Усвоение:
1) механизм формирования человеком индивидуального опыта через «присвоение» общественно-исторического опыта как совокупности ЗУНов, обобщенных способов действий, нравственных и эстетических норм;
2) сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, которые обеспечивают прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала;
3) результат учения, его центральная часть; результат и содержание учебной деятельности.
В самом общем виде усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения задач.
Психические компоненты усвоения (Н.Д.Левитов):
1) положительное отношение учащихся (интерес к учению);
2) процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом (наблюдательность учащихся, которая формируется с помощью предметной, изобразительной и другой наглядности);
3) мышление как процесс активной переработки материала (осмысливания, понимание, анализ, синтез и т.д.);
|
|
4) процесс запоминания и сохранения информации (установка на запоминание, закрепление в деятельности, использование мнемических приемов).
Этапы усвоения (по С.Л. Рубинштейну):
1) первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова;
2) осмысление материала;
3) запоминание и закрепление материала (повторение, изложение своими словами);
4) применение знаний на практике, овладение ими.
Основные характеристики усвоения:
– прочность усвоенных знаний, возможность применять их в разных ситуациях;
– управляемость процесса усвоения (руководство педагога);
– личностная обусловленность усвоения (зависимость от интересов, ценностей, позиции учения);
– возрастная обусловленность особенностей усвоения (специфика личностного и познавательного развития в каждом возрасте);
– готовность к актуализации знаний при решении задач (использование их на практике);
– глубина и системность усвоенных знаний.
Механизмом усвоения является обобщение (выработка обобщенных способов умственных действий, понимание общих моментов в различных ситуациях, правилах и т.д.).
Усвоение осуществляется в процессе овладения соответствующими навыками.
Навык – автоматизированное действие, доверенное до совершенства в ходе многократных упражнений.
«Автоматизированное» – не контролируемое сознанием (например, процесс письма).
«Доведенное до совершенства» – выполняются быстро, но качественно.
Периоды овладения навыком (по Н.А. Бернштейну):
1) установление навыка:
а) установление ведущего уровня (осмысливание действий и их представление);
|
|
б) определение двигательного состава движений (ознакомление с приемами выполнения действий);
в) формирование навыка с внесением необходимых коррекций; «самоощущение движений изнутри»;
г) процесс автоматизации движений;
2) стабилизация навыка:
а) срабатывание разных уровней вместе; доведение до автоматизации всех движений;
б) стандартизация (объединение отдельных движений в единое целое, устранение лишних);
в) стабилизация (повышение устойчивости к различным помехам, «несбиваемость»).
Формирование навыка происходит по определенным правилам (закономерностям).
Закономерности формирования навыков:
1) целенаправленность (навык формируется при условии сознательной постановки такой цели);
2) внутренняя мотивация и внешняя инструкция;
3) правильное распределение упражнений по времени обучения:
– наибольшее количество упражнений должно быть дано в начале тренировки;
– интервал между упражнениями по мере тренировки увеличивается;
– упражнение никогда «не сходит на нет» (сохраняется до конца обучения);
4) включение тренируемого навыка в значимую учебную ситуацию;
5) сообщение учащемуся результатов выполняемого действия;
6) понимание учащимся общего принципа действия;
7) учет педагогом того, как программа выработки одного навыка сочетается с программой выработки других.
Так, навыки в процессе формирования оказывают влияние друг на друга:
а) положительное влияние – трансфер (новый навык совершенствует, углубляет старый);
б) отрицательное влияние – интерференция (формирование нового навыка требует ломки сложившегося стереотипа).