«Два мира».
Говоря о том, что информационная революция и роль СМИ в политических процессах стали закономерным следствием развития постиндустриального общества — общества знания, нужно сказать и том, какие функции приобретают СМИ в новом обществе. В данном случае нас интересует непосредственно участие масс-медиа в политической жизни. Во введении уже говорилось о том, что вряд ли можно унифицировать функции, претендовать на объективность и т. д., так как любое издание, радио, телеканал — являются продуктом того или иного общества и действуют в соответствии с его законами. И при этом: роль СМИ — не пассивная, напротив, вбирая традиции общества, средства массовой информации создают свои собственные традиции, ценности, по которым дальше живет и развивается общество.
Анализ функций СМИ как и ценностной стороны вопроса порождает массу противоречий. В том случае если сама по себе информация — это диалог и «ненужный хлам» одновременно, то СМИ — это и «мир свободы» и «мир ограничения». Свобода, конечно, проявляется в возможности, скажем, осуществления политических дебатов, участия всех кандидатов в открытой предвыборной кампании и т. д. Однако, СМИ, как было сказано выше, не пассивный субъект, их задача не сводится к простому воспроизведению информации. Комментарий же, то есть анализ будет сковывать слушателя (зрителя/читателя), осознанно или бессознательно приковывая к той или иной точке зрения. А может и случиться так, что активно навязываемая точка зрения может стать настолько раздражающей и неприемлемой, что зритель перейдет в оппозицию к этому мнению не столько по собственному убеждению, сколько из чувства противопоставления себя навязываемой информации.
|
|
Таким образом, совершенно очевидно, что СМИ формирует наши взгляды, оценки, мнения. Осознанно или неосознанно, действуя рационально или иррационально, убеждая нас в верности суждений или наоборот отталкивая, СМИ — является одним из важнейших источников нашего политического мировоззрения.
Итак, первая и главнейшая функция — мировоззренческая.
Однако, возникает еще один вопрос: кто стоит за той или иной публикацией или передачей на радио? Политики и граждане государства зачастую имеют убеждения разной полярности. А значит, и задачи, которые они ставят перед собой — различны. Так как большинство исследователей отдают предпочтение той точке зрения, что влияние СМИ на массы происходит иррационально, интересно обратиться к классификации функций с точки зрения интереса политики и политиков.
Один из видов классификаций представляет К. Виноградова16:
1.СМИ — источник информации.
|
|
2.СМИ -сигнальная система (устранение недостатков и прогноз новых политических решений).
3.СМИ -трибуна для дискуссии субъектов коммуникации о решениях и действиях властей.
4.СМИ выступает координатором (СМИ может предложить те или иные условия, которыми будет ознаменован компромисс между политикой и иной сферой, например, бизнесом).
5.СМИ -инструмент обоснования и обнародования политических решений (делает открытым политический процесс, обеспечивает лояльное отношение к власти, с одной стороны, и может восприниматься, как пропаганда взглядов, с другой).
В настоящее время зависимость политики от СМИ достигла такой степени, которая позволила говорить о последних как о «четвертой ветви власти». Являясь непосредственным носителем и распространителем политически важной информации, современные СМИ обладают огромной силой политического воздействия. В силу этого они способны решать различные политические задачи и выполнять специфические функции.
Одной из основных функций СМИ является информационная. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Речь идет о политической информации, к которой относятся сведения, включая комментарий и оценку, имеющие общественную значимость. От того, как (последовательный или фрагментарный способ) и какую (какого качества) информацию получают агенты политики во многом, зависит политическая квалификация их последующих действий.
Речь идет об образовательных возможностях СМИ. Несомненно, что СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Это задача специальных образовательных учреждений. И все же информационная деятельность СМИ в значительной мере влияет на формирование политических позиций человека, расширяет познавательные и оценочные возможности личности. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Политическая социализация означает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической и культурной жизни общества. Политический вес СМИ в значительной мере определяется выполнением функции критики и контроля. Современное государство в состоянии монополизировать СМИ или поставить их под жесткий идеологический контроль. В странах с развитыми демократическими традициями, напротив, СМИ широко используют свои особые возможности контроля и критики. В демократическом государстве прямой контроль над деятельностью и продукцией СМИ устанавливается лишь в чрезвычайных ситуациях (например, во время войны). В отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, критика СМИ отличается неограниченностью своего объекта, а контроль более эффективен, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным лицам и событиям. При этом СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Нередко благодаря журналистским расследованиям создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Контрольная функция СМИ особенно необходима при слабой оппозиции и несовершенстве государственных институтов контроля.
Наиболее полно различные политические функции СМИ проявляются в демократическом государстве. Масс-медия являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы. СМИ – это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.
|
|
Однако, с какой стороны не рассматривались бы функции СМИ, они всегда представляют собой двоякое положение, всегда оно будет сводиться к двум положениям-идеям - «миру свободы» и «миру ограничения». Всегда СМИ будут что-то открывать, дозволять, знаменуя свободу. При этом в выборе вектора новизны специалисты предсказывают заранее выбранный курс движения. В данном случае, пожалуй, СМИ можно определить как границы свободы. Эти границы то отодвигаются, то приближаются. Это объясняется тем, что работники СМИ овладели специальной системой приемов и методов своего дела.