Функции СМИ в политике

«Два мира».

Говоря о том, что информационная революция и роль СМИ в политических процессах стали закономерным следствием развития постиндустриального общества — общества знания, нужно сказать и том, какие функции приобретают СМИ в новом обществе. В данном случае нас интересует непосредственно участие масс-медиа в политической жизни. Во введении уже говорилось о том, что вряд ли можно унифицировать функции, претендовать на объективность и т. д., так как любое издание, радио, телеканал — являются продуктом того или иного общества и действуют в соответствии с его законами. И при этом: роль СМИ — не пассивная, напротив, вбирая традиции общества, средства массовой информации создают свои собственные традиции, ценности, по которым дальше живет и развивается общество.

Анализ функций СМИ как и ценностной стороны вопроса порождает массу противоречий. В том случае если сама по себе информация — это диалог и «ненужный хлам» одновременно, то СМИ — это и «мир свободы» и «мир ограничения». Свобода, конечно, проявляется в возможности, скажем, осуществления политических дебатов, участия всех кандидатов в открытой предвыборной кампании и т. д. Однако, СМИ, как было сказано выше, не пассивный субъект, их задача не сводится к простому воспроизведению информации. Комментарий же, то есть анализ будет сковывать слушателя (зрителя/читателя), осознанно или бессознательно приковывая к той или иной точке зрения. А может и случиться так, что активно навязываемая точка зрения может стать настолько раздражающей и неприемлемой, что зритель перейдет в оппозицию к этому мнению не столько по собственному убеждению, сколько из чувства противопоставления себя навязываемой информации.

Таким образом, совершенно очевидно, что СМИ формирует наши взгляды, оценки, мнения. Осознанно или неосознанно, действуя рационально или иррационально, убеждая нас в верности суждений или наоборот отталкивая, СМИ — является одним из важнейших источников нашего политического мировоззрения.

Итак, первая и главнейшая функция — мировоззренческая.

Однако, возникает еще один вопрос: кто стоит за той или иной публикацией или передачей на радио? Политики и граждане государства зачастую имеют убеждения разной полярности. А значит, и задачи, которые они ставят перед собой — различны. Так как большинство исследователей отдают предпочтение той точке зрения, что влияние СМИ на массы происходит иррационально, интересно обратиться к классификации функций с точки зрения интереса политики и политиков.

Один из видов классификаций представляет К. Виноградова16:

1.СМИ — источник информации.

2.СМИ -сигнальная система (устранение недостатков и прогноз новых политических решений).

3.СМИ -трибуна для дискуссии субъектов коммуникации о решениях и действиях властей.

4.СМИ выступает координатором (СМИ может предложить те или иные условия, которыми будет ознаменован компромисс между политикой и иной сферой, например, бизнесом).

5.СМИ -инструмент обоснования и обнародования политических решений (делает открытым политический процесс, обеспечивает лояльное отношение к власти, с одной стороны, и может восприниматься, как пропаганда взглядов, с другой).

В настоящее время зависимость политики от СМИ достигла такой степени, которая позволила говорить о последних как о «четвертой ветви власти». Являясь непосредственным носителем и распространителем политически важной информации, современные СМИ обладают огромной силой политического воздействия. В силу этого они способны решать различные политические задачи и выполнять специфические функции.

Одной из основных функций СМИ является информационная. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Речь идет о политической информации, к которой относятся сведения, включая комментарий и оценку, имеющие общественную значимость. От того, как (последовательный или фрагментарный способ) и какую (какого качества) информацию получают агенты политики во многом, зависит политическая квалификация их последующих действий.

Речь идет об образовательных возможностях СМИ. Несомненно, что СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Это задача специальных образовательных учреждений. И все же информационная деятельность СМИ в значительной мере влияет на формирование политических позиций человека, расширяет познавательные и оценочные возможности личности. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Политическая социализация означает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической и культурной жизни общества. Политический вес СМИ в значительной мере определяется выполнением функции критики и контроля. Современное государство в состоянии монополизировать СМИ или поставить их под жесткий идеологический контроль. В странах с развитыми демократическими традициями, напротив, СМИ широко используют свои особые возможности контроля и критики. В демократическом государстве прямой контроль над деятельностью и продукцией СМИ устанавливается лишь в чрезвычайных ситуациях (например, во время войны). В отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, критика СМИ отличается неограниченностью своего объекта, а контроль более эффективен, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным лицам и событиям. При этом СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Нередко благодаря журналистским расследованиям создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Контрольная функция СМИ особенно необходима при слабой оппозиции и несовершенстве государственных институтов контроля.

Наиболее полно различные политические функции СМИ проявляются в демократическом государстве. Масс-медия являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы. СМИ – это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.

Однако, с какой стороны не рассматривались бы функции СМИ, они всегда представляют собой двоякое положение, всегда оно будет сводиться к двум положениям-идеям - «миру свободы» и «миру ограничения». Всегда СМИ будут что-то открывать, дозволять, знаменуя свободу. При этом в выборе вектора новизны специалисты предсказывают заранее выбранный курс движения. В данном случае, пожалуй, СМИ можно определить как границы свободы. Эти границы то отодвигаются, то приближаются. Это объясняется тем, что работники СМИ овладели специальной системой приемов и методов своего дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: