Конструктивно-технологические

принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта образовательного процесса;

принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;

принцип увлекательности и творчества – образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;

принцип системности – преемственность знаний;

принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.

4. Ориентация педагогов на непрерывность своего собственного образования и развития.

Образовательный процесс сочетает различные типы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, творческие, игровые и т.д.

Чаще всего в образовательном процессе используются традиционные формы организации деятельности: учебные занятия, лекции, семинары, конференции, экскурсии, турпоходы, учебные игры и т.п.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования выполняет две группы функций: обучающие и социально-педагогические.

К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:

 занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т.п.;

 занятия, имитирующие общественную практику: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, живая газета и т.п.;

 занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.п.;

 занятия-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз, приключение и т.п.;

 занятия, имитирующие общественную деятельность: суд, следствие, Ученый Совет, парламент и т.п.

Обучающие функции – удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях. К обучению функций можно отнести допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку.

Социально-педагогические функции – воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования строится в соответствии со спецификой его содержания и организации.

К содержательным особенностям можно отнести:

· многообразие функций, видов деятельности и дополнительных образовательных программ;

· многообразие содержательных аспектов деятельности: теоретический, практический, исследовательский, опытный, познавательный, творческий, производственный, самообразовательный и др.;

· индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью деятельности; возможность индивидуальной работы с одаренными и социально депривированными детьми;

· реализация вариативных, дифференцированных, комплексных образовательных программ.

К организационным особенностям образовательного процесса в УДОД относят:

· занятия проводятся в свободное от основной учебы время;

· обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

· психологическая атмосфера носит неформальный характер;

· детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;

· допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрасту, уровню интеллектуального развития).

Функции педагога при организации образовательного процесса:

1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.

2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.

3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.

4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.

5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.

6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.

7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.

8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.

9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: