Общая характеристика национальной платежной системы

В России существует сеть по денежным переводам между широким кругом участников, которая находиться под контролем государства. Данная сеть получила официальное название "национальная платежная система". Названа она так потому, что независима от иностранных платежных систем. Основное действующее лицо системы называется оператором, и у каждого оператора своя платежная система. Их совокупность образует национальную платежную систему.

Национальная платежная система образуется из совокупности отдельных платежных систем.

Международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки могут являться участниками платежной системы. Регистрацию операторов ведет ЦБ РФ, на 03.04.2015 года их количество составило 38. Первая платежная система была зарегистрирована в августе 2012 года, она называется "Платежная система CONTACT", оператором которой, является Коммерческий банк «Русский Славянский банк» (ЗАО).

Затем были зарегистрированы такие платежные системы как: Международная платежная система денежных переводов "ЮНИСТРИМ", платежная система NCC (NATIONAL CREDIT CARDS), платежная система "Вестерн Юнион", платежная система "Юнион Кард" (UNION CARD), платежная система ANELIK, платежная система "ОБЪЕДИНЕННАЯ РАСЧЕТНАЯ СИСТЕМА", платежная система Regional Payment System, платежная система HandyBank, платежная система BLIZKO. Последняя из платежных систем была создана 18.03.2015 года Платежная система АКБ "БАНК КИТАЯ (ЭЛОС)"

В соответствии с законом РФ № 161 ФЗ «О национальной платежной системе», национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы).

Оператор по переводу денежных средств - организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств. [4]

Операторами по переводу денежных средств являются:

1) Банк России;

2) кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств;

3) государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).

Участниками платежной системы могут стать следующие организации при условии их присоединения к правилам платежной системы в порядке, установленном правилами платежной системы:

1) операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств);

2) профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов и (или) участниками клиринга в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности";

3) страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) органы Федерального казначейства;

5) организации федеральной почтовой связи. [4]

Банк России считает, что структура НПС складывается из «институционального и инфраструктурного взаимодействия», тем самым подчеркивая взаимодействие отдельных элементов в рамках каждого механизма, но представить НПС, как систему, состоящую из одного только взаимодействия достаточно трудно, ведь это еще и инфраструктурный механизм. Учитывая это, можно выделить следующие элементы системы:

1. плательщики и получатели денежных средств;

2. денежные требования по обязательствам центрального и коммерческих банков;

3. платежные инструменты и платежные услуги;

4. финансовые институты и счета в финансовых институтах;

5. операционные, клиринговые и расчетные системы;

6. рыночные механизмы;

7. механизмы консультаций и координации;

8. правовая и нормативная база. [1, с. 14]

НПС играет важную роль в жизни государства:

1) обеспечивает реализацию экономической и финансовой политики государства, в том числе:

- денежно-кредитной политики (платежи на денежном рынке и рынке ценных бумаг в рамках управления денежной массой и процентными ставками);

- бюджетно-налоговой политики (платежи в рамках процедур сбора налогов и распределения бюджета);

- валютной политики (платежи на валютном рынке в рамках управления курсом национальной валюты);

- инвестиционной политики (платежи в рамках реализации государственных инвестиционных проектов) и т.д.

2) НПС дает возможность осуществлять и другие платежи, находящиеся за рамками хозяйственного оборота и выполнения государственных задач (предоставление безвозмездной помощи, оплата штрафов и т.д.).

При этом эффективность осуществления платежей определяется следующими факторами:

- способностью НПС быстро и эффективно обрабатывать крупные и мелкие платежи;

- устойчивостью НПС к флуктуациям ликвидности и дефолтам экономических субъектов;

- способностью НПС обеспечивать безопасность, надежность и конфиденциальность процессов осуществления платежей;

- способностью НПС обеспечивать непрерывное функционирование платеж-ной инфраструктуры и ее быстрого восстановления в случае сбоев и т.д. [1, с. 12]

Совершенно очевидно, что структура НПС РФ весьма сложная. Она включает операционные, клиринговые и расчетные системы по платежам, действующим в стране, даже если их головные офисы находятся за ее пределами. Институциональная структура функционально связывает заинтересованные стороны в рамках инфраструктурных механизмов в НПС.

Роль НПС РФ в жизни государства положительно сказывается на результатах финансовой деятельности субъектов экономики. В связи с этим большинство государств уделяют вопросам построения и развития НПС большое внимание, стараясь поддерживать на современном уровне национальные платежные институты и национальную платежную инфраструктуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: