Источники и механизмы изменений культуры

Многозначность понятия культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь.

Современная культурология насчитывает несколько сотен определений культуры. Почему так много? Причины многозначности определения культуры в том что культура очень сложна по своей структуре, она имеет множество форм, которые называются национальными культурами, культура находится в постоянном процессе развития и имеет различные исторические формы. К основным типам опред. Культуры относятся: - Перечислит.тип: система знаний и традиций, верований, обычаев и навыков; - Функцион тип: К – это функция общества и способ его существования; - Деятельный тип: К – это духовная основа всех видов человеч деятельности, т.к. определяет ее(деятельности) цели, правила и нормы и вырабатывает знания и навыки необходимые для вида деятельности; - Ценностный тип: система ценностей которые создает человек на протяжении своего историч развития; - Субъективно-личностный тип: мера развития человека и общества. В этом определении культура рассматривается с точки зрения развития и совершенств.самого человека; - Символич. тип: К представляет собой систему символов и значений, кот находят выражение в ее знаках и символах.

Материальная культура подразделяется на:

— производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;

— воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Понятие духовной культуры:

— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

КУЛЬТУРНЫЕНОРМЫ-понятие, очерчивающеестандартыдеятельностилюдей. Внихсодержатсяпобужденияиограничения, разрешенияизапреты. К. н. ориентируютчеловеканато, какименноследуетпоступатьвсоответствииспредставлениямиодолжном, существующемвтойилиинойкультуре.Онивыражаюталгоритмичностькультуры, внихзакрепленасовокупностьдеятельностныхсхем, обеспечивающихпреемственность. Вотличиеотдругихнорм (правовых, административных, технологическихит. д.), К. н. носятболеегибкий, подвижный, относительномягкийхарактер.

Традициивозниклидавно, ивдревниевекаониопределялиобщественнуюиличнуюжизньчеловека. Традициисодержалинаставления, нравственно-эстетическиенормы, правилаинавыкихозяйственнойдеятельности, устройстважилища, способывоспитаниядетей, оказанияпомощибольным, использованиялекарственныхсредств. Устойчивость, повторяемость, закреплениевобычаях – всеэтосделалотрадициюсредствомпередачикультурынарода. Традициифункционируютвовсехсоциальныхсистемахиявляютсянеобходимымусловиемихжизнедеятельности. Плохоеотношениектрадициямприводиткнарушениюпреемственностивразвитииобществаикультуры, кутратеценныхдостиженийчеловечества.Традицияявляетсяоднойизважныхкатегорийтеориикультуры. Всеобщностьиуниверсальностьэтойкатегорииопределяетсятем, чтотрадицииприсутствуютвовсехсферах – вматериальной, политической, художественной, нравственной, бытовой, физическойкультуре.

Ценность — естьопределеннаяобъективнаяобъектность, находящаясявобладанииконкретногосубъектаправа (человекаилигруппылюдей). Культурнойценностью называетсяопределеннаяобъективнаяобъектность, котораянаходясьвобладаниичастноголица, группылицилигосударства, представляется универсальной (выдающейсяуниверсальной) ценностью;гдеУ ниверсальнаяценность — естьматериальныйпредмет (объект), вкоторомвыявленосодержаниедуховнойценности, значимойдляширокогокругасубъектов, какотдельныхиндивидов, такиразличныхсоциальныхгрупп (сословий, корпораций, религиозныхконфессийклассов, народов, нацийиливсегочеловечества); Выдающаясяуниверсальнаяценность — этокультурнуюценностьзначимаядлямировогосообщества.

12Осн. Функц. Культ.: функция духовного производства, ф-я целепологания, ф-я соц трансляции, ф-я коммуникации.

Духовноепроизводство - этопроизводствоновыхдуховныхценностей. Вформенаучныхтрудовилитературныхсочинений, произведенийскульптурыиархитектуры, музыкииживописи, кинофильмовителевизионныхпередач, которыенесутсозданныеихавторамиидеиивзгляды, образыичувства, оценкиипредставления. Духовноепроизводство, связаноспроизводствомматериальным. Назначениедуховногопроизводства: удовлетворитьдуховныепотребностичеловекаивоздействоватьнаегосознание. Особенностидуховногопроизводства: Егопродуктысоздаютсянетолькодляудовлетворениясуществующейвобществепотребностивтехилииныхдуховныхблагах, ноидлясамореализациимыслителя, художникаит.д. Междумоментомсозданиядуховногопродуктаивременемраскрытияегозначениядлядругихлюдейнередкосуществуетразрыв.

Целепологания - формированиеосновныхжизненныхпринциповиидеалов, развитиедуховныхкачеств. Развитиечерезматеркультурувкусакопределеннымтехничдостижениям. Вмоментрожденияспервыхшаговчеловекначинаеттворить, чтоявляетсяестественнойпотребностьюзакономерностьюразвития.

Функциятрансляции (передачи) социальногоопыта. Ееназываютфункциейисторическойпреемственностиилиинформационной. Культурапредставляетсобойсложнуюзнаковуюсистему. Онавыступаетединственныммеханизмомпередачисоциальногоопытаотпоколениякпоколению, отэпохикэпохе, отоднойстраныкдругой. Ведькромекультурыобществонерасполагаетникакиминыммеханизмомтрансляциивсегобогатстваопыта, которыйинакопленлюдьми. Поэтомунеслучайнокультурусчитаютсоциальнойпамятьючеловечества.

Коммуникативная – Науровнеязыкапроисходитсвязьвмалыхибольшихсоцгруппах. Символическийязыкрисунковпрошлыхлетдаетвозможностьпостичьглубинызнаниядревнихегиптян, шумеров, ацтеков. Музыкавсвоихсимволическихзнакахпередаетопытдуховныхпереживаний. Средствамассовойпечатикиноспособнывкратчайшийсрокобъединить, датьопределенноезнаниябольшомукол-вулюдей.

13.Осн. Функц. Культ: функц. Адаптации, функц. Социализации, компенсаторнаяфункц.

Адаптации – черезкультурупроисходитприспособлениекновымусловиям(миграция), конденсаторомкультурыеесимволическимвыразителемявляетсяязыкспомощьюкоторогочеловекприспосабливается.

Социализации – культураформируетсоцгруппы. Эволюционночеловекпоставленвусловиявыживаниявсообществе.

Компенсаторная – многиевидыискусстваспособнывосстановитьутраченныефизическиеидуховныесилычеловека (физ.куль-ра, танец, музыка, театр

14. Культурная динамика исследуетсоциокультурныеизмененияспозицийразличениятиповкультурноговлиянияихарактеракультурныхизменений.

Вкультурологииразличают 3 типамидинамики: фазовойилиэтапной; циклическойиинверсионной. Наиболеепростаяконцепциякультурногоразвития - традиционнаятеориялинейногопрогресса, т.е. целенаправленногопоступательногодвижениякультурныхформ, которыйпонимаетсявдухеэволюционизмакаксовершенствованиечеловеческогорода, общества, отдельногочеловека, атакжерезультатовеематериальнойидуховнойдеятельности. Этоттипкультурнойдинамикиполучилназваниефазового, илиэтапного. Дляегоизученияиспользуетсяметодисторическойпериодизации. Ядромеевыступаютклассовыеинтересыводномизсвоихведущихразновидностей - имущественныхпреимуществ.

Ещеоднимтипомдинамикиназываютинверсию. Такойтипдинамикивозникаетвобществах, гденесложиласьпрочнаяструктура. Чемменьшестепеньстабильностиобщества, тембольшийразмахприобретаютповоротывегодуховнойиполитическойжизни.

Циклическийтипкультурнойдинамикиисходитизпредставленияотом, чтоизменениявмиреподчиненызаконуповторяемости, обратимости.Измененияврамкахциклаоказываютсяповторяющимися, обществадвижутсяпоподобнымтраекториямпротяжениимногихпоколений. Восприятиевременивнихтакжециклическое, т.е. такое, котороепериодическивозвращаетсякисходнойточке

Типыкультурныхизменений:

Культурныйупадокчащевсегосвязансослаблениемзначимостивысокихсферкультуры, еепримитивизацией, ростомпрагматичнойнаправленностиобщественногосознания, т.е. снаборомфакторов, вызванныхстандартизациейжизнивусловияхмассовогообщества. Упадоктакжеможетвыражатьсебяиликакусталость, реакциярасслаблениянапредыдущийбурныйпериодразвитиякультуры, иликакнедовольствоегорезультатами.

Культурныйкризиссопровождаетсярезкимослаблениемтрадиционныхсвязеймеждуважнейшимиэлементамииинститутамикультуры. Вследствиеэтогосистемараспадается. Кризисможетбытьокончательным, номожеттакжедатьначалоформированиюдругих, болееактуальныхэлементовиихсвязей, ставзародышемновойкультуры.

Окультурномзастоеговорят, когдаизменениянепроисходятвтечениедлительноговремени. Обществопроявляетприверженностьтрадициям, ориентируетсянаповторяемостьнорм, ценностей, смыслов, знаний, распространяетзапретнанововведения. Втакихсоциокультурныхсредахпреобладаетциклическийтипдинамики, выпрямитькоторыйвлиниюпоступательногопрогрессивногоразвитияневсостояниидажекрупныеоткрытия.

Источники и механизмы изменений культуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: