Тема 11_2 Эпоха барокко в русском церковном искусстве. Украинские земли

Объединение Польши и ВКЛ в Речь Посполитую (1569) и перенос польской столицы из Кракова в Варшаву оказали сильное воздействие на последующее развитие церковного искусства Западнорусской митрополии. Церковь вынуждена была противостоять повсеместному распространению католицизма, активной миссионерской деятельности иезуитов. Наконец, заключение Брестской унии (1596), использование в политических целях издавна существовавшего права патроната и права предоставления («подавания») королем по своему усмотрению архиерейских кафедр поставили православных в нач. XVII в. в бесправное положение, православная Церковь не признавалась королевской властью и терпела притеснения со стороны Римско-католической Церкви. Крупнейшие мон-ри и храмы были переданы униатам.

В то же время православное монастырское зодчество стало испытывать более заметное влияние традиций католического храмостроения ,— влияние, в значительной степени регламентированное постановлениями королевской власти, к примеру храм Петропавловского мон-ря в Минске (1619-1624) был построен в форме двухбашенной шестистолпной бескупольной базилики. На этом этапе стали появляться монастырские ансамбли с одним храмом. В условиях интенсивного распространения Контрреформации и влияния католической Церкви во внешнем облике храмов и мон-рей Украины и Белоруссии утрачивались характерные признаки местного православного зодчества — наличие купола, вертикальная организация внутреннего пространства.

В развитии архитектуры начиная с середины XVI века происходят большие изменения. В замках постепенно начинают отмирать сугубо военные черты, и они из чисто военно-оборонительных сооружений превращаются в жилые дворцы, у которых все военные приспособления вынесены за пределы двора. Появляются башни, декорированные аркатурой, зубчатыми парапетами и увенчанные поясом машикулей на кронштейнах разнообразной формы.

Самобытность украинского искусства проявляется и в каменном культовом зодчестве.

Ранее выработанный тип четырхстолпного храма существенно меняется.

В Богоявленской церкви в Остроге эти изменения сказались главным образом в ином пропорциональном соотношении основного объема и барабанов куполов. Вместо традиционных пяти куполов теперь ставят три купола по продольной оси, так же как и в деревянных храмах, как бы соединив два типа четырехстолпных и трехчастных храмов в один. Наиболее ранними примерами являются Успенская церковь Львовского братства и Воздвиженская церковь Луцкого братства. Хотя органической связи между четырехстолпным планом и трехкупольным венчанием нет, тем не менее оба они, и особенно Львовский храм, отличаются высокими художественными достоинствами.

Церковь Успения (1598—1630), часовня Трех святителей (1578) и колокольня Корнякта (1578) в "руском" квартале Львова были своего рода знаменем украинского народа. Львовское братство развернуло кипучую культурную, издательскую и строительную деятельность, требовавшую громадных средств. Деньги для братства собирали по всей Украине и Белоруссии, большие суммы дали также молдавские господари и московские бояре и царь. По окончании строительства церкви Успения в ее интерьере, в парусах, были помещены братский, молдавский и московский гербы, эскизы которых рисовали "Амбросий и Якуб майстрове мулярские" под присмотром Федора-"маляра" (живописца).

Среди плотной застройки Львова колокольня Корнякта как вехой обозначает расположение сооружений братства. В конце "Руской улицы" возвышается почерневший от времени могучий объем Успенской церкви (зодчие Павел Римлянин, итальянец по происхождению А. Прихольный и В. Капинос. Спокойный и величественный ритм пилястр с глухими арками между ними объединяет крупный дорический фриз, метопы которого заполнены розетками и барельефами на евангельские и библейские темы. Высокое строительное искусство мастеров, возводивших храм, проявилось в исполнении сложных архитектурных форм, сопрягающих элементы двойной кривизны — круглой апсиды с глухими арками. С северной стороны к Успенскому храму примыкает колокольня Корнякта (зодчий Барбон), а в маленьком дворике, в углу между ними, расположена часовня Трех святителей (зодчий Красовский). Пилястры и глухие арки колокольни удачно членят башню, оканчивающуюся ажурным завершением, сооруженным в XVII веке (первоначальное не сохранилось), сообщают ее формам легкость и подчеркивают вертикальное движение ее могучего "столпа ".

Часовня Трех святителей примечательна тем, что в ее архитектуре украинским мастерам, обратившимся в поисках новых решений к традиционным приемам народного зодчества, удалось найти более совершенную конструктивную систему, чем впервые примененная в XV веке подобная конструкция в Троицкой церкви в Зимно. В ней гармонично соединяются чисто украинский прием постановки трех куполов и пластика в стиле Возрождения. Интересно, что купола не ренессансные (с фонариком), а скорее похожи на деревянные "бани" украинских церквей с одним заломом. В часовне пленяют не только ее миниатюрные размеры, но и задушевная теплота, сквозящая в изящной резьбе пилястр, фриза, колонок портала и трех куполов. Интерьер в серо-пепельных теплых тонах естественного камня — известняка — особенно очарователен. С простой гладью стен, пленяющих "живой" фактурой, получившейся при отеске камня, органически сливаются сочные лепные белые орнаменты на золотом мозаичном фоне.

В Успенской церкви в Подгайцах (1653) в связи с тем, что она была приспособлена к обороне, трехкупольное завершение осуществлено иначе. Для военных целей церковь имеет наверху обход-аркатуру, а в западной части — бойницы. Ажурная аркада, охватывающая, подобно декоративному поясу, три венчающие храм купола, придает зданию большое своеобразие.

Об интенсивности работы творческой мысли зодчих свидетельствует разнообразие приемов построения внутреннего пространства и объема в трехкупольных храмах. Церкви в Охлопове (1638) и в Гоше (1639), наиболее близкие между собой, могут служить тому наглядной иллюстрацией. От рассмотренных выше трехкупольных храмов их отличают совершенно "волынские" приземистые пропорции, а в интерьере — найденная масштабность по отношению к человеку и уют, создаваемый не только группировкой помещений, но и низенькими куполами, поставленными без барабанов прямо на стены и паруса.

Однокупольная церковь в Сулимовке (1622—1629), недалеко от Киева, построенная гетманом Иваном Сулимою, в плане точно повторяет трехсрубную однокупольную церковь. Благодаря тому что все три помещения не квадратные, а прямоугольные и длинной стороной ориентированы перпендикулярно продольной оси храма, зодчему удалось достигнуть компактности масс и "собранности" интерьера. В ней уже намечены характерные черты храмов с короткими боковыми помещениями и четко выделенным главным объемом, увенчанным куполом на высоком барабане.

Возведение сложных по конструкции храмов было не под силу слабым и бесправным общинам православных прихожан. Поэтому в это время широкое распространение получили небольшие, простые по конструкции, трехчастные бескупольные храмы. Их легко было приспособить к обороне, возведя над притвором оборонную башню, как в церкви Посады Работицкой возле Добромыля (конец XVI в.) или в церкви Залужья возле Збаража (1600). Такие храмы были тем более необходимы в пору постоянной угрозы татаро-турецких нападений и военных столкновений со шляхтой, от которых страдало население. Их небольшие объемы, совершенно лишенные декора, и оборонные башни производят впечатление суровости и неприступности.

В днепровском правобережье, в селе Субботове, сохранился подобного типа храм Ильи (1653) — построенный гетманом Богданом Хмельницким, где он и был похоронен в 1657 году. Из трехчастных храмов эта церковь отличается тем, что притвор здесь превращается в часть главного помещения, отделяясь от него лишь тройной аркадой, несущей хоры. Суровым величием проникнут ее простой объем, — только его углы обработаны очень широкими пилястрами. Западный и восточный фасады венчают высокие фронтоны сложного очертания, сохранившие бойницы в два яруса.

Наиболее интересными для развития архитектуры являются крестовые одно- и пятикупольные храмы и большие трехнефные храмы.

Построенная на средства киевского мещанина по прозвищу "Железный грош", наиболее ранняя крестовая однокупольная церковь Николая Притыска на Киевском Подоле (1631) отличается от волынских храмов большими размерами, высотой и доминирующим центральным объемом с куполом на высоком барабане. Благодаря внушительной высоте и большим аркам, соединяющим боковые помещения с центральным, интерьер стал торжественным и стройным.

Покровская церковь в Низкеничах (1653) — типичный волынский пятикупольный храм с полуциркульными в плане боковыми ветвями (кроме западной—прямоугольной). Оригинальный живописный пирамидальный силуэт здания образован группировкой четырех низеньких башнеобразных объемов вокруг значительно превосходящего их по высоте центрального купола. Также необычен интерьер церкви с низенькими боковыми и высоким центральным помещениями, обильно залитыми светом, льющимся через многочисленные большие окна.

Наконец, как бы особняком стоит церковь Михаила в селе Белостоке на Волыни (1636). Она начинает собой линию развития храмов Приднепровья и Черниговщины (Троицкий собор в Чернигове, Никольский и Богоявленский соборы в Киеве, соборы Мгарского и Гамалеевского монастырей, Крестовоздвиженский в Полтаве и др.). В этом здании переосмыслена древнерусская схема шестистолпного храма. На западном фасаде появляются две симметричные башни, несущие оборонительные функции. Трансепт становится шире и выступает на южном и северном фасаде в виде ризалитов, а купола ставятся по продольной оси. Здесь в зародыше есть все те черты, которые разовьются в архитектуре названных храмов Приднепровья конца XVII— начала XVIII века. Волынские памятники отличаются особым строем пропорций — они несколько просты, приземисты, от них веет какой-то теплотой и человечностью.

В архитектуре был освоен передовой опыт европейского строительства в области регулярной планировки и застройки городов и создано много самобытных крепостных сооружений, жилых домов-камениц, трехчастных и крестчатых, а также трехнефных с опорными столбами храмов, ставших отправной точкой для последующего развития украинского зодчества.

На рубеже 20–30-х гг. XVII в., когда произошло укрепление авторитета главы Западнорусской Церкви — митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. Ему были возвращены Софийский собор, а также все мон-ри Киева и Киевской епархии; королевская власть вынуждена была издать «постановление о примирении» (1632), по которому законодательно утверждалось разделение между униатами и православными епархий, мон-рей и их имущества. Митрополитом Западнорусской Церкви был избран свт. Петр (Могила) (1635–1647). Церковь смогла ввести и обеспечить единоначалие в организации храмового и монастырского строительства. Главным объектом внимания стали храмы эпохи св. Владимира в Киеве. Были проведены раскопки остатков Десятинной церкви и в память о ней построена Николаевская церковь, восстановлен Софийский собор, воссоздана церковь Спаса на Берестове (1638–1644), расписанная тремя греками (афонскими монахами) и местным художником, выполнившими композицию «Дар Петра Могилы» (1643), возобновлена Михайловская церковь Киево-Выдубицкого мон-ря, восстановлен Успенский собор Черниговского Елецкого мон-ря (1671–1679).

В монастырском строительстве происходило возвращение к средневековой традиции пространственной и планировочной организации ансамбля, основными признаками которой были наличие группы храмов, замкнутая концентрическая многослойная композиция, центральное местоположение собора, стоящего обособленно от других сооружений, и центрическая крестовая форма плана самого собора. На этом этапе наряду со старинной иррегулярной планировкой применялись правильные геометрические планы организации ансамбля. Вместе с тем был выработан особый тип православного храма, в котором шестистолпная двухбашенная базилика сочеталась с объемным выявлением крестовой структуры, купольным завершением средокрестия и осевой постановкой четырех боковых глав, четкой центрической пирамидальной общей композицией сооружения. Новые архитектурные формы соборных храмов стали органичным развитием ренессансных черт, воспринятых православным церковным зодчеством в кон. XV–XVI в. и реализованных в конструктивно-тектонической основе храма — купольной базилике, а также в системе декоративного оформления фасадов и интерьеров православных соборов — братского Богоявленского (1633) и Николаевского (1669–1672) в Могилеве. Примерно в то же время православными были построены три купольные двухбашенные базилики на Украине — Михайловская церковь мон-ря в Белостоке на Волыни (1636) и возведенный по проекту архит. И. Баптиста Троицкий собор Троице-Ильинского мон-ря в Чернигове (1679–1695), а также Преображенский собор Мгарского мон-ря на Полтавщине (1684–1692).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: