Самостоятельная работа, ее организация – одна из наиболее актуальных проблем преподавания и в школе, и в вузе. Существует определенная разница трактовок данного понятия в педагогике общеобразовательной (1) и высшей (2) школы.
(1) Самостоятельная работа – разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на классных и внеклассных занятиях или дома без непосредственного участия учителя, но по его заданиям (А.А.Миролюбов).
Формы самостоятельной работы:
– в классе, под руководством учителя;
– внеурочная учебная самостоятельная работа (выпуск тематических газет, подготовка мероприятий по конкретным дисциплинам, изготовление наглядности и т.д.);
– внешкольная самостоятельная работа (по заданию руководителей клубов, кружков);
– работа дома по подготовке домашних заданий.
(2) Самостоятельная работа – такая учебная деятельность, которая организуется самим учащимся в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное (с его точки зрения) время, контролируемая им самим на основе опосредованного управления педагога (самостоятельные исследовательские проекты, работа над дипломом и т.д.)
|
|
Основные отличия самостоятельной работы:
1) внеурочность проведения;
2) бόльшая самостоятельность (отсутствие жесткого управления);
3) добровольность (замотивированность).
Для выполнения самостоятельной работы обучающийся должен обладать рядом индивидуально-психологических особенностей, к которым относятся:
– навыки саморегуляции в деловых вопросах (самоконтроль, самостоятельность, организованность) и личностной сфере (высокий уровень развития самосознания, волевых качеств, целенаправленность);
– система представлений о своих возможностях и умение их реализовать;
– умение не только понимать предложенные педагогом цели, но и формировать их самому;
– умение моделировать собственную деятельность, выделять условия, важные для ее осуществления;
– умение в соответствии с целью деятельности отбирать методы и последовательно ее реализовывать;
– умение оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий;
– умение своевременно корректировать свои действия, чтобы результат соответствовал требованиям;
– правильное представление о нормах взаимодействия с другими людьми, правилах обращения с предметами труда.
На практике самостоятельность работы может проявляться в:
– определении учащимися оптимального распорядка дня;
– осознанной отработке приемов работы с учебным материалом;
– овладении приемами скоростного углубленного чтения и т.д.
Однако в большинстве случаев ни школьники, ни студенты не владеют умениями самостоятельной работы.
|
|
А.К. Марковой предложены следующие приемы обучения самостоятельной работе:
– приемы смысловой переработки текста, выделения в нем исходных идей;
– приемы культуры чтения и культуры слушания (записи);
– общие приемы запоминания;
– приемы сосредоточения внимания (самоконтроль);
– общие приемы поиска дополнительной информации (работа со словарями, энциклопедиями, интернетом,…);
– приемы подготовки к семинарам, зачетам, экзаменам;
– приемы рациональной организации времени, общие правила гигиены труда (порядок на рабочем месте, освещение,…)
Программа обучения самостоятельной работе:
1) диагностирование учащимися собственной познавательной потребности в новых знаниях, умениях;
2) определение собственных интеллектуальных личностных и физических возможностей;
3) определение цели самостоятельной работы (как отдаленной, так и ближайшей);
4) самостоятельный выбор учащимся объекта изучения (получение дополнительных знаний);
5) разработка конкретного плана, программы самостоятельной работы;
6) определение формы, метода и времени самоконтроля (например, выполнение контрольного задания).
В целом самостоятельная работа учащихся основывается на правильной организации их классной (аудиторной) учебной деятельности и является ее продолжением. Однако в высших своих формах самостоятельная работа принимает вид самообразования с такими особенностями:
– самоконтроль учащегося, а не контроль учителя;
– собственный, а не заданный режим работы;
– собственная мотивация (познавательная потребность);
– отсутствие педагога при осуществлении работы;
– отсутствие фиксации учебного времени педагогом в журнале.