НОВИКОВА И.А.
Методические рекомендации
К курсу
«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
Часть II. «ПЕДАГОГИКА»
Для студентов аграрного факультета
Москва
Издательство Российского университета дружбы народов
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета дружбы народов
Новикова И.А. Методические рекомендации к курсу «Педагогика и психология». – Ч. II. Педагогика. Для студентов аграрного факультета. – М., Изд-во РУДН, 2001. – 24 с.
Подготовлено на кафедре педагогики и психологии.
С И.А.Новикова, 2001 г.
С Издательство Российского университета дружбы народов,2001 г.
ВВЕДЕНИЕ
Дорогие друзья! В этом семестре вы начали изучение курса «Педагогика и психология». Вы уже познакомились с основными психологическими темами, в чем вам помогала первая часть данного методического пособия.
Напоминаем Вам, что основная задача пособия – помочь студентам эффективно подготовиться к семинарам и грамотно выполнить практические задания. Соответственно, для каждой изучаемой темы приводятся:
|
|
- основные положения программы курса;
- список основных вопросов для обсуждения на семинаре;
- ориентировочные темы рефератов и сообщений;
- психолого-педагогические задачи на применение и закрепление полученных знаний;
- практические упражнения;
- лабораторно-практические задания (практикум);
- список дополнительной литературы.
Предлагаемая вашему вниманию вторая часть пособия содержит материалы к основным педагогическим темам, при изучении которых Вам понадобятся психологические знания, полученные ранее. Тема «Проблемы периодизации психического развития личности» является переходной от психологической проблематики к педагогической, так как данная проблема является ключевой как для возрастной психологии (психологии развития), так и для возрастной педагогики.
В Приложении приводится примерный план, по которому Вам нужно будет составить психолого-педагогический портрет личности. Данная форма самостоятельной творческой работы является обязательной для итоговой аттестации. Материал для портрета собирается постепенно, в течение всего семестра. При подготовке и оформлении работы Вы можете дополнительно консультироваться с преподавателем. Окончательный вариант психолого-педагогического портрета сдается для проверки не позднее, чем за две недели до начала сессии.
ТЕМА 15. ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Развитие психики и личности в отнтогенезе. Понятие возраста. Биологический, социальный, психологический возраст. Субъективно переживаемый возраст. Значение периодизации развития человека для медицины, физиологии, педагогики, психологии и др. Подходы к проблеме периодизации психического развития в различных психологических направлениях. Восемь стадий жизненного пути человека по Э Эриксону (основания периодизации, краткая психологическая характеристика стадий). Смена ведущей деятельности как основа периодизации детского развития по Д.Б. Эльконину (характеристика эпох, периодов и кризисов возраста).
|
|
Вопросы для обсуждения
1. Движущие силы и условия развития личности с точки зрения различных психологических теорий.
2. Соотношение развития и обучения.
3. Возрастные особенности обучения и воспитания личности.