Неравномерность размещения природных ресурсов по территории Земли и стремление обладать тем, чего нет у себя, но есть у соседа, являлось во все время причиной возникновения каких-либо отношений между народами (от торговли до войн). Учитывая, что большинство используемых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется.
Разведка, рациональная добыча и использование невозобновимых ресурсов, охрана и воспроизводство возобновимых по мере их истощения и загрязнения все больше будут превращаться из внутреннего дела каждой страны и общечеловеческую проблему обеспечения выживаемости, требующую налаживания соответствующих международных отношений.
В настоящее время на одно из первых мест в международных отношениях выходит проблема рационализации природопользования и охраны окружающей природной среды. Уже существуют экологические беженцы и экологические войны. Условность государственных границ особенно видна в районах экологических бедствий.
|
|
Примером может служить Африка в районах наступления Сахары. Когда-то эта пустыня возникла на месте саванн в результате перевыпаса скота, а теперь расширяется со скоростью нескольких километров в год. Население и животный мир, спасаясь от голода и жажды, пытаются переместиться на еще пригодные для жизни территории соседних государств, что вызывает кровавые столкновения.
Всем стало ясно, что решить проблемы сохранения окружающей среды только на уровне отдельных стран в принципе невозможно. Природный комплекс каждой страны, особенно небольшой по размеру занимаемой территории, какими являются большинство стран мира, неразрывно связан с природным комплексом соседних стран или даже является их составной частью. Движение воздушных и водных масс, миграция животных не подчиняются государственным границам, и даже почвы могут перемещаться в результате пыльных бурь. Трансграничный перенос приводит к распространению загрязнения с территории одной страны на территорию другой. Например, значительная часть загрязнения на территорию Канады поступает из США, около 20% серы, ведущей к образованию кислотных дождей, поступает в страны СНГ через западную границу. В то же время выбросы предприятий, расположенных в северо-западных районах нашей страны, серьезно ухудшают экологическую обстановку Финляндии и т. д.
Единство и взаимосвязь биосферных процессов и условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна в смысле бережного отношения к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть ограждена от ухудшения качества воды, воздуха, почвы, гибели животного и растительного мира.
|
|
Поэтому мало совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране, необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в деле охраны природы.
Международное сотрудничество может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе. Его история насчитывает более ста лет. Первоначально объектом заключения договоров и конвенций была охрана тех или иных животных (например, соглашение, заключенное Россией, Японией и США о совместном использовании и охране морских котиков, Конвенция об охране дикой при]. Африки).
В настоящее время заключено около 200 различных международных соглашений, и за каждым стоит тяжелая кропотливая работа по согласованию суверенных интересов экономического развития каждой страны с интересами обеспечения выживания всего человечества. После ратификации каждой конвенции возникает необходимость внесения изменений в национальные нормативно-правовые документы, а в некоторых случаях — в серьезных изменениях в экономике.
Например, выполнение требований Конвенции по сохранению озонового слоя может нанести сильный удар по химической промышленности России. Не удивительно, что достигнутые договоренности (особенно при многостороннем сотрудничестве) иногда годами не могут вступить в силу.
На конференции ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. ряд соглашений был принят в более мягком варианте, чем предполагалось, а по некоторым вопросам к единому мнению вообще не удалось прийти. В том же году в СНГ вместо широкомасштабного Соглашения о взаимодействии в области охраны окружающей природной среды пришлось принять более узкий и менее действенный Рекомендательный законодательный акт "О принципах экологической безопасности в государствах Содружества".
Но даже если какой-либо договор заключен_и вступил в силу, главным стимулом соблюдения его условий являются пока только соображения престижа страны, а этого недостаточно, учитывая вселенскую важность регулируемых вопросов. Конечно, в случае обострения какой-либо глобальной экологической проблемы мировое сообщество может использовать и прямое давление, но гораздо разумнее уже сейчас использовать экономические инструменты воздействия. Активную работу в этом направлении ведут такие финансовые институты, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ). Существует международный механизм, в рамках которого Экологический фонд, созданный ВБ, может выкупать часть иностранного долга государства при условии выполнения им определенных природоохранных обязательств.
С помощью кредитно-инвестиционных инструментов упомянутые выше банки пытаются поддерживать экологически привлекательные проекты и, наоборот, затруднять финансирование экологически опасных.
Важнейшие документы в системе международных природоохранных отношений:
♦ Всемирная хартия охраны природы, провозгласившая и взявшая под защиту право всех форм жизни на выживание;
♦ Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду;
♦ Конвенция об изменении климата;
♦ Конвенция о биологическом разнообразии;
♦ Конвенция об охране озонового слоя;
♦ Конвенция о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны (СИТЭС);
♦ Декларация по окружающей человека среде, являющаяся сводом основополагающих принципов международного сотрудничества;
|
|
♦ Конвенция по водно-болотным угодьям;
♦ Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и еще целый ряд документов.
Международные организации осуществляют контроль за выполнением принятых договоренностей, координацию совместных усилий по охране природы и при влечению внимания общественности к экологическим проблемам. Они могут быть межгосударственными (межправительственными) или неправительственными (общественными).
Важнейшей среди межгосударственных организации является ЮНЕП, созданная ООН в 1972 г. для реализации программы защиты окружающей среды. Она занимается мониторингом окружающей природной среды, координацией всех видов международной природоохранной деятельности, разработкой научных основ управления ресурсами биосферы и поиском путей решения острых проблем современности, таких, как сокращение биологического разнообразия, вырубка лесов, деградация почв и т. п.
Отдельными сторонами природоохранной деятельности занимаются и другие отделения ООН, такие, как ЮНЕСКО (экологическое воспитание и образование населения, охрана всемирного культурного и природного наследия), Комиссия по мирному использованию космического пространства, Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции и др.
Медико-санитарные аспекты охраны окружающей среды рассматривает Всемирная организация здравоохранения.
Контроль за соблюдением строительства и эксплуатации атомных электростанций осуществляет МАГАТЭ Международное агентство по атомной энергии, созданное под эгидой ООН в 1957 г. В настоящее время в него входят 120 государств.
Среди международных неправительственных организаций важнейшей является МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов), учрежденный в 1948 г., основными направлениями деятельности которого являются издание Красных книг о редких и исчезающих видах организмов, организация заповедников и национальных природных парков, экологическое просвещение и т. п.
|
|
Вопросами сохранения биологического разнообразия активно занимается Всемирный фонд дикой природы (ВВФ).
Огромный вклад в осмысление современного кризисного состояния биосферы внес "Римский клуб" — международная научная неправительственная организация, созданная в 1984 г. и объединяющая около 100 ученых более чем из 30 стран. Мировую славу этой организации принесли работы по математическому моделированию будущего развития человечества, его взаимоотношений с биосферой и поиску путей, которые помогли бы избежать грозящей в скором времени экологической катастрофы.
Самой известной международной общественной организацией является "Гринпис" — "Зеленый мир", главным направлением деятельности которой является противодействие радиоактивному загрязнению окружающей среды. Всего в мире действует несколько сотен природоохранных организаций.
Международные форумы. Одним из важнейших направлений международного сотрудничества является организация различных встреч, совещаний и конференций, как научных, так и практических, с участием не только ученых, но и руководителей соответствующих государственных структур вплоть до премьер-министров и президентов. На этих встречах обсуждаются научные идеи в области экологии, происходит обмен опытом по управлению природопользованием, принимаются программы дальнейшего развития и заключаются международные соглашения.
Впервые проблема охраны окружающей природной среды как комплексная глобальная проблема охраны биосферы в целом, а не только отдельных видов растений и животных была рассмотрена в ООН на Межправительственной конференции в 1968 г. Результатом этой конференции было принятие одной из крупнейших научных программ "Человек и биосфера''.
Наибольшее влияние на охрану окружающей среды оказали такие международные форумы, как Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.), день открытия которой — 5 июня — был объявлен Всемирным днем окружающей среды, и Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Первая способствовала переходу к интенсивному комплексному изучению взаимодействия биосферы и человечества и созданию ЮНЕП, а вторая подвела некоторые итоги и приняла программу действий по достижению устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации в XXI веке.
Важнейшим итогом этой деятельности является призыв к переходу на путь устойчивого развития, обеспечивающий коэволюцию, т. е. совместную эволюцию природы и человека. Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов, поэтому оно заинтересовано в ее сохранении. Однако из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека — очень быстро, многие процессы деформируются, в частности, многие виды, не успевая приспособиться, вымирают, нарушая устойчивость экосистем. Человечество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции.
Международное сотрудничество по проблемам ЧС. По данным ООН, за последние двадцать лет почти миллиард жителей Земли испытал на себе последствия стихийных бедствий, в результате, как уже отмечалось, погибло около 3 млн человек. В бюджете ЕЭС предусмотрены специальные статьи расходов на совместную защиту населения. Для борьбы со стихийными бедствиями (землетрясения, оползни, наводнения, пожары, сильные снегопады), а также с технологическими авариями и катастрофами принята программа прогнозирования и предотвращения бедствий, ликвидации их последствий и восстановления разрушенных объектов и связей.
Программа ЕЭС по гражданской защите включает следующие мероприятия:
♦ распространение знаний о защитных мероприятиях и повышение качества обучения;
♦ разработка единой терминологии;
♦ установление единого телефонного номера и выделение радиочастот, предназначенных только для сообщений в случае бедствий и аварий;
♦ развитие сетей по обнаружению природных зон риска с использованием спутников;
♦ организация семинаров, симпозиумов, выставок и других общественных мероприятий;
♦ создание европейской эмблемы ГО и учреждение почетных наград.
Проблемами ЧС занимается Международная организация гражданской обороны (МОГО), созданная в 1931 г. на учредительной конференции в Париже. Штаб-квартира ее находится в Женеве. В соответствии с уставом цель МОГО — развитие и совершенствование ГО, методов и технологических средств, позволяющих предупредить или уменьшить последствия опасностей мирного и военного времени. МОГО взаимодействует с Отделом координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО), образованным в 1971 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
В 1986 г. ЮНЕП предложил программу (АПЕЛЛ), включающую:
♦ информирование населения о потенциальных опасных производствах, транспортных коммуникациях в районе массового расселения;
♦ сотрудничество местной общественности, администрации и производственников в деле предотвращения и ликвидации последствий ЧС. Эта программа поддержана и осуществляется в РФ, однако участие населения, местной общественности в этой важной работе недостаточно.
Имеется также ряд других организаций, занимающихся проблемами ЧС. Например, Европейский учебный центр подготовки к стихийным бедствиям (АФЕМ), Европейский центр предотвращения бедствий и прогнозирования землетрясений (ЕЦПП), находящийся в Греции.