Тема 14. Деревянное зодчество православного храма

Деревянная архитектура - область архитектуры, специфика которой определяется характером материала и строительными приёмами. Распространение деревянного строительства в Европе связано с наличием обширных лесных массивов к северу от Альп и Карпат. Деревянные постройки сочетают быстроту и удобство возведения с недолговечностью, связанной в первую очередь с пожарами. В средние века малочисленные каменные храмы, затратное и медленное строительство которых
первоначально было связано с престижным (княжеским, епископским, монастырским) заказом, служили образцами, формы которых интерпретировались на «языке» деревянного зодчества. Наибольшее развитие деревянное зодчество получило там, где возможности каменного строительства были наименьшими, в Карпатах, в бескрайних лесах Русского Севера.

Каменные храмы постепенно сменяли деревянные и вытесняли их на периферию архитектурного процесса. До 80-х гг. XX в. в отечественной историографии господствовала теория, возникшая под влиянием национально-романтических тенденций кон. XIX в. и сформулированная И. Е. Забелиным, согласно которой формы каменных храмов были заимствованы от деревянных, более «подлинных», «самобытных» и «народных». Однако в последние десятилетия противоположная точка

зрения, которую разделяли еще М. В. Алпатов и Н. И. Брунов (1923/1925), находит в историографии весомые обоснования.


Наиболее древние деревянные храмы сохранились в Скандинавии. Деревянные храмы Норвегии называются «ставкирки» (норвеж. stavkirke), т. е. мачтовые церкви. Они строились из сосны. В основе их конструкции в отличие от рус. сруба — вертикальные опоры, пространство между которыми заполнялось досками. Первоначально опоры вкапывались прямо в землю, что быстро приводило к порче; с сер. XII в. их стали укреплять в пазах горизонтальных балок, уложенных на каменный фундамент. В конструкции перекрытия использован богатый опыт, накопленный викингами при строительстве кораблей. Горизонтальных потолков ставкирки не имели. Снаружи они покрывались гонтом (кровельный материал в виде дощечек, имеющих клинообразное сечение) и часто пропитывались смолой. Архитектура ставкирок воспроизводит не только план романской базилики, но и такие характерные детали каменного зодчества, как полуцилиндрическая апсида, аркада на столбах, пояс эмпор над нефами, капители с резьбой. Снаружи ставкирки украшались резьбой с переплетающимися фантастическими
растениями и животными, изнутри стены были расписаны: фрагменты средневековых росписей сохранились
только в церквах в Торпо в долине Халлингдал (ок. 1200) и Хопперстад в Согне-фьорде. В Норвегии было построено до 2 тыс. ставкирок. После Реформации (1536) их строительство прекратилось. До наших шей дошло 29 ставкирок, относящихся в основном ко 2-й пол. XII — 1-й пол. XIV в. с более поздними перестройками.

Русское деревянное зодчество не имеет аналогов в мире как по количеству и размерам памятников (высота некоторых храмов достигает 45 м), так и по их художественным качествам. Создание последовательной картины развития русского деревянного зодчества затруднено из-за отсутствия памятников старше XV в., сложности датировки, а также из-за того, что до наст, времени сохранились в основном приходские храмы и только единичные из городских или монастырских.

До Крещения Руси строительство было деревянным; первые деревянные христианские храмы копировали каменные византийские образцы (в нач. XI в. упом. 13-главый собор Св. Софии в Новгороде), но конкретные их формы неизвестны. Самые ранние сохранившиеся храмы - клетские, существовали также многогранные, возможно деревянный вариант каменных ротонд (напр., Успенские соборы в Вел. Устюге (до 1490 и 1492), «круглые... о 20 стенах», в XV в. распространились постройки с крестообразным планом.

С XVII в. формы деревянных церквей усложнились, возникло множество сочетаний основных объемов храмов и их завершений — процесс, протекавший и в каменном зодчестве. Можно говорить и о наличии региональных школ XVII-XVIII вв.

Во 2 -й пол. XVII в. в городах начался процесс замены деревянных приходских храмов каменными, при этом подавляющее большинство сельских храмов оставались деревянными до 2-й пол. XVIII в. Этот век стал временем радикальных перемен, т. к. изменились и технологии, и особенности заказа. В связи с развитием кораблестроения при Петре I и особенно при Екатерине II изготавливаемые топором вручную конструкции стали уступать место пиломатериалам. Использование последних позволило разбогатевшим выходцам из сельской среды, обосновавшимся в городах, инициировать с кон. XVIII в. перестройку (и постройку новых) храмов в родных селах в формах столичной архитектуры. Рубленые храмы обшивали досками и раскрашивали, кровли покрывали железом, растесывали оконные и дверные проемы.

К нач. XIX в. на деревянное храмостроительство распространилось образцовое проектирование. Во 2-й пол. XIX в. сложилось представление о деревянной архитектуре как о носителе черт самобытности русского зодчества и отношение к ней изменилось.
Началось изучение памятников (1-я поездка на Север — Л. В. Даля в 1871), предпринимались попытки их охраны и реставрации (П. П. Покрышкин). Большое влияние оказали поиски форм стилизации в области деревянного жилого зодчества архитекторов В. А. Гартмана и И. П. Ропета. Стали строить многочисленные деревянные храмы в русском стиле: наиболее самобытные — ц. Покрова Богородицы в Александровске-Сахалинском (1893, архит. И. А. Чарушин, не сохр.); ц. Св. Троицы в Удельной близ Москвы (1897, архит. С. С. Эйбушитц); Никольский собор в Харбине (1899, архит. И. В. Подлевский, не сохр.) или в той или иной степени, следовавшие конкретным древним образцам — ц. прп. Сергия Радонежского в пос. Шереметевка (Кусковский тупик, Москва, 1901-1903, архит. И. Т. Барютин, несохр.), ц. в честь Казанской иконы Божией Матери на Преображенском кладбище в С.-Петербурге (1902- 1905, архит. В. А. Демяновский, не сохр.), собор Воскресенско-Покровского мон-ря близ Луги (1912, архит. А. Е. Элкин, не сохр.), ц. Преображения в Кирккоярви (совр. Поляны) близ Выборга (1912-1913, архит. А. А. Полищук, не сохр.), ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Вырице близ С.-Петербурга (1913-1914, архит. М. В. Красовский), ц. свт. Николая у Соломенной сторожки в Москве (1914-1916, архит. Ф. И. Шехтель, восстановлена с искажениями). Ряд храмов, в т. ч. вмч. Георгия на Хамовническом кладбище в Москве (1910, архит. И. И. Бонн, не сохр.) и вмч. Пантелеймона на курорте Тинаки близ Астрахани (между 1900 и 1913), близок к храмам в стилистике модерна.

В 20-30-х гг. XX в. ситуация резко изменилась, разрушение деревянных храмов приобрело катастрофический размах. В послевоенное время они, объявленные выражением подлинной народности, стали предметом специальных реставрационных исследований и охраны, началось создание музеев под открытым небом, куда свозились постройки из деревень (идея, впервые осуществленная в Скандинавии в 80-90-х гг. XIX в.). Но это лишь приостановило процесс утраты деревянных храмов, который продолжается и в наст, время. С 90-х гг. XX в. началось строительство деревянных храмов и часовен, как правило воспроизводящих традиционные. образцы.

Существует несколько вариантов классификации деревянных храмов. Рассмотрим обобщённую схема с упоминанием наиболее ярких из существующих храмов и в меньшей степени несохранившихся.

- Самым простым и распространенным является клетский тип храма состоящий из одной (в случае часовен) или нескольких (алтарь, основная часть храма, трапезная, притвор) прямоугольных в плане клетей, крытых 2-скатными крышами: церкви Воскрешения Лазаря из Муромом го мон-ря, находящаяся ныне в Кижах (1464) и Ризоположения из с. Бородава, перенесенная в Кириллов (1485), считаются древнейшими памятникам русской деревянной архитектуры.

Среди клетских выделяются храмы с крутой, т. н. клинчатой, кровлей (ц. Воскресения из с. Билюкова, ныне в Плёсе Ивановской обл. (1700)) и кровлей с уступами (ц. вмч. Георгия в с. Юксовичи Подпорожского р-на Ленинградской обл. (1493, 1632))

- Наиболее характерный тип многогранных храмов — 8-гранный от земли. Как правило, эти храма завершались шатрами — Никольcкая ц. в с. Лявля Приморского р-на АО (1589), Георгиевская ц. из с. Вершина, ныне в музее «Малый Карелы» близ Архангельска (1672) Никольская ц. в с. Согиницы Ленинградской обл. (1696-1698). Происхождение шатра спорно, сторонники «теории самобытности» настаивают на том, что он зародился в деревянном строительстве и был заимствован каменными храмами. В последние годы все больше подтверждается точку зрения, согласно которой особое влияние на распространение каменных и деревянных шатровых храмов оказала ц. Вознесения в Коломенском (1532), построенная итальянским мастером.

Другие типы завершений сохранившихся храмов восьмериком от земли — крещатая бочка (ц. Собора Богородицы из с. Холм, ныне в Костроме (1552, XVIII в.)), укрытая кровля-баня (ц. свт. Николая в с. Зачачье Холмогорскогор-на АО (1687, 1748). Известны также 10-гранная ц. Воскресения в пос. Важины Подпорожского р-на Ленинградской обл. (1630, перекрыта классицистическим куполом в 1827-1831) и 6-гранная ц. Богоявления в с. Пянтег Пермского края (1617, шатер не сохр., перестроена, по всей видимости, из оборонительной башни).

- Постройки с квадратной в плане клетью (четвериком) в качестве основного объема отличаются многообразием завершений. Шатровые храмы типа восьмерик на четверике (подобные аналогичным каменным) —Петропавловская ц. на Лычном о-ве в Кондопожском р-не Карелии (1620, сер. XVIII в.), Воскресенская ц. в М. Немнюге Пинежского р-на АО (1642, не сохр.), Варваринская ц. в Яндомозере Медвежьегорского р-на Карелии (1650), ц. Рождества Богоматери в с. Гимрека Подпорожского р-на Ленинградской обл. (1659-1695), ц. Иоанна Златоуста в с. Саунине Каргопольского р-на АО (1665).
Поздние шатровые храмы часто достигали огромных размеров — церкви Покрова в Лядинах (1743), Успения в Кондопоге в Карелии (1774), Димитрия Солунского в с. В. Уфтюга Красноборского р-на АО (1786). Сохранился один монастырский трапезный храм — Никольская ц. бывш. Муезерского Троицкого монастыря (1602-1605) в Беломорском р-не Карелии. Есть и 2-придельные 3-шатровые композиции — Успенский собор в Кеми в Карелии (1711-1717). Единственный сохранившийся пример перекрытия четверика бочкой (происшедшей, вероятно, от закомары) — ц. Благовещения в с. Пустынька Плесецкого р-на АО (1719). Крещатая (т. е. 4-фасадная) бочка является, по-видимому, деревянным аналогом «горки кокошников». Храмы с таким завершением могут быть 3-главыми (вмч. Георгия в с. Пермогорье Красноборского р-на АО (1665) и в Среднепогостском приходе на р. Ёрга Верхнетоемского р-на АО (1685)), 5-главыми (ц. Богоявления в с. Палтога (1733, сохр. только 1 глава) и ц. Успения в с. Девятины (1770), обе — в Вытегорском р-не Вологодской обл., а также ц. вмч. Димитрия Солунского в с. Щелейки Подпорожского р-на Ленинградской обл. (1780-1783)) и многоглавыми. Параллелью «горке кокошников» было и распространенное в Поонежье и на Поморском берегу Белого моря кубоватое завершение — 4-скатная пучинистая кровля, напоминающая луковицу (Вознесенская ц. (1669) из с. Кушерека, ныне в музее «Малые Карелы», Петропавловская ц. (1696?) в с. Вирма Беломорского р-на Карелии и др.).
- Четвериковые храмы под 4-скатной крышей копировали формы аналогичных каменных, появившихся в кон. XVII в., но в отличие от них чаще всего были одноглавыми (ц. Спаса Нерукотворного в дер. Н. Починок на р. Моломе, Кировская обл. (1717), и мн. др.); 5-главая ц. Преображения в дер. Ижма близ Архангельска (1679) была, вероятно, до перестройки 3-главой. Одноглавые храмы типа восьмерик на четверике распространены не менее, чем их каменные прообразы, преимущественно в Центр. России.

- Типологически более поздними, чем «простые» композиции, являются храмы с комбинированными вариантами завершений. Шатер на крещатой бочке (последняя оформляла переход от четверика к шатру) распространился на Пинеге и Мезени. К сожалению, почти не осталось храмов этого типа (среди них Юрома, см. выше), целиком сохранились лишь 5-главые церкви Богородицы Одигитрии в с. Кимжа Мезенского р-на АО (1763) и прор. Илии при Артемиеве Веркольском мон-ре в Пинежском р-не АО (1697, 1869). Ряд живописных 9-главых композиций был создан сочетаниями крещатой бочки с восьмериком (ц. св. Иоанна Предтечи в с. Шуя близ Петрозаводска (сер. XVIII в., не сохр.)) и кубоватым покрытием (Никольская ц. в с. Бережная Дуброва Плесецкого р-на АО (1678)), а также размещением дополнительных глав на четверике вокруг шатра (Ильинская ц. в с. Чухчерьма Холмогорского р-на АО (1659, не сохр.) и Сретенская ц. в Заостровье (Рикасове) Приморского р-на АО (1688)) или на восьмерике вокруг центральной главы (церкви Покровская в Кижах и Богоявленская в Лядинах).
- Крестообразные храмы (с боковыми прирубами) отличаются, как правило, значительными размерами. На популярность шатровых храмов этого типа могли повлиять формы ц. Вознесения в Коломенском. Особенно близки к ней храмы со слабо выступающими прирубами — церкви Вознесения в с. Пияла Онежского р-на АО (1651; с 4 главками на прирубах) и Успения в с. Варзуга Терского р-на Мурманской обл. (1674). Позже строились и близкие по типу кубоватые 9-главые храмы — Владимирский в с. Подпорожье (1757) и Преображенский (1786) в с. Турчасове — оба в Онежском р-не АО.
Ветви креста могли иметь и более обособленные объемы, достаточно низкие относительно центрального шатра (ц. Успения из Александро-Куштского мон-ря, ныне на территории Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (сер. XVI в.)) или, наоборот, высокие (ц. Успения из с. Передки, ныне в музее «Витославлицы» в Вел. Новгороде (20-30-е гг. XVI в., завершение перестроено в 90-х гг. XVII в.)).

Особое место занимает центрическая 5-шатровая композиция ц. Св. Троицы в с. Нёнокса (1727-1729), на которую оказал влияние образ собора Покрова на Рву. Под его влиянием был построен и описанный в летописи 6-шатровый Успенский собор Трифонова Вятского мон-ря (ок. 1595). Известен вариант с крестообразной 5-банной композицией (ц. Воскресения в Верхоленске Иркутской обл. (1792-1795, не сохр.)). Крестообразные храмы могли также завершаться крещатой бочкой (Успенская ц. в с. Нелазском Череповецкого р-на Вологодской обл. (1694, 1856)).

Особое место занимают грандиозные крестообразные деревянные храмы, подражавшие каменным соборным. 5-главый четверик собора арх. Михаила в Шенкурске АО (1681, не сохр.) имел высокие прирубы с дополнительными главами; в целом похожий Воскресенский собор в г. Кола Мурманской обл. (1681, не сохр.) имел также два 5-главых придела, что создавало уникальную 19-главую композицию.

-К древней разновидности многоярусных храмов относятся храмы из нескольких срубов с 8-скатными покрытиями, поставленных друг на друга; до наст, времени сохранилась только ц. Рождества св. Иоанна Предтечи Ширкова погоста в Тверской обл. (1694).

Под влиянием каменных храмов нарышкинского стиля возникли восьмериковые ярусные храмы, наиболее эффектные из которых имеют 3 и более яруса (церкви прор. Илии в Белозерске (1690), Вознесения в Торжке (1717) и др.); этот тип получил дальнейшее развитие — церкви прор. Илии в с. Цыпине близ Кириллова (1755, сохр. частично), Сретения погоста Пески в Московской обл. (2-я пол. XVIII в., 1858), Рождества Богородицы в с. Поповка (Каликино) Вожегодского р-на Вологодской обл. (1783, не сохр.) и др.

Вершинами развития русского деревянного зодчества стали многоглавые многоярусные храмы (в основе — восьмерик от земли с 4 прирубами), архитектура которых отражала представления об образе Небесного Иерусалима. Все они расположены на Онежском оз. или недалеко от него: 21-гла-
вый (первоначально, возможно, 25-главый) Покровский храм в с. Анхимове Вытегорского р-на Во-
логодской обл. (1708, сгорел в 1963), 22-главая Преображенская ц. Кижского погоста (1714), а также построенная по их образцу 12-главая Никольская ц. Оштинского погоста Вытегорского р-на Вологодской обл. (1791, не сохр.).

Деревянные колокольни имеют в основе столбовую конструкцию. Известны всего 2 колокольни с открытыми столбами — в с. Кимжа Мезенского р-на АО (1763, не сохр.) и в с. Ракула Холмогорского р-на АО, имевшая уникальное 5-шатровое завершение. Обычно же каркас столбов был скрыт срубом колокольни — в с. Цивозере Краснобои ского р-на АО (1658) и из с. Кулиш Дракованово, ныне в музее «Малие Карелы» (XVII в.). Завершались деревянные колокольни шатрами, с XVIII в. также купольными покрытиями.

На Украине сохранилось много деревянных храмов, особенно это касается юго-запада страны, где они избежали тотального истребления в 20-30-х гг. XX в. За исключением ряда сооружений этого региона, сохранившиеся памятники не старше XVIII в. Основной тип деревянного храма — 3-срубный. В западе сруба («бабинце») стояли женщины и совершались отпевания, в основной части (иногда называлась «наш т. е. неф) стояли мужчины, в востоке находился алтарь. 5-срубные храмы
встречаются значительно реже, преимущественно на востоке страны. Уникальным произведением является 9-срубный Троицкий собор в Новомосковске Днепропетровской обл. (70-е гг. XVIII в., мастер Я. Погребняк; перестроен архит. 3. Ю. Харманским в 1888). Для Киевщины и Левобережной Украины характерны высокие барочные завершения-бани (Покровская ц. в г. Фастове Киевской обл. (1779-1781)); часто встречаются 5-срубные храмы с 1, 3, редко 5 (Никольская ц. в с. Нов. Ропск
Брянской обл. (1732)) главами. На Подолье преобладают 3-частные композиции, чаще 3-главые, с пирамидальными завершениями, весьма близки к волынским и галицким с той, однако, особенностью, что часто здесь боковые верхи объединялись под одной кровлей (ц. Иоанна Богослова в с. Скорики Тернополькой обл. (XVII в.)) имеют строгие шатровые и шлемовидные верхи. Для волынской школы характерны невысокие одноглавые 3-частные храмы, часто с колокольней с запада. Типичны простота композиции, лаконичность масс, незначительные размеры и приземистые пропорции, придающие волынским храмам особую прелесть и очарование.

Храмы Галицкой школы также 3-частные, с обособленными восьмериковыми объемами и эффектными барочными луковицами. Наблюдается разнообразие композиций живописных верхов-"бань", различных по форме и размерам, широких навесов кровли "поддашь" или "опасань", обшивка сруба серебристым гонтом: церкви св. Юра в Дрогобыше (XV-XVIII вв.), св. Параскевы
в Крехове (1658), Николаевская в Каменке-Бугской (1667) —все в Львовской обл.

Особое место занимают произвевия правосл. деревянного зодчества Карпат, отразившие влияние архитектурных традиций сопредельных территорий Украины, Румынии и Польши. Постройки срубные, с многозаломными пирамидальными завершениями, верхние ярусы стен, башен и кровель обшивались гонгом. Характерны отдельно стоящие четвериковые звонницы, массивные, невысокие, как правило, 2-ярусные, реже 3-ярусные.

Можно выделить 4 основных архитектурных типа храмов.

- Гуцульский (восток Закарпатской обл., Ивано-Франковская обл.) — крестообразные одноглавые храмы с очень короткими в плане рукавами и пирамидальным верхом без залома: ц. Рождества Богородицы в с. Криворовня Ивано-Франковской обл. (1818), Воскресенская
(«Струковская») ц. в пос. Ясиня Закарпатской обл. (1824)

- Бойковский тип (север Закарпатской, юго-запад Львовской обл. Украины, юго-восток Подкарпатского воеводства в Польше) считается самым архаичным, с 3-частной композицией из
практически одинаковых объемов. Войковская школа народного зодчества создала оригинальные храмы с большим количеством заломов (церковь в Маткове, XVIII в., церковь Николая, перенесенная во Львов из села Кривки, 1763,). Такое количество заломов, кроме зданий бойковской школы, имеют только храмы Приднепровья и Слобожанщины, различающиеся между собой пропорциями вертикальных и наклонных частей залома. В бойковской архитектуре вертикальные и горизонтальные части очень невысоки и малы сравнительно с шириной "бани" — купола. Михайловская в с. Вышка Закарпатской обл. (ок. 1700, 60-е гг. XVIII в.), ап. Луки в с. Орявчик Львовской обл. (1862).
- Лемковский тип также 3-частный, но отличается динамичным возрастанием композиции от алтаря к колокольне и барочными завершениями всех кровель; нижний ярус окружен открытой галереей. Вариант храма XIV—XV веков, сложившийся под воздействием готики, как, например, храмы с высокой башней-колокольней над притвором (церковь в Стеблевке, 1643) или же храмы с асимметричной композицией куполов, где самый низкий "верх" над апсидой, более высокий над нефом и самый высокий в виде башни над притвором. Памятники этого типа расположены в основном в Польше (юго-запад Подкарпатского и юго-восток Малопольского воеводств) и на северо-востоке Словакии; на западе Закарпатской обл. К лемковскому типу относятся Михайловская ц. из с. Шерестова, ныне в Ужгороде (1777), и Покровская ц. из с. Канора, ныне в Киеве (1792).

- Памятники марамурешской школы, прообразами которых были каменные готические храмы
Трансильвании и сев.-вост. Венгрии, имеют 3-частную композицию. Внешне выделен только алтарь; притвор и основная часть храма покрыты общей высокой вальмовой кровлей (с уступом или без), над западной частью установлена высокая колокольня с «готическим» завершением. Более 30 храмов этой группы находится на северо-востоке области Марамуреш в Румынии; другие расположены на юго-востоке Закарпатской обл. Буковинская школа народного зодчества, в храмах которой отсутствуют "опасанья" и "поддашья". Монументальная четырехскатная кровля скрывает три срубных купола, иногда имеющих по одному Среди них выделяются Никольские храмы из с. Ср. Водяное (верхний - 1428, ок. 1600, ок. 1760, нижний — сер. XVII в.), а также церкви т. и. хустской группы: Михайловская в с. Крайникове (1668), Параскевы Пятницы в с. Александрова (1753), Николаевские в селах Сокирница (1770) и Данилово (1779), Рождественская в с. Стеблевка (1797, не сохр.). Ряд церквей
центральной части Закарпатской обл. (напр., Дмитриевская в с. Репинном (1780), Св. Духа в с. Колочава-Горб (1795) и Введенская в с. Буковец (1808)) имеет черты, общие для лемковского и мара-
мурешского типов.

Приднепровская школа народного зодчества отличается от уже рассмотренных тем, что здесь как вертикальные, так и наклонные части залома достигают значительной высоты. Кроме того, вертикальные части залома "бани" значительно превосходят по высоте наклонные. Благодаря этому храмы приднепровской школы величественны и монументальны, достигая порой высоты тридцати пяти — сорока метров. В них очень часто отсутствует "опасанье" или "поддашье", а вместо гонта стены обшиты досками.

Вывод

На Руси существовали два типа деревянных церквей. Первыйпрямоугольный в плане сруб (клеть), покрытый двускатной кровлей, которая увенчана главкой. К этому основному объему примыкают более низкие срубы с восточной (алтарь) и западной стороны (притвор), также покрытые двускатной кровлей (такова Лазаревская церковь Муромского монастыря, 14 в.).

Второй тип — так называемые шатровые церкви, характерный признак которых — высокая центральная башня с маленьким куполом. Шатровые церкви отличаются большой динамичностью и живописностью. В общем городском или сельском ансамбле они выделялись своей устремленностью вверх, монументальностью, нарядностью.

Формы деревянных шатровых храмов оказали сильное влияние на храмовую архитектуру 16 в. Деревянная храмовая архитектура продолжала развиваться в 17 и 18 вв. Именно в это время она обрела свои зрелые формы, о чем свидетельствует замечательная церковь погоста Кижи (нач. 18 в. )

Деревянное зодчество русского Севера имело свои типологические особенности, сохранившиеся и в следующем XVIII столетии. Это клетские (наиболее простые и традиционные), шатровые, ярусные (конец XVII в.) и многоглавые церкви. Три последних типа могли иметь планы разной конфигурации и многообразные конструктивные решения венчающей части («восьмерик на четверике», «бочка», «куб», «крещатая бочка» и т.д.). Храмы имели срубную конструкцию с врубкой бревен в «обло»- с выносом концов — и в «лапу» — без выносов, каркасными могли быть стены притворов и отдельно стоящих колоколен. Характерный храмовый комплекс мог состоять их двух церквей — летней и зимней — и колокольни.

Для Русского Севера, где погосты служили средоточием жизни обширной округи, были характерны ансамбли — из холодного летнего (как правило,большего), теплого зимнего храмов и колокольни. Выдающимся образцом был Великодворский погост в Юроме Лешуконского р-на Архангельской обл. (далее: АО) с церквами арх. Михаила (1685) и прор. Илии (1729). До наст, времени сохранилось всего 4 ансамбля-«тройника»: в Малошуйке Онежского р-на АО (церкви Никольская (1638) и Сретенская (1873), колокольня (1807) и в Нёноксе под Северодвинском (церкви Троицкая (1727-1729) и Никольская (1763), колокольня (1834)), а также в Лядинах Каргопольского р-на АО (церкви Покровская (1743) и Богоявленская (1793), колокольня) и на о-ве Кижи в Карелии (церкви Преображенская (1714) и Покровская (1694, 1764), колокольня (1874)). Иногда строились ансамбли из 3 храмов и колокольни, напр. В с. Шуерецком Беломорского р-на Карелии (церкви Параскевы Пятницы (1666), Николы (1753), Климента (1787), колокольня) иве. Чекуеве Онежского р-на АО (церкви Успения (1675), Сретения (1677), Преображения (1689), колокольня (1740)).

Деревянное церковное зодчество в Украине — это трехчастные церкви нескольких типов (хустский тип — с высокой башней и шпилем на западном фасаде и скатной кровлей с большими выносами, лемковский — с открытыми в интерьер куполами над алтарем и над нефом и колокольней-доминантой над притвором, бойковский — с тремя равновеликими главами по оси, гуцульский — с крестообразным планом и главой в центре, а также пятиглавые украинские храмы с куполами по ветвям креста и планом, похожим на план храма гуцульского типа; такие пятиглавые церкви распространены далеко на восток, вплоть до казачьих земель Войска Донского; храмы, подобные бойковским, есть и в Белоруссии, а первые два типа принадлежат карпатскому региону и, в отличие от остальных, свидетельствуют о сильном влиянии западноевропейской каменной архитектуры).

Видимо, уже во второй половине XVI века были созданы различные конструктивные и архитектурно-художественные варианты соединения квадратного или восьмигранного в основе сруба с пирамидальными квадратными или восьмигранными куполами (банями), имеющими от одного до нескольких заломов.

Для защиты сруба от влаги его обшивают гонтом и устраивают широкий защитный навес на столбах или консолях — остатках бревен. Гонт мягко облегает формы сруба, создавая живописный и пластичный переход от одной формы в другую. В этом особенное очарование украинских деревянных церквей. Сохранился ряд первоклассных деревянных сооружений этого времени, как например, небольшая церковь Святого Духа в Рогатине (I половина XVII в.). Она удачно поставлена на холме, у слияния небольших речушек. Впечатление монументальности усиливается широким навесом на кронштейнах и четким, остро-очерченным силуэтом завершения. В интерьере на фоне светло-коричневых стен выделяется позолотой и сочной живописью резной иконостас.

Церковь Воздвиженья в Дрогобыче (ок.1636 г.) создает вместе с колокольней оборонного типа прекрасный ансамбль, отличающийся редкостной гармонией форм. Из широкого "опасанья" вздымается башня-колокольня. Стремительное движение вверх перехвачено ритмом арочек и передано могучему шатру завершения. Церковь, подобно колокольне, имеет лаконичную композицию. К среднему башнеобразному срубу с востока прилепился низенький граненый алтарь, а с запада — притвор с аркадой-гульбищем и маленьким шатровым верхом, сооруженным в 1715 году. Интерьер храма предельно прост. Небольшой двухъярусный иконостас сделан с таким расчетом, чтобы не закрывать фигурного выреза-арки, сквозь который видна алтарная роспись. Выше выреза-арки также есть росписи, объединенные идейным замыслом с иконостасом.

Наиболее совершенным трехкупольным храмом с квадратными верхами и с тремя заломами является церковь в селе Клицко (1603), а с восьмигранными верхами — церковь Юра в Дрогобыче (XVII в.).

Своеобразная по своей композиции колокольня образует вместе с церковью в селе Клицко неповторимый по живописности ансамбль. В колокольне причудливо слились монументальные формы оборонных башен (широкий свес в завершении, где устраивались бойницы для обстрела подошвы стены— "подсябитье") и живописное венчание "баней" такой же формы, как и церковные. Отметим, что в украинской архитектуре разрабатывались два основных типа колоколен, где у одних сохранялись в более чистом виде оборонные черты, как в колокольне церкви Воздвиженья в Дрогобыче, а у других преобладали формы церковных "бань", как в колокольнях церкви Юра в Дрогобыче или церкви Залужья.

Церковь Юра в Дрогобыче выделяется изысканной композицией. Низенькая аркада, переходящая в широкое "опасанье" в восточной части церкви, создает закономерный переход к внутреннему пространству и вместе с тем светотеневой игрой облегчает тяжесть масс. Глаз влекут текучие мягкие формы, обшитые гонтом, создающим пластичные переходы от изящных маленьких прирубов-часовенок ("крылосов") с дробными членениями к мощным формам "бань". Монументальность храма усиливается удачно найденными пропорциями и контрастом больших объемов и деталей. Интерьер храма, подобно внешнему облику, построен на сопоставлении миниатюрных интерьеров часовенок, видных сквозь арочные вырезы, с простором большого главного помещения. Покрывающие сплошным ковром все стены храма, выполненные в неяркой гамме, росписи как нельзя лучше гармонируют с архитектурой интерьера и резным позолоченным иконостасом, придавая помещению уют.

Самая характерная особенность, отличающая украинские деревянные храмы от сооружений других народов, состоит в том, что церковное помещение перекрыто не плоским потолком, а башнеобразным срубом большой высоты. Благодаря этому принцип высотного раскрытия внутреннего пространства в украинском деревянном зодчестве доведен до высшего совершенства. В украинских культовых зданиях всегда есть полное соответствие внутреннего пространства и внешней архитектуры. Храмы снаружи имеют вид нескольких башен ("бань"), сгруппированных по определенной системе (три, пять, семь и девять "бань"). Они не имеют ни главных, ни второстепенных фасадов, но сделаны так, как ваятель создает статую в расчете на обозрение ее со всех сторон, на восприятие в пространстве. Они поражают дивной гармонией, чаруют интимностью и задушевной поэзией. Простыми средствами, в таком непритязательном материале, как дерево, народные мастера создали совершенные сооружения, в которых порыв, стремление к возвышенному нашли наиболее полное выражение.

Второй особенностью украинских деревянных храмов является, при ограниченном числе типов плана, огромное количество сочетаний и вариаций формы плана нижних, средних и верхних частей здания. Найденные удачные сочетания и формы никогда не застывают, они постоянно усовершенствуются, создаются новые комбинации основных элементов, что приводит к чрезвычайному разнообразию и богатству архитектуры.

В интерьере этих творений народных зодчих поражает своеобразие куполов, смелых и торжественных в их стремительном взлете вверх. Зрительное впечатление грандиозности пространства усиливается оттого, что стены делаются с небольшим наклоном внутрь, а линии граней срубов то сближаются в заломах, то устремляются ввысь, создавая обилие ракурсов, иллюзию движения и огромной высоты. Фигурные вырезные "арки", сказочные по выдумке и разнообразию, придают интерьерам неповторимую воздушность, свободу, красоту и живописность.

До середины XVII века наиболее характерными были скромные по размерам и по высоте храмы. Свет проникал внутрь сквозь маленькие окна, мерцая слабыми отблесками на позолоте иконостасов, создавая таинственное мистическое настроение. Но после освободительной войны положение резко изменилось. Теперь стали сооружать просторные и высокие храмы с многочисленными громадными окнами, сквозь которые свободно вливаются потоки солнечных лучей, заливая храм ярким светом, сияя в позолоте громадных иконостасов, усиливая необычайно торжественное и радостное настроение. Существенно, что значительная высота храмов повлекла за собой не только изменение количества заломов (с двух до шести), но, что особенно важно, увеличилась высота слагающих заломы частей (в сооружениях Приднепровья и Слабожанщины).

Общие приемы композиции башнеобразных объемов ("бань"), их пропорциональный строй по-своему варьируются в различных областях Украины.

Блестящими примерами созданных народными мастерами в XVII—XVIII веках деревянных сооружений может служить стройный пятикупольный, крестовый в плане храм Покрова в Ромнах (1764) высотой до тридцати двух метров или крестовый однокупольный храм в Верхнем Бишкине (1722), у которого среди четырех низеньких граненых в плане помещений на тридцатисемиметровую высоту возносится могучая восьмигранная башня с четырьмя заломами. Подобно внешней архитектуре, и интерьер обладает особой торжественностью, залитый светом многочисленных окон. Его боковые помещения объединены в единое пространство арками-вырезами, имеющими причудливую оригинальную форму.

Пятикупольная Вознесенская церковь в Березне (1761, мастер Панас Шелудько из Нежина) имеет две башни у притвора. На пятнадцатиметровой высоте между башнями устроен балкон, разделенный стеной притвора на две части. С балкона открываются бескрайние просторы Придесенья, а с другой стороны — обширный интерьер храма тридцатиметровой высоты. Чтобы создать цельное нерасчлененное внутреннее пространство, Шелудько отказался от арок-вырезов в стенах боковых срубов, прилегающих к центральному. Пять куполов он смело поставил при помощи системы парусов только на внешние стены, благодаря чему образовалось единое крестообразное пространство храма.

Появление двух башен у западной части храмов в Новых Млинах и Березне можно объяснить влиянием архитектуры каменных храмов XVII века с башнями на западном фасаде (храм в Белостоке, Богоявленский и Никольский соборы в Киеве, Троицкий собор в Чернигове).

Троицкий собор (1773—1778, мастер Яким Погребняк) в Новоселице является вершиной украинского деревянного зодчества. Девять граненых башен создают необычайно красивый и величественный храм высотой в тридцать семь метров. Интерьер образован группировкой девяти помещений при помощи огромных двухъярусных арок-вырезов. Здесь можно видеть, как из отдельной ячейки храма — башни — сруба в результате ее развития и усложнения заломами рождается тот могучий порыв, который пронизывает все здание в целом и достигает своего апогея в центральном куполе ("бане"). Перед вошедшим в собор развертывается захватывающая игра огромных ароквырезов, объединяющих пространство девяти башен-"бань". Они то пересекаются, то сходятся, все время направляя глаз к залитым светом "баням", с которыми контрастируют тонущие в полусвете нижние части здания, создавая ощущение необъятной огромности.

Деревянные храмы с колокольнями невдалеке поставлены всегда продуманно, на небольшом холмике в окружении деревьев. Обнесенные оградой, они создают неповторимый по своеобразию ансамбль, становясь неотъемлемой частью украинского ландшафта. Главным в таком ансамбле является храм; гармонично связанная с ним колокольня по высоте никогда не превышает его; перекликаясь с ним своими формами, она служит храму органическим дополнением.

В XVII—XVIII веках в строительстве колоколен почти исчезают оборонные черты; теперь преобладают многоярусные сооружения с открытыми аркадами и "поддашьем" внизу. Самый ранний образец подобной колокольни можно видеть на гравюре в книге Акафистов (1667,). Почти полностью повторяет ее колокольня в Ясенице (XVIII в.), где художественная выразительность достигнута арочным мотивом, ритм которого убывает с каждым ярусом. Благодаря этому создается легкий силуэт с живописной игрой освещенных и затененных мест. Завершается колокольня изящной шатровой "баней" на низеньком восьмерике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: