Общие закономерности ощущений

Пороги чувствительности – предельные возможности интенсивности ощущений. Диапазон нашей чувствительности ограничен нижним и верхним абсолютными порогами. Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, интенсивность которых меньше этой величины, человеком не ощущаются. Верхний порог – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор. Интервал между нижним и верхним порогом носит название «диапазон чувствительности».

Чувствительность к различению, или разностная чувствительность, - это способность ощущать слабые различия между раздражениями. Для установления дифференциального порога чувствительности, или порога различения, пригодится стакан с водой. Добавьте в стакан несколько крупинок сахара. Заметили разницу? Еще немного, еще... Стало чуть-чуть слаще? Если от конечной величины раздражителя теперь отнять начальную, можно выяснить, на какую часть исходной величины пришлось изменить силу раздражителя, чтобы ощутить разницу. Это минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений, и есть дифференциальный порог чувствительности (порог различения).

Адаптация – постепенное понижение чувствительности при длительном действии сильных раздражителей или повышение ее под воздействием длящихся в течении некоторого времени слабых раздражителей. Все знают, что когда войдешь с яркого света в темную комнату, то сначала в ней трудно различить какие-либо предметы, необходимо время для приспособления глаз к темноте, Постепенно чувствительность глаз возрастает, наступает адаптация, и мы начинаем различать очертания предметов. Чувствительность под влиянием адаптации продолжает улучшаться, и очертания предметов становятся все более четкими. Адаптация может не только повышать, но и понижать чувствительность анализатора. Так, надушившись даже самыми стойкими духами, мы вскоре почти перестаем ощущать их запах и подчас пользуемся духами вторично, вызывая иногда улыбки окружающих, которые еще не адаптировались к нашему чрезмерному благоуханию. Адаптация проявляется во всех видах ощущений, причем более сильная адаптация характерна для зрительных, тактильных, температурных, вкусовых и обонятельных ощущений; слабо выражена адаптация в слуховых и болевых ощущениях. Значение адаптации состоит в том, что благодаря этому свойству наши анализаторы могут приспособиться к весьма изменчивым условиям окружающей среды. Ярко выражается “взаимопомощь” анализаторов при дефекте одного из них. Человек потерял слух - обостряются зрение и деятельность других анализаторов. Оставшиеся неповрежденными анализаторы своей более четкой работой как бы возмещают (компенсируют) деятельность “выбывшего” анализатора.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма (в результате взаимодействия анализаторов и упражнений). Изменение чувствительности анализаторов может вызываться и условно-рефлекторно, путем воздействия второсигнальных раздражителей. Были получены факты изменения электрической чувствительности языка в ответ на предъявление испытуемым слов “кислый, как лимон”; эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.

Взаимодействие ощущений находит свое проявление еще в одном виде явлений, называемом синестезией. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Различные анализаторы в процессе своей работы взаимодействуют друг с другом, понижая или повышая при этом свою чувствительность, а также проникая друг в друга («цветной слух» у музыкантов). Явление синестезии наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречается зрительно-слуховая синестезия, когда при воздействии слуховых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. В этом случае у различных людей нет совпадений, однако они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью “цветового слуха” обладали некоторые композиторы (Римский-Корсаков, Скрябин и др.). Яркое проявление подобного рода синестезии мы находим в творчестве литовского художника Чурлениса, в его симфониях красок.

4. Свойства ощущений. Качество - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощущения. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - по насыщенности, цветовому фону и т.п. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функционального состояния рецептора. Длительность – временная характеристика ощущения, определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью (латентный – скрытый период ощущения). Локализованность. Это значит, что любое ощущение содержит элементы пространственного расположения анализатора (т.е. благодаря пространственной локализации, мы можем определить откуда поступают раздражители). Цвет, свет, звук соотносятся с источником, тактильные, болевые, температурные ощущения - с той частью тела, которая вызывает данное ощущение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: