Методика оценки инвестиционных проектов

ТЕМА 11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЛАНОВ

План

11.1. Оценка качества системи планирования на предприятии.

11.2. Анализ и оценка качества планов.

11.3. Использование в планировании программных продуктов

11.1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СИСТЕМИ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Основными оценочными показателями эффективности плановой деятельности являются как абсолютные, так и относительные значения затрат и результатов, доходов и расчетов, издержек и прибыли и других общеэкономических или внутрипроизводственных стандартов и нормативов.

Наиболее важными планово-экономическими показателями являются эффект и эффективность, стоимость и доходность. Эффект показывает степень достижения некоторого заданного результата и в общем виде представляет собой разность между результатами и затратами, между ценой товара и.го себестоимостью, между плановыми (нормативами) и фактическими значениями показателя. Относительный показатель – эффективность характеризует соотношение полученного эффекта с затратами на его осуществление и является своего рода ценой или платой за достижение данного результата.

Понятия “эффект” и “эффективность” трактуются как общенаучные категории, включающие научный эффект, технический эффект, социальный и экономический эффекты.

В рыночных условиях установлены следующие виды экономической эффективности: коммерческая (финансовая) эффективность, бюджетная эффективность и народно-хозяйственная эффективность.

Показатели коммерческой эффективности характеризуют соотношение финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Основным показателем коммерческой эффективности служит поток реальных денежных средств - Фt, который определяется по формуле

Фt = Пt –Оt, (11.1)

где Пt – приток финансовых результатов за планируемый период;

Оt – отток денежных средств за данный период.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние осуществляемого инвестиционного проекта и снижение расходов соответствующего бюджета всех уровней управления.

Бюджетный эффект определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над его расходами за период осуществления данного проекта и рассчитывается по формуле

Бt = Дt – Рt, (11.2)

где Бt – бюджетный эффект за период внедрения проекта;

Дt – доходы бюджета за данный период;

Рt – расходы бюджета за этот же период.

Показатели народно-хозяйственной эффективности определяют основные экономические результаты проекта с учетом интересов государственных, отраслевых и других организаций и хозяйствующих субъектов. При расчете показателей на уровне народного хозяйства в их состав включаются стоимостные измерения следующих результатов:

1) конечные экономические результаты, в том числе выручка от реализации всей продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках, а также доходы от продажи имущества и интеллектуальной собственности;

2) социальные результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на рост человеческого капитала;

3) прямые финансовые результаты, включающие кредиты и займы банков, и другие поступления средств;

4) экологические результаты, воздействующие на улучшение окружающей среды и здоровья работников;

5) косвенные финансовые результаты, обусловленные влиянием осуществления проекта на рост доходов сторонних организаций и физических лиц.

Разработка и обоснование наилучшего варианта будущего плана производственной деятельности предприятия в рыночных условиях предполагают правильный выбор критерия экономической эффективности, под которым в первую очередь понимаются максимально возможная прибыль и наибольший совокупный доход. Поэтому в рыночной экономике общепринятым критерием эффективности является максимальная прибыль.

Дополнениями к этому показателю в качестве оценочных критериев эффективности, как плановых, так и фактических, применяются следующие:

1) чистый дисконтированный доход представляет собой общую сумму эффекта на весь планируемый или расчетный срок действия проекта производства товаров и услуг, приведенную к начальному периоду времени;

2) индекс доходности характеризует отношение суммы приведенных эффектов к общей величине капитальных вложений;

3) внутренняя норма доходности определит такую норму дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна величине приведенных капиталовложений;

4) срок окупаемости проекта устанавливает минимальный временной интервал со дня осуществления проекта, за пределами которого интегральный эффект имеет положительное значение.

В условиях рынка теоретическая норма эффективности находится, как правило, в диапазоне между среднегодовым уровнем инфляции (нижний предел) и среднегодовой учетной ставкой за кредит (верхний предел).

В процессе внутрипроизводственного планирования, помимо рассмотренных критериев эффективности, могут быть использованы для установления и выбора оптимальных значений планируемых показателей частные критерии: себестоимость, материалоемкость, трудоемкость, рентабельность, безубыточность, объем продаж, доход акционеров и т.д.

Выбор тех или иных экономических показателей в качестве оценочных критериев эффективности зависит от конкретных производственных условий.

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЛАНОВ

Анализ и оценка качества планов являются важным условием поставленных в них целей и задач, с точки зрения их реализации и совершенствования. Конечные результаты плановой деятельности во многом определяются двумя взаимосвязанными факторами:

1) качество составления экономистами-менеджерами первоначальных плановых показателей социально-экономической деятельности предприятия;

2) уровнем выполнения принятых высшим руководством предприятия первоначальных планов всеми категориями персонала.

Поэтому в ходе внутрипроизводственного планирования и в процессе выполнения плановых показателей возникает необходимость не только оценки правильного выбора основной цели развития того или иного подразделения предприятия, но и степени достижения запланированной цели.

Важнейшими функциями внутрипроизводственного плана в рыночной экономике являются:

· план как экономический прогноз;

· план как основа контроля деятельности;

· план как средство управления предприятием;

· план как основа выработки стратегии и цели предприятия.

Следовательно, текущая и перспективная деятельность предприятия связана не только с разработкой, но и с выполнением планов.

В рыночных условиях качество плановой деятельности предприятия можно определить степенью согласования и удовлетворения интересов потребителя с учетом имеющихся возможностей и ограничений ресурсов, определяющих свободу выбора в процессе производства и реализации продукции. Совокупность отношений производства и сбыта продукции представляет собой динамичное и равновесное состояние предприятия как сложной экономической системы.

Если план производства и продажи продукции сохраняет в течение определенного периода структуру постоянной, то и производственная деятельность предприятия весь этот срок также остается стабильной. Плановая деятельность экономистов-менеджеров играет определенную роль в разработке и корректировке основных показателей планов. В этих условиях невозможно обеспечить получение общих качественных плановых показателей, если не будет качественным каждый из составляющих этот конечный результат показателей.

Для оценки качества планов необходимо иметь систему показателей, характеризующих их реальность и напряженность, обоснованность и оптимальность, степень точности и уровень риска и т. д. Реальность планов отражает возможность их осуществления в ближайший отрезок времени, здесь основным признаком служит уровень их фактического выполнения в конкретных внешних и внутренних условиях. Еще одним важным оценочным показателем качества планов служит уровень их напряженности на всех этапах их существования.

Коэффициент напряженности планов можно определить путем сравнения соответствующих показателей с установленной мерой или существующим эталоном (например, научно обоснованные или оптимальные плановые показатели).

Тогда коэффициент напряженности Кн определяется по формуле

Кнплэ, (11.3)

где Апл – планируемый или фактический показатель плана;

Аэ – эталонный или нормативный показатель.

Такой способ расчета коэффициентов напряженности планов может быть использован для оценки разнообразных разделов или показателей плана. На стадии разработок плановых показателей необходимо обеспечить их равновесие с эталонными, что достигается при коэффициенте напряженности, равном 1. Чем больше значение расчетного коэффициента, тем выше уровень напряженности оцениваемых плановых показателей. Превышение планируемых или фактических показателей соответствующих нормативных или эталонных значений в нормальных условиях работы предприятия, как правило, не должно происходить, так как это указывает на некачественное составление планов и необходимость их корректировки.

Сбалансированность многих показателей является необходимым условием качественной разработки первоначальных планов.

На передовых российских предприятиях машиностроительного производства за основу эталонных нормативов могут быть взяты следующие стандарты:

1) коэффициент использования среднегодовой производственной мощности предприятия – 0,95;

2) показатель загрузки технологического оборудования и рабочих мест – 0,8;

3) удельный вес новой продукции в годовом плане производства и реализации – 0,25;

4) уровень проектной производственной мощности предприятия – 1.

Сравнивая соответствующие плановые и фактические показатели с нормативными, можно установить не только коэффициенты напряженности планов, но и степень риска плановой деятельности. Степень риска в условиях рыночной неопределенности можно оценивать как нормальную при отклонении фактических данных от запланированных на 10%, высокую – 20%, чрезмерную – 40%, недопустимую – свыше 50%.

Общим показателем качества планов могут служить также некоторые важнейшие плановые показатели – годовой объем, производство или реализация продукции, совокупный доход, прибыль и др.

Выполнение плановых показателей оценивается путем их периодического сравнения с фактическими значениями по заранее установленным контрольным точкам (декада, месяц, квартал и год).

К важнейшим направлениям достижения качественной системы планирования относятся такие, как совершенствование методологии развития нормативной базы, рост профессионализма персонала, применение компьютерной техники, стимулирование разработчиков и исполнителей планов. Все это указывает на тесное взаимодействие научных, методических, производственных и человеческих факторов.

Таким образом, планирование должно стать на всех предприятиях основой повышения эффективности производства и уровня доходов предприятий, его собственников и персонала, а также служить важным средством достижения главных экономических и социальных целей развития.

11.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПЛАНИРОВАНИИ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

Современное производство характеризуется широким использованием компьютерной техники во всех сферах деятельности предприятия. Современные рыночные отношения основаны на повышении роли и самостоятельности экономистов-менеджеров и руководителей всех уровней в принятии и обоснованности оптимальных планово-управленческих решений, направленных на рациональное использование ограниченных производственных ресурсов и получение наибольших экономических результатов. Широкое внедрение компьютерной техники и информационных технологий в планирование современного сложного производства во многом способствуют достижению высоких конечных результатов на предприятии. Объем планово-экономической информации, необходимой в ходе составления планов предприятия, настолько велик, что для ее своевременного анализа и правильной оценки требуется повсеместное применение компьютерных средств сбора, передачи и обработки. Выбор правильных планово-управленческих решений связан с рассмотрением и оценкой большого числа альтернативных вариантов, требующих проведения сложных и трудоемких расчетов.

Любая компьютерная система планово-экономических расчетов является, прежде всего, сложной человекомашинной системой, в которой главную роль играет экономист-менеджер. Полная система автоматизированного планирования состоит обычно из компонентов технического и программного обеспечения, обслуживаемых или используемых человеком. В состав технического обеспечения входят центральный процессор или главный компьютер, несколько рабочих мест или станций и разделяемых периферийных устройств.

Современные персональные компьютеры, способные поддерживать сложное графическое программное обеспечение и обрабатывать большие массивы планово-экономических данных, могут применяться как для многопользовательских систем с несколькими рабочими станциями, так и для обеспечения отдельных видов плановой деятельности. Реализация преимуществ систем автоматизированного планирования возможна, когда любая информация легко доступна экономистам-менеджерам или обеспечена ее быстрая передача между отдельными подразделениями предприятия. Эффективное взаимодействие внутрипроизводственных подразделений достигается при оснащении их персональными компьютерами и объединениями в единую интегрированную систему.

В интегрированной автоматизированной системе функции проектирования продукции, закупка материалов, управление производством, продажа продукции и оценки затрат и результатов выполняется совместимыми между собой процессорами, соединенными в единую автоматизированную систему управления производством и реализацией продукции. Интегрированные системы позволяют соединять в единый поток различные виды информации и, тем самым, повышать эффективность ее использования в процессе разработки и принятия оптимальных планово-экономических решений различными категориями персонала. Эта система позволяет выполнять следующие функции:

– руководителям – управлять производством в реальных внутренних и внешних условиях;

– менеджерам – регулировать заключение сделок на производство и продажу продукции с учетом текущего состояния рынка;

– проектировщикам – создавать новые виды товаров по запросам потребителей соответствующего рынка;

– финансистам – оценивать состояние денежных средств на расчетном счету предприятия;

– плановикам – разрабатывать и корректировать долгосрочные и краткосрочные планы, их цели и задачи.

В системе автоматизированного планирования важнейшее значение имеет база данных, представляющая собой пакет программ, которые обеспечивают запоминание, сортировку, поиск, объединение, структуризацию информации на основе использования современных программных продуктов. Система управления базами данных должна обеспечивать осуществление двух взаимосвязанных планово-экономических задач: классификацию и доступность исходной информации, обновление и достоверность данных. В персональных компьютерах информация о базе данных хранится в виде математических моделей, размещенных в отдельной библиотеке, доступ к которой возможен из любого подразделения предприятия.

База данных состоит из трех отдельных частей: файлы информации, записи внутри файла, поля, определяющие данные в каждой записи.

В состав типового модуля операций с базами данных входят такие работы, как создание шаблона, ввод данных, сортировка, опрос, редактирование и поиск.

На предприятиях наиболее часто применяются следующие системы автоматизированного планирования и управления производством:

- управляющие системы с полностью автоматизированными производственными процессами;

- контролирующиеся системы хода производства с частично автоматизированными плановыми расчетами;

- обрабатывающиеся системы для анализа отчетной информации о ходе производства.

С помощью подключения компьютерной сети предприятия к сети Интернет можно получить доступ к весьма широким источникам информации, которая может быть использована в плановой деятельности предприятия, позволяющей анализировать состояние и динамику роста конкурентов, разрабатывать модели совершенствования производственно-экономической деятельности предприятия и др.

ТЕМА 12. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

12.1. Сущность и содержание бизнес-планирования;

12.2 Методика оценки инвестиционных проектов.

12.3. Реализация бизнес-плана на предприятии

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

Бизнес-план вошел в практику украинского предпринимательства как инструмент стратегического планирования, как необходимый документ для ведения деловых переговоров с инвесторами, кредиторами, а также для государственных органов управления.

Бизнес-планирование - это специфическая сфера деловых технологий, которые являются неотъемлемой частью любого бизнеса, средство привлечения внешнего капитала и повышения эффективности бизнеса.

Бизнес-план - это комплексный плановый документ предпринимательской деятельности, в котором предусмотрены меры, направленные на реализацию предпринимательской идеи, для получения прибыли.

Цель бизнес-плана - спланировать и оптимизировать на определенный период хозяйственно-производственной деятельности предприятия (по объемам производства и реализации товаров и услуг в соответствии с потребностями обеспечения рынка ресурсами и принятыми обязательствами) и выполнить финансово-экономическую оценку ее результатов.

Значение бизнес-плана:

- Дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

- Содержит ориентир, указывающий, как должен развиваться проект (предприятие);

- Является важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов;

- Позволяет осмыслить место предприятия на рынке;

- Помогает проанализировать перспективы развития отрасли, рынка, товара (услуги), по-другому посмотреть на деятельность предприятия, его проблемы и перспективы;

- Определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;

- Конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;

- Привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы;

- Помогает получить опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и ее среда.

Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создается, предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития.

Бизнес-план, как стратегический, охватывает достаточно длительный период (3-5 лет).

Бизнес-план разрабатывается с целью:

- Технико-экономического обоснования создания и деятельности предприятия, поскольку дает возможность предпринимателю охарактеризовать перспективы развития его фирмы (какой товар, какого качества, в каком количестве и по какой цене продать)

- Привлечение внешних инвесторов, в том числе иностранных, поскольку позволяет инвесторам оценить целесообразность вложения инвестиций в конкретное производство, заинтересовать их сотрудничеством с данной фирмой;

- Приватизации предприятия, с целью обоснования предложений ее целесообразности.

Бизнес-план является основой бизнес-предложения в переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Это определяет определенные требования к его оформлению, форме, содержанию и структуре. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о содержании дела и перспективах своего участия в ней.

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы, но можно предложить такой его макет: Бизнес-план можно разрабатывать по следующей форме:

Титульный раздел содержит: наименование, название проекта, профиль предприятия (ситуацию, для которой разрабатывается бизнес-план), ссылки на секретность, фамилии разработчиков, реквизиты предприятия, время и место разработки бизнес-плана.

Резюме - краткое изложение сути предпринимательского проекта, который может быть важной частью плана. Оно должно обеспечить точность изложения и вызвать интерес к пересмотру всего плана. В резюме указывают:

суть и эффективность проекта;

общие данные о фирме;

управленческую команду;

план действий;

источники финансирования;

план и гарантии возврата инвестиций.

Описание предприятия и отрасли, а именно: текущее состояние, организационная структура, учредители, персонал, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры.

Клиентура, а именно: для кого предприятие выпускает продукцию. Устанавливают критерии сегментации и потребительские сегменты предприятия. Подают подробное описание клиентуры (преимущества, особенности психологии и поведения, требования к продукции, оценка ее качества, степень удовлетворенности и т.д.) и условий приобретения продукции предприятия, а также возможная оценка подобное.

Описание продукции (услуг). Задают параметры товарной политики предприятия. При широком ассортименте продукции разбивают на товарные группы (линии). Определяют принцип товарной сегментации и оптимальное количество товарных групп, между ними устанавливают взаимосвязи. Раздел содержит следующую информацию о продукции:

наименование;

назначения, перспективность выпуска;

возможность экспорта или импортозамещения;

основные характеристики;

конкурентоспособность;

патентоспособность и авторские права;

необходимость лицензирования;

степень готовности;

наличие сертификации;

безопасность и экологичность;

условия поставки и упаковка;

гарантии и сервис;

способы утилизации.

План маркетинга, есть план выхода продукции на рынок. Задают основные параметры в сфере ценовой политики, движение товара и продвижение продукции:

требования к потребительским свойствам;

конкуренция;

рынок сбыта;

цена продукции,

каналы сбыта;

стратегия продвижения на рынок;

ценовая политика.

Большинство разделов плана маркетинга (конкуренция, ценовая политика, распределение и продвижение продукции) могут также быть самостоятельными разделами бизнес-плана. Предложенная структура бизнес-плана характерна для предприятий с потребительской ориентацией.

Производственный план. Устанавливают параметры производственной политики предприятия, определяют производственные возможности (производственные мощности), технологическое обеспечение и последствия производственной деятельности. В производственном плане указано:

местоположение и инфраструктуру предприятия;

технологию, качество, сертификация производства;

циклограмму производства и реализации продукции;

производственные площади и помещения;

оборудование, оснастка и инструмент;

комплектующие и материалы;

транспорт и связь, энергетическое и инженерное обеспечение;

экологичность и безопасность производства.

Организационный план состоит из организационных мероприятий: привлечение партнеров, наем персонала, определение управленческой структуры, порядок реализации проекта. В организационном плане представляется следующая информация:

команда управления и ведущих специалистов;

кадровое обеспечение;

правовое обеспечение;

партнеры по реализации проекта;

государственная поддержка и льготы;

организационная структура реализации проекта;

график реализации проекта;

характеристика активов.

Финансовый план - важнейшая часть бизнес-плана, поскольку здесь задают основные финансовые параметридияльности предприятия:

нормативы для финансово-экономических расчетов (платежи, налоги, уровень инфляции, расходы);

расходы на содержание персонала;

прямые затраты на производство;

постоянные затраты на производство;

поток наличности.

В этом разделе бизнес-плана подают:

калькуляцию себестоимости продукции;

смета расходов на проект;

отчет о прибылях и убытках;

прогнозный баланс.

Кроме этого, указывают источники финансирования и выплат.

Направленность и эффективность. Чем больше направлений получения эффекта от реализации выявит предприниматель, тем более у проекта будет потенциальных инвесторов.

направленность проекта (экспорт, импортозамещение, создание новых рабочих мест, энергосбережения, экологичность и т.д.);

значимость (масштабность) проекта;

показатели эффективности реализации проекта (срок окупаемости, доходность, рентабельность).

Риски и гарантии. Необходимо сразу выявить трудности, которые могут возникнуть при реализации проекта.

Для предотвращения негативных последствий от лишних рисков предусматривают альтернативные стратегии предприятия и другие мероприятия, направленные на снижение рисков. Вказюють:

риски предприятия и меры;

форс-мажорные обстоятельства;

гарантии инвесторам и партнерам.

Приложения. В приложения вносят документы и расчеты, которые имеют вспомогательное значение: план расположения предприятия, его дизайн, проекты контрактных соглашений, результаты анкетирования, потенциальная клиентура, технические характеристики оборудования и т.д..

В состав бизнес-плана инвестиционного проекта, как правило, входят следующие пункты:

1 Общие предпосылки и история проекта:

- Данные о организатора проекта: имена, адреса, форма собственности, финансовые возможности;

- Предпосылки для создания проекта;

- Цель проекта, общие черты маркетинговой стратегии проекта;

- Место размещения проекта (или ориентированный проект на местные или внешние ресурсы, на местный или внешний рынок);

- Государственная или региональная экономическая и промышленная политика, способствующая реализации проекта.

2 Общий анализ рынка и концепция маркетинга:

- Анализ результатов маркетинговых исследований по направлениям: деловая среда; целевой рынок и сегментация рынка, каналы сбыта, конкуренция; жизненные циклы продуктов; цикличность сегмента рынка;

- Анализ годовых показателей спроса (объем спроса, уровень цен) и поставок, а также анализ тенденций спроса и поставок;

- Обоснование маркетинговых стратегий;

- Формулирование общей концепции маркетинга;

- Расчет маркетинговых затрат;

- Расчет бюджетных показателей продаж и поступлений (количество, цены, доля рынка и т.д.);

- Определение влияния проекта на производственную программу и производственную мощность предприятия, а также на технологический уровень производства.

3 Сырье и поставщики:

- Расчет годовой потребности в поставках материальных ресурсов;

- Оценка наличия необходимых материальных ресурсов (сырья, полуфабрикатов, вспомогательных материалов и др..)

- Анализ полученных результатов и разработка возможных стратегий по поставкам (маркетинг поставок);

- Выявление возможностей долгосрочного сотрудничества с потенциальными поставщиками.

4 Место размещения и окружающая среда:

- Идентификация места размещения и характеристика выбранного для размещения предприятия участка с учетом: влияния на экологическую ситуацию в регионе; социально-экономической политики местной власти; имеющейся инфраструктуры; природных условий;

- Расчет основных затрат, которые относят к месту размещения;

- Обоснование выбора и критический анализ аспектов места размещения.

5 Проектирование и технология:

- Расчет производственной программы и производственной мощности предприятия;

- Описание и обоснование выбора технологии: соответствие технологии продукта и производственному процессу, основные преимущества и недостатки; жизненный цикл технологии, методы передачи технологии, расходы по освоению, обучение, страхование рисков; расчет затрат, юридические аспекты приобретения и передачи технологии;

- Описание общей схемы проекта и его ограничений;

- Расчет стоимости основных элементов производства на предприятии;

- Определение состава основных работ по строительству;

- Расчет затрат по строительству.

6 Управление и накладные расходы:

- Организационная структура, схема управления, принципы управления;

- Расчет управленческих расходов.

7 Трудовые ресурсы:

- Социально-экономическое и культурное среду, его соответствие требованиям проекта;

- Наличие свободных трудовых ресурсов;

- Образовательные и квалификационные требования;

- Необходимость переподготовки кадров;

- Причины привлечения иностранных специалистов, если такая необходимость возникает;

- Основные кадры;

- Штатное расписание;

- Расчет затрат по оплате труда.

8 Схема реализации проекта:

- Расчет продолжительности строительства и монтажа оборудования;

- Расчет продолжительности пускового и начального периодов производства;

- Составление плана мероприятий по своевременной реализации этапов проекта.

9 Финансовый анализ и оценка инвестиций:

- Характеристика критериев, определяющих оценку инвестиций;

- Расчет полных инвестиционных затрат, включая расходы на: приобретение или аренду земельного участка, подготовку участка, проектирование и строительство зданий и сооружений, приобретение основного оборудования, приобретение вспомогательного и обслуживающего оборудования, основной акционерный капитал; предвиробничи расходы и капитальные затраты; потребности в оборотном капитале;

- Полные затраты на проданную продукцию: текущие расходы; амортизационные отчисления, расходы на маркетинг транспортные расходы оборотные расходы, расходы финансирования; накладные расходы;

- Финансирование проекта: источники финансирования, влияние расходов на финансирование и расходов по обслуживанию долга на эффективность проекта, наличие налоговых, амортизационных, таможенных и других льгот для инвестиционных проектов (государственная политика в отношении финансирования и инвестирования);

- Оценка инвестиций: расчет дисконтированного денежного потока и связанных с ним показателей (чистой текущей стоимости и внутренней нормы доходности проекта) расчет срока окупаемости, рентабельность начального инвестированного капитала и рентабельность акционерного капитала, финансовый и экономическое влияние проекта на региональное и государственное экономическое среду;

- Анализ неопределенности, включая: определение критических переменных при анализе чувствительности, оценку рисков, определение возможных сценариев развития и средств управления в условиях риска; антикризисные стратегии, анализ чувствительности проекта к систематическим рискам;

- Анализ национальной экономики.

10 Выводы:

- Главные достоинства проекта;

- Основные недостатки проекта;

- Вероятность выполнения проекта;

- Оценка целесообразности реализации проекта.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В основу планирования инвестиций и оценки их эффективности положен расчет и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих доходов (денежных поступлений).

Показатели эффективности инвестиций

1 Показатель чистого приведенного эффекта (дисконтированного дохода)

Данный показатель базируется на сопоставлении величины исходной инвестиции (ИС) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений от этой инвестиции в плановом периоде.

Критериями эффективности проекта является общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV), которые рассчитываются по формулам:

,

,

где - годовой доход от инвестиции в k-м году (k == 1,2,3,..., n)

- количество лет, когда инвестиция будет генерировать доход;

- коэффициент дисконтирования;

- ставка дисконта.

Если > 0, то проект эффективен; <0, проект неэффективен; = 0, то проект некоммерческий, но и неубыточным.

Если проект предполагает не разовое, а осуществляемое в течение т лет инвестирования, то формула, приведенная выше, вступит следующего вида:

,

где i - планируемый уровень инфляции;

- Размер инвестиций в j-м году.

2 Рентабельность инвестиций определяется по формуле

.

Если PI > 1, проект эффективен; PI <1 - проект неэффективен; PI = 1 - проект некоммерческий, но и неубыточным.

В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем, что делает его удобным в планировании при выборе одного проекта из нескольких альтернативных.

3 Норма рентабельности инвестиций

Под нормой рентабельности инвестиций (IRR) понимают значение нормы дисконта, при которой величина NPV проекта равен 0.

, При котором

.

Данный показатель показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть инвестированы в конкретный проект (например, в случае банковского кредита значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает инвестиционный проект убыточным).

4 Срок окупаемости инвестиций - это количество лет, в течение которых инвестиции вернутся инвестору в виде чистого дохода. Алгоритм расчета срока окупаемости (РР) зависит от равномерности распределения планируемых доходов и, получаемых от реализации инвестиций.

В случае, когда доход распределяется по годам равномерно, срок окупаемости рассчитывается по формуле

.

В том случае, если доход от инвестиций за годы окупаемости распределяется неравномерно, срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом:

, при котором

.

Недостатком данного показателя является то, что он не учитывает поступление доходов после срока окупаемости.

РЕАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Эффективность бизнес-планирования проявляется только после реализации проекта в реальных производственных или рыночных условиях. Это означает как необходимость повышения качества планируемых показателей, так и возможность получения высоких реализационных результатов. Бизнес-план дает каждому предпринимателю четкие ориентиры на период действия проекта. Сравнивая получаемые результаты с запланированными показателями, предприниматель или менеджер может делать вывод о том, как "идет" его бизнес, а при необходимости принять организационно-управленческие решения для улучшения своих дел.

Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании проекта до начала коммерческой деятельности фирмы. Реализация плана означает выполнение проектных предложений и достижения положительных экономических результатов. Это предполагает использование линейных и сетевых моделей, соединяющих в единую систему различные виды и этапы выполняемых работ, которые имеют определенную продолжительность и стоимость. Основные работы, которые предусматривают реализацию конкретного бизнес-плана на отечественных предприятиях, состоят в следующем:

- Набор и комплектование команды внедрения;

- Создание и регистрация хозяйственной фирмы;

- Приобретение или разработку прогрессивной технологии;

- Выбор подрядчиков, консультантов и поставщиков;

- Подготовка заявочный документов;

- Формирование и выставление предложений;

- Обоснование рыночной цены товара;

- Проведение переговоров и заключение контрактов;

- Приобретение или оформления аренды земли;

- Проведение строительно-монтажных работ;

- Закупка и установка технологического оборудования;

- Заключение договоров о закупке материальных ресурсов;

- Осуществление маркетинговых исследований;

- Обучение и проживание специалистов фирмы;

- Завершение бизнес-проекта;

- Освоение производства продукции;

- Организация рынка сбыта товаров.

В процессе реализации бизнес-проекта разрабатывается план-график выполнения основных этапов работ и состоит уточненную смету расходов.

Планирование и управление ходом работ по реализации разработанного бизнес-плана предполагают создание системы текущего контроля и анализа всех затрат ресурсов. Для этого необходимо прежде всего установить контрольные значения затрат ресурсов и срока выполнения работ, по которым можно определить, как обстоят текущие дела, все намеченные планы выполняются. Стоит проверять с определенной периодичностью соотношение доходов и расходов предприятия, состояние наличности, уровень складских запасов, качество работ и прочее.

Корректируется бизнес-план на основе полученных контрольных показателей. Корректировка бизнес-плана позволяет, не меняя общей стратегической цели бизнес-проекта, обеспечить в новых условиях оперативное планирование и управление производством и достижения запланированных конечных результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: