ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЛАКАТ
Классификация плакатов
Плакаты классифицируются по:
- назначению
- техническому воспроизведению
- средствам исполнения
- жанрам.
В зависимости от назначения плакаты можно разделить на:
· политические (агитационные, пропагандистские)
· рекламные (театральные, киноплакаты, цирковые, выставочные и т.д.)
· инструктивные (по технике безопасности, сангигиене, агротехнике и т.д.)
· учебные
· монографические (п освященные выдающимся деятелям, событиям, юбилеям).
По технике воспроизведения плакаты бывают:
- печатные
- трафаретные
- рисованные от руки
- световые
- объемные.
Плакаты делятся и по жанрам:
- призывные
- сатирические
- юмористические
- шрифтовые.
Художественный плакат предназначен для расклейки на улицах города или в общественных помещениях, в вагонах метро, трамваев…
Плакат – это сравнительно крупное по размеру изображение с текстом, в котором художественный образ возникает от взаимодействия слова и изображения.
Плакат может состоять из одного шрифта, но художественным он станет только в том случае, когда само начертание и расположение шрифта несет в себе образность.
Если в плакате формально нет текста, значит, само изображение превращено в знак или иероглиф и является носителем конкретного содержания.
Плакат обязан давать ясную информацию, поэтому часто плакат создается одним шрифтом, его графикой, подкрепленной цветом и тоном.
Исторические сведения
Плакат – один из самых молодых видов изобразительного искусства. – Разновидность графики – окончательно сложился в конце ХIХ века.
Рождение плаката связано с появившимися возможностями воспроизведения текстов и изображений, хотя бы малыми тиражами.
Задачи и средства плаката
Первая задача – заставить зрителя обратить на себя внимание.
Средства – крупный размер, яркий цвет, острый текст, неожиданное пятно и ритм.
Вторая – донести до зрителя смысл плаката.
Средства – необходим зрительный образ. Восприятие образа моментально.
В плакате часто используется изобразительная метафора, краткий текст, ясные символы и знаки. Плакатный образ возникает на стыке текста и изображения.
Плакат имеет достаточно средств выразительности – цвет, линия, фактура. В нем может использоваться любая графическая техника, фотография, живопись, даже элементы скульптуры.
Плакат, как никакое другое искусство, востребован в переломные моменты истории. Агитационный плакат получает колоссальное распространение. Настоящий расцвет отечественного плаката начинается в период Октябрьской революции и гражданской войны, а затем восстановления народного хозяйства. Большинство изданных в 1914-1919 годах политических плакатов разных стран стремятся подогреть патриотические чувства народов, работая над созданием образа героя и врага.
Большой вклад в дело мобилизации народа на борьбу с врагом сделали плакаты советских художников во время Великой Отечественной войны. Именно в такое судьбоносное время, когда надо объединить все силы под знаменем общей идеи, значение плаката трудно переоценить. Ясный лозунг, облаченный в страстный художественный образ, вызывающий такие сильные чувства, как ненависть и любовь, гордость и презрение, помогали людям преодолеть лишения и голод, физические и душевные муки, идти к победе, например, И.Тоидзе «Родина-мать зовет!» 1941 г.
Мировая практика показывает, что не только общие тенденции развития искусства влияют на плакат, но и сам плакат влияет на воспитание искусства.
На Западе абстрактное искусство стало популярным именно благодаря рекламному плакату, часто использующему его идеи и формы.
В Современном плакате значительное место отводится отражению социальных и нравственных тем.