Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности.
Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.
Исходная позиция такого подхода – видение ребенка не объектом, а субъектом обучения, что возможно при развитии таких личностных качеств, как активного, самостоятельность, общение.
Принципы образовательного процесса
Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.
Сегодня сформулировано по крайней мере 4 группы принципов, являющихся научно-педагогической и практической основой организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
Общестратегические
принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);
|
|
принцип гуманизации – в основе образовательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры;
принцип демократизации – предоставление каждому ребенку права выбора своей образовательной траектории развития и участия в образовательном процессе;
принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.
Ценностно-ориентационные
принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;
принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;
принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.