять понимание прочитанного путем постановки вопросов по содержанию.

Используются слоговые таблицы для чтения и составления слов.

Например,

О ка

ку м

ко ни

ки но

На второй ступени букварного периода учащиеся овладевают быстрой ориентировкой в слогозвуковой структуре слов, закрепляют основные приемы чтения слов, включающих слияние в разных позициях.

Для этого дети должны быстро находить в слове его центральную часть – слияние – и определять способ чтения примыкающих к нему согласных, читаемых до слияния. Например,

с то л

С та си к

с ка ла

Повторное чтение текста может быть выборочным. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, последовательно пересказывать прочитанное, читать текст про себя, готовясь читать вслух.

На этой ступени учитель в большей степени дифференцирует обучение, т.к. одни их учащихся уходят вперед, другие отстают.

На третьей ступени значительно возрастает объем чтения (несколько текстов на странице). Дети учатся читать не только прозаические, но и стихотворные тексты. Например, с. 139:

Из какого произведении взяты строчки?

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Галка села на заборе, кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так:

- А у меня в кармане гвоздь.

А у вас?

- А у нас сегодня гость.

А у вас?..

В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся.

Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения, причем в связи со звуковым анализом детям разъясняются правила произношения слов в речи (орфоэпические нормы): его [ево], что [што].

Учащиеся наблюдают некоторые орфографические явления, например, море – морская (безударная гласная).

На этой ступени ещё больше внимания уделяется высказываниям по картинкам и наблюдениям, активизации и обогащению словаря.

Хорошо успевающие учащиеся получают возможность помимо букварных читать дополнительные художественные тексты.

На четвертой ступени дети читают тематические сгруппированные произведения детских писателей. Работа по чтению на этой ступени приближается к той, которая типична для уроков чтения.

Изучаются звук [й ] и буква й, ъ и ь знаки, [ц ]и [щ.].

Все эти звуки и буквы обладают не только малой частотностью, но и специфическими особенностями, на которые необходимо обратить внимание учащихся.

На этой ступени закрепляются знания о написании сочетаний чу, щу, ча, ща, жи, ши.

Школа 2000 – 2100. Авторы: Р.Н.Бунеев и др. Учебник «Моя любимая азбука».

«Моя любимая азбука» - это учебник для первоклассников, которые приходят в школу с разным уровнем развития умения читать и писать. Уроки комбинированные (чтение-письмо).

Основные цели этапа:

- Формирование навыка чтениям у детей, которые до школы не читали и совершенствование этого навыка у читающих детей.

- Развитие интереса к чтению и желания читать (формирование у детей типа правильной читательской деятельности).

- Пропедевтическое ознакомление детей с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии, значительное обогащение словарного запаса детей.

В учебнике предложена особая последовательность введения букв, которая определяется:

- частотностью употребления букв в речи;

- особенностями начертания букв (изучаются сразу г, п, т, р, и);

- возможностью сразу составлять и читать слоги и простые одно- и двусоставные слова.

Основной период включает в себя второй раздел учебника «Учим буквы – учимся писать».

Страницы, на которых вводятся новые буквы, оформлены одинаково: в левом верхнем углу дано изображение печатной и письменной буквы, схематичное изображение буквы (человечек), картинки, с помощью которых дети называют слова для слого-звукового анализа. Далее помещены столбики слогов и слов для тренировки техники чтения, материал для упражнений в составлении слов и т.д.

Постепенно на левых страницах появляются предложения, затем маленькие тексты, которые дети в классе уже могут прочитать.

Правая страница каждого разворота – это текст для читающих детей, который, как правило, тематически связан по содержанию с предыдущей страницей. В отличие от слов и текстов левой страницы этот текст набран полужирным шрифтом. Однако в каждом из текстов для читающих детей есть такие слова, которые уже могут прочитать и те, кто только учится читать. Эти слова напечатаны тем же шрифтом, что и все левые страницы разворотов. Постепенно, от страницы к странице, слов, которые могут прочитать все дети, становится все больше и больше, и в конце азбуки все слова и тексты на обеих страницах по виду уже не отличаются. Это значит, что весь класс научился читать.

Система Л.В.Занкова. Программа Н.В.Нечаевой., Учебник «Азбука», авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец.

Целью обучения школьников является достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием понимается целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника, причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение.

Цели соответствуют дидактические принципы:

- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

- ведущая роль теоретических знаний;

- осознание школьниками процесса учения;

- быстрый темп прохождения учебного материала;

- работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.

Типические свойства методической системы:

- многогранность;

- процессуальность;

- коллизии;

- вариантность.

Частные задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.

Задачи периода обучения грамоте:

- Научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе.

- Расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека.

- Активизировать внутреннюю и внешнюю (устную и письменную) речь, представить речь и её средства объектом осознания учениками.

- Развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению.

2. Развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.

Обучение чтению строится на аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Он предполагает правильное, быстрое неразрывное озвучивание какой-то последовательности букв с учетом возможного расхождения звукового и буквенного состава слов (мены звуков).

В «Азбуке» буквы вводятся группами в соответствии с их фонетическими особенностями. Движение идет от наиболее слышимых и менее проблемных звуков к менее слышимым и более проблемным: от однозвучных гласных (а, у, ы, о, э, и), сонорных (й, л, м, н, р) и звонких парных согласных к глухим парным (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш) и непарным согласным, йотированным гласным (е, ё ю, я), к Ь и Ъ. Это обеспечивает в том числе длительность анализа звуков, обладающих близкими характеристиками.

В этой системе отказались от обычно принятой на первых порах разбивки слова для чтения. Но, чтобы чтение состоялось, выдерживается движение от маленьких простых по слоговому составу слов к постепенному увеличению их длины и слоговой трудности. Таким образом, чтение начинается со слов в две, три, четыре буквы без стечения согласных.

Условно основной этап обучения грамоте можно разделить на 3 этапа:

На первом этапе развиваются начатые на подготовительном этапе линии работы; используется опосредованное чтение и коррекционные задания; вводятся самые слышимые из согласных звуков – сонорные и соответствующие им буквы Л М Н Р Й; на маленьких, простых по составу словах отрабатывается слитное неразрывное чтение слов; осваивается чтение мягких согласных перед И.

На втором этапе продолжаются опосредованное чтение и коррекционные задания, но их доля существенно снижается; изучаются звонкие и глухие парные согласные звуки и соответствующие им буквы; увеличивается доля читаемых слов, появляется стечение согласных; осваивается чтение букв, обозначающих всегда твердые согласные [ж], [ш], формируется начальное представление о менах звуков.

На третьем этапе, когда у детей появляется достаточный опыт фонетического анализа слов и их чтения, вводятся двузвучные гласные буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, мягкий и твердый знаки; еще более усложняется слоговая структура слов; осваивается чтение букв, обозначающих всегда твердый согласный звук [ц] и всегда мягкие согласные звуки [ч`], [щ`], формируется представление о расхождении количества звуков и количества букв в слове, расширяется представление о менах звуков; к минимуму сводятся опосредованное чтение и коррекционные задания.

Под опосредованным чтением понимается система заданий, в результате выполнения которых активизируются функции, необходимые для чтения словесного материала.

Чтобы понять содержание этой работы, надо понять, какие действия мы совершаем при чтении.

Уметь читать – это значит уметь правильно и быстро перекодировать определенную последовательность разных знаков (33 буквы и знаки препинания), понимать их смысл.

Задания на развитие способности перекодировать разные знаки:

1. «Чтение» рисунков, в ходе которого расшифровываются знаки города, спортивные знаки, смысл театральных костюмов, знаки природы, знаки устной речи – движения, мимика, жесты, чтение пиктограмм, схем предложений и слов (подготовительный период) – расшифровка мимики, жестов.

2. Соотношение названия нарисованного предмета с его схемой и фиксация слышимого слова в виде его схемы: Прочитай слова. Впиши буквы. Как называются их звуки?

Задания, формирующие умение точно, быстро и слитно озвучивать (точно и быстро просматривать) ряд знаков:

1. Озвучивание схем слов, предложений: Найди предложение по схеме:

2. Дыхательные упражнения: Сделай вдох. На выдохе тяни звук буквы как можно дольше. Сделай вдох. На одном выдохе, без перерыва кратко произнеси точное количество звуков этой буквы.

а а а у у у у у

3. Нахождение в ряду букв маленькой буквы, соответствующей заданной большой: Быстро посмотри строчки. Подчеркни такую же, но маленькую букву:

А л я а о я а л а о

У к х у ч ю у к ч у х

О ю р с о а с о ю

Э о с э е з с э а э з с

4. Подчеркивание в тексте заданной буквы: быстро посмотри строчки, подчеркни буквы Ы:

Трынцы - брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги, диги, диги, дон, Выходи скорее вон!

Задания, требующие многократного прочтения слов, предложений по косвенным мотивам:

1. Изменение мысли в предложении при изменении формы слов и их порядка, служебных слов, интонации.

Например, задается вопрос «Он или она?»:

Шура говорила с мамой.

Шура говорил с мамой.

Шура говорит с мамой.

Александр говорит с мамой.

Саша говорит с мамой.

Найти повод для перечитывание очень просто: за каждым словом стоит единство лексического, грамматического значения и особенности звукобуквенного состава.

2. Исправление опечатки:

Выделено предложение-образец: Бараны били в барабаны.

Бараны были в барабане.

Бананы били в барабаны.

Бараны выли в барабаны.

Вараны били в барабаны.

Бураны были в барабане.

Бараны жили в барабане.

Бароны били в барабаны.

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, программа В.В.Репкина, авторы учебника «Букварь» В.В.Репкин, П.С.Жедек, В.А.Левин.

Исходная задача развивающего обучения – обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Основное внимание в этой системе уделено механизму обучения чтению, при этом использован разработанный автором позиционный принцип, сущность которого состоит в требовании выработать у ребенка ориентацию на последующую букву. Особое внимание уделяется дифференциации, с одной стороны, гласных и согласных, с другой стороны, мягких и твердых согласных фонем. Дифференциации согласных по звонкости-глухости не придается особого значения, полагая, что эти понятия обслуживает не этап обучения грамоте, а следующий за ним – этап изучения орфографии.

Вот как описывает сам Д.Б.Эльконин позиционный принцип: «Видишь согласную букву – не произноси её звукового значения, а смотри на следующую за ней букву, обозначающую гласный звук. Если это буквы А О У Ы Э, то гласная обозначает твердый согласный звук, если это Е Ё Ю Я И, то гласная обозначает мягкий согласный звук».

Открытие ребенку принципа позиционности русского чтения составляет основу системы. Способ введения гласных букв резко отличает систему от других букварных систем. Обычно введение гласных букв проходит в два этапа: сначала дети учатся читать слоги с буквами А О У Ы И по правилу: видишь гласную букву – назови, а при знакомстве с буквами Е Ё Ю Я это правило «прямого чтения» перерастает на правило позиционного чтения.

Обучаясь по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, ребенок сразу учится позиционному чтению. Для этого гласные буквы вводятся парами: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е. Этот метод имеет два преимущества. Читая свои первые слоги, ребенок сразу овладевает общим способом чтения любых слогов: учится ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной. А моделируя отношения согласных и гласных, ученик открывает первую в своей жизни закономерность родного языка, решает первую учебную задачу.

Все дальнейшее содержание «букваря» строится как раскрытие и конкретизация основного правила. Сначала на материале двенадцати букв согласных: парных по твердости-мягкости дети подтверждают уже выделенное правило. Потом при знакомстве с пятью согласными, непарными по мягкости-твердости (Ж Ш Ч Щ Ц), ученики узнают особенности обозначения этих фонем и обнаруживают, что ранее изученное правило обозначения твердых и мягких согласных на письме с помощью букв гласных нуждается в уточнении. Выводятся первые орфографические правила написания гласных после согласных, непарных по мягкости-твердости. При знакомстве с Ь ученики обнаруживают еще одно ограничение способа обозначения мягкости и твердости согласных с помощью букв гласных. Согласный, парный по мягкости-твердости, может находится не только перед гласным, поэтому необходим ещё один способ обозначения мягкости: с помощью буквы Ь.

5. Анализ и синтез - основные виды работы на уроке.

Анализ

1) Выделение слов из речевого потока (из предложения); отчетливое произношение отдельного слова; деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, входящих в него; выделение ударного слога, произношение слова с усиленным, выделенным ударением, отчетливое произношение слов по слогам с выделением отдельного звука (мы-ллло, по-шлиии, шаррр).

2) Выделение звука нового, т. е. предназначенного для изучения на данном уроке. Известно несколько приемов первичного выделения нового звука:

а) выделение из предложения звука-слова и из предложения по картинке Слива и груша, звука-слова а из предложения Это собака, а это кошка;

б) прием звукоподражания: жжжжук, жжжж;

в) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным: аааммм — ам, сааа-ммм, соо-ммм; ммааа-к, ма-к;

г) выделение согласного звука из открытого слога (рекомендуется преимущественно для «длительных» согласных): Шшшуу-ра, Ссааа-ша;.

д) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы (желательно, чтобы слог был ударным); так же выделяется и йотированные: ю-ла, я-ма, е-ду и т. п.;

е) перечисление слов с одним начальным звуком (слова произносит учитель, а звук называют учащиеся): конь, камень, кисель, крыша;

ж) договаривание слова, произнесенного по картинке (на картинке — лук); учительница говорит: луу, дети добавляют: к.

Обычно на уроке знакомства с новым звуком, вслед за первичным выделением звука, его выделяют дополнительно из разнообразных позиций и сочетаний с другими звуками (кроме тех, где происходит позиционное чередование), например: звук д — дом, заводы, подвал, Дима, два, лошади, отдал, но не рекомендуется: сад [сат], подставка [потстафка)

3. Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове; то же — по слоговому составу, например: Слава — Сла-ва — с-л-а-в-а, пять звуков, пять букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный — ела. Можно указать также: согласные с, л, в — твердые.

Данный прием анализа продолжается во втором полугодии, а также в последующих классах, под названием фонетического разбора.

4. Сопоставление, сравнение слов по звучанию и по начертанию особенно эффективно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глухих согласных.

В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны: анализ создает основу для овладения процессом чтения синтез формирует сам навык чтения.

Синтез

1. Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление из разрезной азбуки; чтение этого слога или слова (иными словами, сам процесс чтения представляет собой синтетическую деятельность, так как, узнав все звуки или все буквы, мы их объединяем и таким образом прочитываем).

2. Образование слоговых таблиц на основе согласного (ма, мо, му, мы) или на основе гласного (са, ма, ра, ша и т. д.); чтение таких таблиц по букварю или по плакату; составление таблиц из букв разрезной азбуки.

3. Чтение слов по подобию: мама —Маша — Саша (слова различаются одной согласной буквой). Примеры для чтения по подобию могут составляться и самими учащимися: сыр — сор — сом — сок.

4. Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова; при этом должно получиться новое слово: мал — мала, сор — сорт, рот — крот, мел — смел.

Добавление звука в середине слова: плот — пилот, трава — травка.

Перестановка звуков: пи-ла — липа, хорош — шорох, лиса — сила и т. п.

Перестановка слогов: сос-на — на-сос, но-ра — ра-но и т. п.

Отбрасывание звука или слога: сухари - сухарь, машина - маши и т. п.

Эта группа приемов синтетической работы требует соединения звуковой работы с буквенной: дети манипулируют с разрезной азбукой, что дает им реальную, зрительную опору в синтезе.

Добавление слога: на-ша — На-та-ша, мы — мы-ло, са-ни — са-ни-тар; ро-сли — сли-вы и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: